Гирловой комитет

72

Учрежден, как сказано в положении о нем, "с целью расчистки и поддержания гирл р. Дона в удобном для прохода судов состоянии, наблюдения за самым проходом судов и установления правильного в этом отношении порядка". Комитет этот, состоящий из лиц непосредственно заинтересованных в деле судоходства и торговли, представляет единственный в России пример общественного учреждения, самостоятельно заведующего водным путем и подчиненного министерству путей сообщения только в техническом отношении. До учреждения Г. Комитета, гирла р. Дона находились в заведовании Гл. Управления путей сообщения. В 1848 г., вследствие крайне неудовлетворительного состояния гирл, товароотправители и судохозяева города Ростова-на-Дону предложили ежегодно уплачивать определенный сбор с грузов и судов, проходящих через гирла.

Хотя на средства, образовавшиеся от ежегодно взимаемого сбора (28 коп. С 1000 пудов груза), предоставляемого в распоряжение городской думы, принимались различные меры для улучшения гирл, но результаты этих работ не принесли почти никакой пользы и главные гирла оставались по прежнему весьма трудно проходимыми. Кроме того обозначение гирл предостерегательными знаками было крайне неудовлетворительно. Порядка в движении судов и правил нагрузки, сообразно с наименьшей глубиной в гирлах, совсем не существовало. Кто когда хотел, тогда и шел, кто сколько хотел нагружать, столько и нагружал, и, нагрузившись донельзя, пускался в гирла на авось. Суда часто целыми десятками становились на мель и буквально заграждали собой, как плотиной, свободный проход гирлами.

Простояв же несколько дней и стянувшись с мели, оставляли после себя множество бугров, которые иногда совершенно изменяли направление фарватера. Хотя в 1858 г., при содействии Черноморского ведомства, в гирлах был учрежден полицейско-лоцмейстерский пост, которым был установлен некоторый порядок в гирлах и улучшено обозначение их предостерегательными знаками, но глубина в гирлах оставалась крайне недостаточной, вследствие чего судовладельцы и грузоотправители вновь вошли с ходатайством об учреждении особого комитета, причем предложили увеличить ежегодный сбор с судов и грузов. С отправляемых грузов — до 5/16 % их стоимости, а с судов — до 1 рубля с 1000 пудов грузовой вместительности. На этот раз ходатайство увенчалось успехом.

По представлению бывшего новороссийского и бессарабского ген.-губерн. П. Е. Коцебу, принимавшего самое живое участие в деле развития судоходства на Черном и Азовском морях, положение о комитете было Высочайше утверждено, 29 апреля 1865 г. Комитет состоит из семи членов. Двух депутатов от ростовского и таганрогского отделений комитета торговли и мануфактур, двух от купечества городов Ростова и Таганрога, двух от судохозяев и одного инспектора работ, назначаемого главным управлением путей сообщения и публичных зданий (ныне министерством путей сообщения). На случай выбытия членов избираются к ним кандидаты. Председатель комитета избирается членами из своей среды. Срок избрания председателя и членов — трехлетний, но выбывающие могут быть избраны вновь.

Председатель и члены комитета никакого содержания не получают. Член-инженер получает из сумм комитета 1200 р. В год. Для составления проектов и производства работ комитет избирает техников из русских или иностранцев, имеющих право на производство работ. Депутат от ведомства путей сообщения приглашается в заседания комитета, но не принимает участия в хозяйственных распоряжениях, а наблюдает, чтобы не производились работы без проектов, в надлежащем порядке утвержденных. По принятии от ведомства путей сообщ. Некоторых землечерпательных средств, комитет вступил в заведование гирлами. Прежде всего поставлен был вопрос о том — какие способы должны быть употреблены для улучшения гирл и приведения их в совершенно удобное для судоходства состояние, так как все прежде практиковавшиеся меры не привели к удовлетворительным результатам.

Для решения этого вопроса комитет пригласил осмотреть Донские гирла и высказать об улучшении их свое мнение известного англ. Инженера Гартлея, состоявшего в то время главным инженером международной комиссии, учрежденной для улучшения устьев Дуная, Гартлей просил комитет сообщить ему все имеющиеся гидрографические сведения о гирлах, как то. Планы с подробными промерами, результаты наблюдений над колебаниями уровня воды, скоростями течения и проч. Но так как подобных сведений не оказалось, то комитету пришлось организовать особую гидрографическую партию, для подробного исследования главных судоходных гирл и части Донской дельты. На основании добытых этим исследованием данных, Гартлей пришел к заключению, что только производство землечерпательных работ может привести к достаточно успешным результатам, все же остальные способы, как то.

Водостеснительные дамбы, запруды побочных рукавов и проч., совсем не применимы к устьям Дона. После землечерпания важнейшими средствами упорядочения гирл признаны были. Тщательное обозначение гирл предостерегательными знаками, учреждение надзора за правильным движением судов, в особенности же предупреждение частых постановок судов на мель, которые, вследствие чрезвычайно подвижного грунта гирл, имеют непосредственное влияние на обмеление гирл и образование в них перекатов.В течение всего времени своего существования комитет неуклонно следовал указаниям Гартлея и достиг в настоящее время блестящих результатов, как относительно глубины, так и, в особенности, относительно обозначения предостерегательными знаками и освещения гирл.

Это оказалось возможным только благодаря тем громадным средствам, которые комитет получал и получает от ежегодно производимых сборов с грузов и судов, проходящих через Донские гирла. Со времени учреждения комитета по 1890 г. Включительно, т. Е. В течение 26 лет, сумма сборов составила около 3 1/4 миллионов рублей (3249136 руб.), что, в среднем, дает около 125000 руб. В год. В последние же 10 лет сбор значительно увеличился и в среднем составлял 179620 руб. В год. В течение навигации 1890 года через гирла прошло 8493 судна, перевезено груза 48174149 пудов, на сумму 35083869 рублей. Сбора поступило 187939 рублей. С помощью таких средств комитет имеет возможность поддерживать значительную глубину в главном судоходном гирле и иметь несколько пароходов, часть которых бывает постоянно занята безвозмездной буксировкой судов от Ростова до гирл и обратно.

В настоящее время комитет имеет. Две прекрасные землечерпательные машины, 6 железных с автоматической разгрузкой шаланд, 4 деревянные шаланды, 7 паровых судов, из них 2 буксирных парохода, маячное железное судно, дом на острове Перебойном, в устье Переволоки, в котором помещаются лоцмейстерский пост и станции метеорологическая и телеграфная. Кроме того, для достижения возможной экономии при ремонте судов, комитет имеет свои мастерские в г. Ростове, на берегу р. Дона. Только в экстренных случаях часть работ передается на частные заводы.П. Б..

Значения в других словарях
Гирландайо

(Ghirlandaio) — прозвище нескольких итал. (флорент.) художников, из которых особенно известны два. 1) Доменико Г. (1449—94). Его отец, Томазо Бичарди, славился в свое время, как искусный золотых дел мастер. Сохранилась легенда, что ювелирные гирлянды, которые он делал для головного убора девушек, были в большой моде и что вследствие того было дано ему прозвище "гирляндщик" (ghirlandaio), перешедшее и на его сыновей и внука. Доменико Г. Первоначально готовился быть также золотых дел мастером, но ..

Гирло

Слово малороссийское, означающее горло, в применении к рекам обозначает пролив, канал или вообще более или менее глубокий фарватер, проложенный течением реки в ее подводной деле. Нередко слово Г. Смешивают со словом устье, хотя Г. И устье совсем не одно и то же. Уже в "Книге Большому Чертежу", заключающей в себе объяснение географической карты, составленной в половине XVI столетия, слово Г. Встречается часто, и именно в смысле пролива. "А от устья реки Кубы (Кубани), морским берегом до морские Г..

Гирлянда

Журнал для дамских мод в рукоделий, основанный А. Плюшаром. Издавался в СПб. Ежемесячно на рус. И франц. Языках с 1846 по 1860 г.. ..

Гирн Густав Адольф

(Hirn) — физик (1815—1890). С 1834 г. Г. Служил на фбр. В Логельбахе химиком-колористом. В 1842 г., когда эта фабрика обратилась в бумагопрядильную и ткацкую, Г. Остался в ней инженером. Технические занятия не мешали Г. Обогащать науку работами, касавшимися, большей частью, механической теории теплоты. Г. Был сначала в числе противников этой теории. Он предпринял свои, сделавшиеся знаменитыми, опыты над определением механич. Эквивалента теплоты (см.), думая опровергнуть Майера. Но все искусно по..

Дополнительный поиск Гирловой комитет Гирловой комитет

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гирловой комитет" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гирловой комитет, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 16 символа