Военно-учебные заведения

96

Имеют целью образование и воспитание молодых людей, посвятивших себя военной службе. До нас не дошло сведений о подобных заведениях у образованных народов древнего мира, но их значительные, правильно устроенные армии дают повод предполагать, что нечто вроде воспитательных военных учреждений и тогда существовало. В Средние века воспитание благородного юношества ограничивалось обыкновенно поручением его в звании пажа или щитоносца какому-нибудь знаменитому рыцарю, который обучал его верховой езде и всем видам фехтования. Существовали для этого также особые "рыцарские академии", впервые возникшие в Неаполе и перешедшие оттуда во Францию и Англию. Этого исключительно физического воспитания было достаточно, чтобы потом отличаться на ристалищах, поединках и битвах, решавшихся в то время личною силою, ловкостью и отвагою.

Изобретение огнестрельного оружия и происшедшее вследствие того формирование войска из наемных или вербованных дружин послужило первым поводом к усовершенствованию военного воспитания. Дворяне должны были поступать в новые, регулярные войска. Но для получения офицерских должностей требовалось уже гораздо больше подготовки, напр., уменье действовать из орудий и мушкетов, оборонять и атаковать укрепление и т. П. Так как артиллеристы и инженеры того времени составляли особые цехи, хранившие свое искусство в тайне, то сами правительства принимали на себя заботу о подготовке офицеров. Уже с начала XV века появились в Италии так называемые "школы полководцев", между которыми особенно славилась школа Alberico Barbiano.

У венецианцев в начале XVI века были артиллерийские школы. По их примеру Карл V учредил такие же школы в Бургосе и на острове Сицилии. В начале XVII стол. Возникли в Германии и Дании так называемые рыцарские академии, в которых, кроме верховой езды и гимнастики, преподавались начала математики, черчение, фортификация и артиллерия. Большинство дворян должно было, однако, начинать службу рядовыми и стараться заслужить первый офицерский чин на поле сражения. Продолжительный мир, наступивший после 30-тилетней войны, отнял у них эту надежду, и тогда вместо производства за отличия введено было производство по старшинству. Вследствие этого молодые знатные дворяне для выигрыша времени стали определяться на службу в отроческом возрасте под именем кадет (cadet — во Франции младший сын в дворянском семействе).

Некоторые же из них по особому покровительству получали это звание даже в колыбели. Чтобы избавить молодых людей от службы в строю, в неподходящей для них среде, великий курфюрст учредил в Пруссии в 1653 г. Кадетскую школу, а при Фридрихе I основан там же первый по времени кадетский корпус (1716). Примеру Пруссии вскоре последовали Саксония и Бавария. В Австрии в 1752 г. Учреждена Винер-Нейштадтская академия. Во Франции артиллерийские школы возникли еще во 2-й половине XVII века, а в 1751 г. Устроена в Париже военная школа (école militaire). Переворот, происшедший в военном искусстве во времена Фридриха Великого и Французской революции, отразился и на существовавших тогда военно-учебных заведениях. Программы их стали расширяться, и к изучавшимся до того артиллерии и фортификации из военных предметов прибавилась тактика трех родов оружия.

Одновременно стала ощущаться потребность в лицах с высшим военным образованием. Фридрих Великий учредил для этого военную академию в Берлине и, кроме того, лично занимался в Потсдаме с особенно способными офицерами. Академия эта существовала до 1810 г. Затем, как бы продолжением занятий Фридриха служили курсы военных наук, читавшиеся в Берлине способным офицерам и обратившиеся постепенно в "академию для молодых офицеров". Закрытая в 1813 г., она в 1816 г. Вновь организовалась под названием Allgemeine Kriegsschule, а в 1858 г. Наименована военной академией. По примеру Пруссии основана академия в Баварии в 1867 г. Во Франции артиллерийская и инженерная школа открыта в Меце в 1802 г., а аппликационная школа генерального штаба — в Париже в 1818 г.

В Австрии высшая военная школа учреждена в 1852 г.В России начало военно-учебным заведениям положено Петром Великим, который в 1700 г. Основал в Москве "школу математических и навигацких наук" для элементарной подготовки молодых людей к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. В 1712 г. Там же открыта "инженерная школа" на 100-150 воспитанников. В 1719 г. В Петербурге учреждены две школы. Артиллерийская и инженерная, и затем московская инженерная школа закрыта. В 1732 г. По предложению Миниха открыто в Петербурге "Офицерское училище", которое при учреждении в 1743 г. Морского кадетского корпуса переименовано было в "сухопутный кадетский корпус". В 1766 г. Размеры корпуса этого были расширены до 800 воспитанников и ему придано название "Императорского", а в 1800 г.

Он назван 1-м кадетским корпусом. Артиллерийская и инженерная школы, соединенные в 1758 и преобразованные в 1762 г., также переименованы в артиллерийский и инженерный кадетский корпус, а в 1800 г. — во 2-й кадетский корпус. Император Павел I еще до восшествия на престол основал в Гатчине в 1795 г. Военное училище, преобразованное через 3 года в Императорский военно-сиротский дом, а в 1829 г. — в Павловский кадетский корпус (в Петербурге). В 1802 г. Пажеский корпус переформирован в военно-учебное заведение. В 1807 г. Основан корпус волонтеров сначала из одного батальона, а потом из двух, названный затем "дворянским полком". В 1812 г. Учрежден финляндский топографический корпус в местности Гапаниеми (Куопиосской губ.), переведенный в 1819 г.

В город Фридрихсгам с преобразованием в финляндский кадетский корпус. В 1819 году основано главное инженерное училище, а в 1820 году — артиллерийское училище. В 1823 году при гвардейском корпусе учреждена школа гвардейских подпрапорщиков в составе одной роты, а в 1826 г. При ней сформирован эскадрон из юнкеров гвардейской кавалерии. Кроме того, в разных губерниях постепенно возникали кадетские корпуса, устраиваемые на счет казны или местного дворянства, а также на пожертвования отдельных лиц (Аракчеева, Бахтина, Неплюева), так что в 1855 г., кроме вышепоименованных восьми В. Учебных заведений, существовало еще 11 кадетских корпусов 1-го класса и 5 корпусов 2-го класса. Первые делились на 3 курса. Приготовительный, общий и специальный.

Вторые же имели только младшие классы, и воспитанники их для окончания своего образования переводились в корпуса 1-го класса. В 1855 г. Во всех этих заведениях было до 6700 воспитанников, а средний ежегодный выпуск офицеров составлял около 520 человек. После Восточной войны 1853-66 гг. Признано необходимым переустроить В. Учебные заведения с целью возвысить общеобразовательные требования и поставить воспитанников старших классов в условия, возможно близкие к военному быту, чтобы при выпуске в офицеры они были вполне подготовлены ко всем требованиям службы. Для этого специальные классы были отделены от общих с образованием из первых военных училищ с чисто военной организацией, а из вторых — военных гимназий, общеобразовательных.

Затем, ввиду того, что В.-учебные заведения не в состоянии были давать армии все необходимое ей количество офицеров, учреждены были еще юнкерские училища, а для подготовки к поступлению в них — военные прогимназии. Кроме того, устроены специальные школы военного ведомства (см. Пиротехническая школа, Техническая школа, Оружейная школа, Топографы, Фельдшера и Ветеринарные фельдшера). Для объединения всех распоряжений по военно-учебным заведениям и установления однообразного в них направления уже в 1805 году учрежден был особый совет под председательством цесаревича Константина Павловича. После его смерти (1831) главным начальником пажеского и кадетских корпусов назначен был великий князь Михаил Павлович.

В 1842 г. Издано "Положение об управлении главного начальника В.-учебных заведений". В 1849 г. Главным начальником назначен был наследник цесаревич Александр Николаевич. При его воцарении главное управление обращено было в главный штаб Е. И. В. По В.-учебным заведениям, и начальнику штаба присвоены права главного начальника этих заведений. В 1860 г. Восстановлено звание главного начальника В.-учебных заведений, причем до 1863 г. Его занимал вел. Князь Михаил Николаевич. В 1863 г. Главное управление В. Учебных заведений введено в состав военного министерства (см. Это слово).К исходу 1881 г. Выработан был план новых преобразований. Решено было, между прочим. 1) восстановить наименование военных гимназий кадетскими корпусами, так как оно точнее определяет прямое их назначение.

2) сохранив установившийся в этих заведениях общеобразовательный учебный курс и общие основы воспитания, уравнять их в средствах содержания и придать всему строю внутренней их жизни такой характер, который полнее отвечал бы цели учреждения подготовительных военно-воспитательных заведений. 3) замещать впредь должности воспитателей исключительно военными офицерами и 4) оставив по-прежнему разделение воспитанников на группы по возрастам и классам, присвоить этим группам наименование рот с установлением вновь должности ротных командиров. Военные прогимназии положено упразднить, сохранив из них только две (с переименованием в "военные школы") собственно для воспитания и элементарного образования малолетних, удаляемых из корпусов по малоспособности или по нравственной испорченности.В настоящее время (1892 г.) русские В.-учебные заведения разделяются на.

1) состоящие в ведении особого главного управления и 2) подчиненные другим управлениям. К 1-й группе относятся. А) пажеский Е. И. В. И финляндский кадетский корпуса с общим и военно-училищным курсами. Б) военные училища, пехотные. 1) Павловское, 2) Константиновское, 8) Александровское и кавалерийское Николаевское (при котором в 1890 г. Сформирована особая казачья сотня), в) кадетские корпуса 1-й, 2-й, Александровский, Николаевский (в С.-Петербурге), 1-й, 2-й, 3-й и 4-й Московские, Орловский Бахтина, Петровский Полтавский, Владимирский, Киевский, Михайловский и Воронежский, Полоцкий, Псковской, Нижегородский графа Аракчеева, Симбирский, Оренбургский Ннеплюевский, 2-й Оренбургский, Сибирский, Тифлисский и Донской.

Г) две военные школы, в Ярославле и Вольске.Ко 2-й группе принадлежат. А) 4 академии военных и 1 военно-медицинская (см. Академии военные). Также училища. Михайловское артиллерийское и николаевское инженерное, состоящие в ведении соответствующих главных управлений военного министерства. Б) юнкерские училища. 8 пехотных — в Петербурге, Москве, Вильне, Киеве, Казани, Чугуеве, Одессе, Тифлисе, и 2 кавалерийских — в Твери и Елизаветграде. 1 для пеших и конных юнкеров — в Иркутске и 3 казачьих — в Новочеркасске, Ставрополе и Оренбурге. Училища эти состоят в ведении главного штаба, а казачьи — Главного управления казачьих войск. Но по учебной части все юнкерские училища подчинены Главному управлению В.-учебных заведений.

В) военно-топографическое училище — в ведении Главного штаба. Г) специальные школы артиллерийского ведомства. Техническая, пиротехническая и 2 оружейные (тульская и ижевская) — в ведении Главного артиллерийского управления. Д) артиллерийские школы. Донская (Новочеркасск) и кубанская (Майкоп) — в ведении главного управления казачьих войск. Е) военно-фельдшерские школы в Петербурге, Москве, Киеве, Новочеркасске и Иркутске и 8 фельдшерские школы при оренбургском, омском и тифлисском военных госпиталях, а также школы ветеринарных фельдшеров при военных ветеринарных лазаретах в ведении главного медицинского управления. Ж) 17 школ солдатских детей войск гвардии (при 8-ми пехотных и 6-ти кавалерийских полках и 3-х стрелковых батальонах) — в ведении гвардейского начальства.

Наконец, в 1888 г. Учреждены 2 приготовительные школы в Иркутске и Хабаровке, откуда воспитанники по успешном окончании курса переводятся в сибирский кадетский корпус. Школы эти подчинены местным командующим войсками..

Значения в других словарях
Военно-учебные заведения

готовят командные, политические, инженерно-технические и специальные кадры для всех видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. В СССР к В.-у. З. Относятся военные академии, высшие и средние военные училища, военные факультеты при гражданских вузах. Существуют также различные курсы подготовки и переподготовки офицерского состава. В России первые В.-у. З. (военные школы) появились в конце 17 — начале18 вв. В 1698 — Военно-инженерная школа в Москве, в 1701 — Школа математических и нав..

Военно-учебные Заведения

ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ - учреждения военно-профессиональной подготовки кадров для вооруженных сил. В России появились в кон. 17 - нач. 18 вв. До 1917 существовали военные академии, военные училища для подготовки офицеров, кадетские корпуса, офицерские школы в армии и офицерские классы на флоте, школы военных фельдшеров и др., а также во время 1-й мировой войны - школы прапорщиков. В Российской Федерации в систему военно-учебных заведений входят военные академии, высшие военные училища, военные..

Военно-топографическое депо

Морское — см. Гидрографический департамент.. ..

Военно-уголовные уставы

Излагают военно-уголовное право и военно-уголовное судоустройство и судопроизводство. Военно-уголовное право. 1) имеет своим содержанием такие преступления, которые, проистекая из назначения войска, невозможны в общежитии, напр., военная измена, и 2) видоизменяет нормы общеуголовного права сообразно особенным условиям военной службы. Подобно общеуголовному праву, и В.-уголовное распадается на часть общую и часть особенную. По мнению Лоренца фон Штейна, общая часть В.-уголовного права по отношени..

Военно-ученый комитет

Состоит при Главном штабе для направления ученой деятельности Генерального штаба и корпуса топографов по всем отраслям, им порученным, а также для содействия развитию военного образования в армии. Председателем его считается начальник главного штаба, членами — его помощники, начальники военно-топографического отдела и Николаевской академии Генерального штаба, управляющий делами В.-ученого комитета и особо назначаемые генералы и штаб-офицеры Генерального штаба и корпуса топографов.. ..

Военно-юридическая академия

(см. Также Академия) получила новый устав в 1891 г. Она состоит при главном военно-судном управлении и подчиняется начальнику этого управления. Непосредственное заведование ею вверено начальнику академии, который назначается из генералов, окончивших курс в одном из высших военно-учебных заведений. Вопросы по частям ученой и учебной обсуждаются в конференции из профессоров. Академия состоит из трех классов. Младшего, среднего и старшего. К приему в академию допускаются офицеры до чина штабс-капит..

Военно-учебные Заведения

Учреждения военно-профессиональной подготовки кадров для вооруженных сил. В России появились в кон. 17 - нач. 18 вв. До 1917 существовали военные академии, военные училища для подготовки офицеров, кадетские корпуса, офицерские школы в армии и офицерские классы на флоте, школы военных фельдшеров и др., а также во время 1-й мировой войны - школы прапорщиков. В Российской Федерации в систему военно-учебных заведений входят военные академии, высшие военные училища, военные институты, военные факульт..

Военно-учебные заведения

..

Дополнительный поиск Военно-учебные заведения Военно-учебные заведения

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Военно-учебные заведения" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Военно-учебные заведения, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 24 символа