Вонифатьев

60

(Стефан) — протопоп московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича. Его личный характер и направление его деятельности выясняются особенно из переписки протопопа Иоанна Неронова и из его биографии, составленной современником (см. "Материалы для истории раскола" изд. Н. И. Субботиным, т. I., и "Иоанн Неронов" ст. П. Знаменского в "Православном Собеседнике", 1869 г., март). В. Пользовался в Москве уважением и любовью. О нем отзывается тепло Неронов даже и после того, как он разошелся с ним. Протопоп Аввакум, почти не имевший обычая о ком бы то ни было отзываться благосклонно, о Стефане Вонифатьеве говорит, что он был "муж благоразумен и житием добродетелен, слово учительно во устах имеяй". Есть основание думать, что Алексей Михайлович воспитан под влиянием своего духовника, который, по словам современника, "всегда, входя в покои царские, глоголаша от книг словеса полезная, увещевая со слезами царя ко всякому доброму делу и врачуя его царскую душу от всяких злых начинаний".

Когда царь женился на Милославской, то "честный оный протопоп Стефан и молением, и запрещением устрои не быти в оно брачное время смеху никакому, ни кощуном, ни бесовским играниям, ни песням студным, ни сопельному, ни трубному козлогласованию". Не царя только, но и бояр В. "увещеваше непрестанно, да имут суд праведный без мзды". Если принять во внимание дошедший до нас сборник, под заглавием "Книга, глаголемая Златоуст", принадлежащий, как видно из находящейся на ней пометке, Стефану Вонифатьеву, то можно предположить, что В. Назидал молодого царя не об обряде и благочинии только, но и о делах правления. Вероятно, не без его влияния Алексей Михайлович, в начале своего царствования, издал ряд указов и постановлений о соблюдении постов, о посещении храмов, об уничтожении непристойных игрищ и проч.

Под главенством и руководством В. Составился кружок людей начитанных и искусных в деле проповеди, которые действовали в разных местах, но в одном духе и с одним направлением. Сюда принадлежали. Иоанн Неронов, Аввакум, Логгин, Лазарь, Данила. Из светских лиц им сочувствовал Ф. Ртищев, из черного духовенства — Павел, епископ коломенский. Это были реформаторы прежде реформы Никона, и сам Никон им сначала сочувствовал и многому от них научился. Сначала они действовали заодно с патриархом Иосифом, но скоро пошли дальше его. Стефан даже совсем с ним разошелся. Но и в самом кружке Стефана, благодаря быстрому течению событий, скоро обнаружились несогласие и раздор. Толчок к этому был дан приездом киевских ученых в Москву.

Они смотрели свысока на московских начетчиков и грамотеев и в церковных взглядах своих во многом не согласны были с московской стариной. Кружок Стефана был составлен именно из московских начетчиков и староверов, людей почтенных, но не способных оценить новых взглядов, а Стефан, вместе с Никоном и Ртищевым, явился почитателем и защитником киевских старцев. Когда Никон вступил на патриарший престол и начал преобразования, притом властно и резко, обнаружился раскол в собственном смысле этого слова. Прежние преобразователи вооружились против Никона, а он начал их казнить, как противников церкви. Кроткий и уравновешенный Стефан оценил добрые начала в деятельности Никона и не противоречил ему. Но, зная благочестивую ревность противников Никона, не мог не скорбеть о тяжкой их участи.

Таким образом положение его, можно думать, было и неопределенное, и тяжелое.См. "Православное Обозрение" (1887, I). Н. Ф. Каптерев, "Патриарх Никон, как церковный реформатор и его противники", гл. VI.П. В..

Значения в других словарях
Вонифатьев

Стефан (ск. После 1664), протоиерей московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича. В к. 1640-х Вонифатьев при поддержке царя организовал «Кружок ревнителей благочестия», сыгравший большую роль в борьбе против языческих суеверий, в возвышении нравственного уровня духовенства, против небрежности в богослужении. После смерти патр. Иосифа выдвигался кандидатом в патриархи. Однако царь предпочел Никона. Вонифатьев поддержал реформы Никона, но не порвал личных отношений с други..

Вонифатий, игумен Феофаниевского скита

(в миру Дамиан Виноградский) — подвижник. Род. В 1785 г. Обратил на себя внимание аскетическою жизнью. Был назначен игуменом им же созданного Феофаниевского скита в Киеве. † в 1871 г.. ..

Вонифатий, мученик

Мученик, пострадавший при Диоклетиане. Память 19 декабря.. ..

Вонк

(Франциск Vonck) - бельгийский адвокат, один из предводителей оппозиции против нововведений императора Иосифа II в Брабанте (1789). Чтобы избегнуть преследований, вынужден был бежать за границу. Учрежденный В. Комитет вооружил несколько отрядов под предводительством Ван-дер-Мерса. Вследствие разногласий с Ван-дер-Ностом В. Потерял вскоре влияние на партию. Умер в 1792 г.. ..

Вонлярлярские

Предки их переселились из Германии, где они именовались фон-Лар (v. Laar), в Польшу. Причисленные к польскому дворянству, они к прежней фамилии прибавили прозвание "Лярский" и стали называться фон-Ляр-Лярскими. Яков фон-Ляр-Лярский, получивший от Владислава IV поместья в Смоленском уезде, после покорения Смоленска (1655) поступил в подданство России и принял православие и стал писаться В. Внуки его Богдан, Федор, Иван и Яков Константиновичи были стольниками при Петре. Род этот внесен в VI часть ..

Вонифатьев

БОНИФАТЬЕВ ВАНИФАТЬЕВ ВНИФАТЬЕВ ВОНИФАТОВ ВОНИФАТЬЕВБонифатий, или Вонифатий, русское имя латинского происхождения. В переводе означает. Добрая судьба. (Ф).. ..

Дополнительный поиск Вонифатьев Вонифатьев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вонифатьев" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вонифатьев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 10 символа