Гегельянская школа

71

Ученики Г., занявшие в тридцатых и сороковых годах большую часть философских кафедр в германских университетах, скоро распались на три партии. Правую, левую и крайнюю левую. Главной причиной разделения было несогласие относительно того, какое значение с гегельянской точки зрения должно быть дано некоторым основным религиозным догматам. А несогласие это было обусловлено двусмысленностью гегелевой терминологии в этих пунктах. Ему было обычно свои умозрительные идеи выражать языком положительного богословия и, наоборот, богословские догматы излагать языком своей философии. Поэтому после смерти Г. Между его учениками и последователями возник вопрос. Следует ли согласно гегельянским принципам признавать личного Бога, личное бессмертие и личного Богочеловека.

Правая сторона (Гёшель, Розенкранц, Шаллер, Маргейнеке, Вейссе и др.) отвечала утвердительно в смысле христианского теизма. Левая (Михелет, Штраусс и др.) настаивала с большей верностью мысли Г. На пантеистическом взгляде, по которому. 1) Божество, субстанциально присущее природе, достигает до самосознания, или становится действительным субъектом, лишь в человеке. 2) бессмертна только истинная личность человека, т. Е. Разум, проявление в нем всемирного духа (духа человечества), общее всем людям и не связанное с отдельной природной индивидуальностью, и 3) совершенное воплощение абсолютного в конечном, примирение божественной идеи с действительностью совершается в процессе развития человечества, которое и есть единый истинный богочеловек.

Крайняя левая (Бруно Бауер, Фейербах и др., к которым впоследствии присоединился и Штраусс) делает из этого взгляда дальнейшие выводы. Так как Божество, по Г., существует только в природе (субстанциально) и в человеческом сознании (субъективно), то, значит, Божества вовсе нет, а есть только природа и ее высшее произведение — человек.Расцвет гегельянства во всех этих трех направлениях (теистическом, пантеистическом и натурально-антропологическом) закончился к 1848 г., когда интересы социально-политические отодвинули на задний план все другие. Но и в этой области влияние Г. Сказалось в лице Карла Маркса и Лассаля, проникнутых гегельянскими идеями. Принцип внутреннего развития по трем моментам был проведен в другую сферу — церковно-историческую и критико-богословскую — талантливым главой тюбингенской школы Христианом Бауром.

Вообще же в области наук гуманитарных гегельянство послужило в Германии, а через нее и в прочей Европе, такою же закваской научного движения, какой было картезианство для наук о мире физическом. Впрочем, и в пределах этих последних едва ли биологическая теория о трансформации органических видов могла бы достигнуть такого быстрого распространения и признания, если бы общее сознание не освоилось предварительно с основным гегельянским понятием мирового процесса и развития.Вне Германии гегельянство всего ревностнее и полнее было усвоено немногочисленным, но высокообразованным кружком московских "славянофилов" и "западников" в тридцатых и сороковых годах. К. Аксаков (в своей диссертации о Ломоносове) конструировал русскую историю по формулам Гегелевой диалектики, а также написал русскую грамматику по Г.

Хомяков решал вероисповедальный вопрос по тройственной гегельянской формуле. Католичество - момент рассудочного единства (тезис), протестантство — момент отрицательной свободы (антитезис), православие — единство в свободе и свобода в единстве (синтезис). Еще глубже прониклись гегельянством "западники" — Станкевич, Редкин, Белинский, Герцен, Бакунин. Последние двое, подобно многим из своих немецких единомышленников пройдя через левое и крайнее левое гегельянство, переменили служение философии на служение социальной революции, тогда как славянофилы от правого гегельянства перешли к мистическому национализму и положительной церковности (как и в Германии такие люди, как талантливый Даумер, от ярого гегельянства переходили к католической мистике).

Из ученых следующего поколения самостоятельное развитие гегельянских начал мы находим в философских сочинениях Б. Н. Чичерина, которого, впрочем, нельзя причислить к гегельянцам в тесном смысле. Неспособность гегельянства дать цельное и прочное удовлетворение живому религиозному чувству, с одной стороны, и потребностям практической воли, с другой, лучше всяких рассуждений показывает настоящие границы этой философии и опровергает ее притязание быть совершенной истиной, полным и окончательным откровением абсолютного духа. В этом качестве ее никто уже не признает в настоящее время. Как всеобъемлющая и самодовлеющая система, гегельянство в настоящее время более не существует. Но осталось и навсегда останется то положительное, что внесено этой философией в общее сознание.

Идея универсального процесса и развития как общей, всепроникающей связи частных явлений.Вл. С..

Значения в других словарях
Гегель Георг-Фридрих-Вильгельм

(Georg-Friedrich-Wilhelm Hegel) может быть назван философом по преимуществу, ибо изо всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего. У Гегеля, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту. Для одних этот объект был Бог, для других — природа. Для Г., напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в соверше..

Гегель Карл

(Hegel) — сын знаменитого философа, историк, род. В 1813 г. Профессор истории в Ростоке и Эрлангене. Его главное сочинение. "Die Geschichte der Ständeverfassung von Italien" (Лейпциг, 1847). В издании "Хроника немецких городов" им редактированы хроники городов Нюрнберга, Кельна и Майнца. Написал еще. "Ueber den historischen Werth der älteren Dante-Kommentare" (Лейпциг, 1878), "Die Ordnungen der Gerechtigkeit in der Florentinischen Republik" и др. В последнее время Г. Издал весьма ценный труд. "S..

Гегемония

(ήγεμονία), буквально — предводительство. Это слово, которым означалось вообще право верховного распоряжения над кем или чем-нибудь (над государством, войском, судном), приобрело у греков со времени персидских войн значение выдающегося политического положения одного из греческих государств (обычно — Спарты или Афин) среди других. Главной принадлежностью Г. Было при общих военных предприятиях руководительство военным делом.. ..

Гегенбаур Иозеф-Антон

(Gegenbauer) — немецкий исторический живописец (1800-1876), ученик Р. Фон-Лангера в Мюнхенской академии художеств, совершенствовавшийся в 1823-26 гг. В Риме. Писал картины масляными красками, но составил себе известность преимущественно фресковыми произведениями, между прочим плафонной и стенной живописью в розенштейнском загородном дворце близ Штутгардта ("Сонм богов на Олимпе" и сцены похождений Амура и Психеи) и фресками в штутгардтском королевском дворце (различные этюды из истории Вюртембер..

Гегельянская Школа

Ученики Гегеля. Распалась на три партии. Правую, левую и крайнюю левую. Причина разделения - взгляды на Божество (личное божество, пантеизм и отрицание божества). К этому присоединилось различие взглядов на историю, а отсюда и политических. Отпрыском крайней левой явились Маркс и социал-демократия.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907). ..

Дополнительный поиск Гегельянская школа Гегельянская школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гегельянская школа" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гегельянская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 18 символа