Грузины

79

Народ средиземной (белой) расы, кавказского семейства, картвельской группы, живущий в центральной и западной части Закавказья и состоящий из. 1) собственно Г., 2) ингилойцев, 3) Г.-горцев, 4) имеретин, 5) гурийцев и 6) аджарцев. Собственно Г. В числе около 408 тыс. Душ об. Пола живут главным образом в Тифлисской губ. (менее всего — в Борчалинском и Ахалкалакском уу.), частью в Кутаисской губ. (около 13 т. В Шоропанском у.) и в Терской области (8 т.). В остальных местностях Закавказья Г. Встречаются в ничтожном количестве. Ингилойцы (новокрещенные), те же Г., но исповедующие ислам, живут в числе 9 т. В Закатальском округе. Г.-горцы, состоящие из хевсуров (6 1/2 т.), пшавов (9т.) и части тушин (4 1/2 т.), занимают горные долины главного Кавказского хребта в Тифлисской губ.

Имеретины в числе 421 т. Населяют Кутаисский, Шорспанский, Рачинский, Лечхумский и часть Сенакского у. Кутаисской губ. И в небольшом количестве (около 6 т.) встречаются в Горийском и Душетском уу. Тифлисской губ. Гурийцы в числе 75 т. Живут в Озургетском у. Кутаисской губ. Наконец, под именем аджарцев принято разуметь гурийцев-мусульман, составляющих, в числе 60 т., главную часть населения Батумского и Артвинского окр. Кутаисской губ. Таким образом, Г. В широком смысле насчитывается около 993 т. Все перечисленные подразделения Г. Составляют, в сущности, один и тот же народ, говорящий на одном и том же грузинском языке, который в различных местностях его территории представляет лишь весьма незначительные различия. Есть основание полагать, что в прежние времена пределы распространения Г., а следовательно, и территория грузинского языка были более обширны.

Не более 2 столетий тому назад грузинское население преобладало во всем бассейне р. Чороха и по верхнему течению р. Куры. После водворения турок и мусульманства в этом крае родной язык был забыт и мало-помалу заменен турецким. В настоящее время Г. Язык сохранился здесь лишь в Батумском окр. (Аджария и т. П.) и в Ахалцихском у., несмотря на то, что большинство живущих в этой местности Г. Исповедуют ислам и долгое время находились под владычеством турок. Ингилойцы, живущие в Закатальском округе, сохранили также остатки грузинской речи, хотя и в весьма искаженном виде. Значительное большинство Г. — православные христиане, небольшая часть — католики (Ахалцихский у.) и, наконец, часть исповедует ислам (аджарцы, часть ингилойцев, часть Г.

Ахалцихского у.). Верования Г.-горцев представляют, в сущности, смесь христианства с язычеством и весьма часто приближаются более к последнему, чем к первому. Г. Сами себя называют картвели (картули), а страну свою — Сакартвело (Картли). Армяне называют их врацами, классические писатели — иберами или иверами, тюркские народы — гюрджи. В Зап. Европе Г. Известны под именем Géorgiens, а Грузия — под названием Géorgie. Происхождение этих названий неизвестно, хотя, быть может, они представляют искажение русских названий Грузия и Г., которые, в свою очередь, происходят, вероятно, от тюркского — гюрджи. Персидское название Грузии — Гурджистан — представляет смешение двух слов. Гурджи, что значит сила, и стан — страна, земля.По физическому типу Г.

Являются одним из красивейших народов на Кавказе, хотя в этом отношении уступают имеретинам, гурийцам и мингрельцам. Они среднего роста (среднее из 236 измер., по Пантюхову, — 1649 млн.), сложены хорошо и довольно мускулисты. У большинства волосы темные или черные. Нос довольно большой, часто с горбом и с несколько загнутым концом. Глаза карие, голубые или зеленоватые. Лицо смуглое, иногда с семитическим оттенком. Женщины значительно белее мужчин. Интересно, что по некоторым исследованиям (Пантюхов) голубоглазые Г. Ниже ростом, чем черноглазые. Большинство Г. Суббрахицефалы или брахицефалы. Г. Отличаются веселым, общительным и симпатичным характером. Они привязаны к отечеству и привержены к старине, к древним преданиям и обычаям.

Доверчивы и откровенны. Легковерны иногда до легкомыслия. Добродушны, впечатлительны, гостеприимны. Любят песни, пляску и зрелища (борьба) и с удовольствием веселятся в кругу знакомых. К отрицательным чертам характера Г. Относятся недостаток энергии и предприимчивости, леность и отчасти косность, чем в значительной степени объясняется их экономическая зависимость от армян, более решительных и предприимчивых. Г. Селятся средней величины селениями, раскинутыми по лощинам и скатам гор. В Кахетии, прилегающей к Дагестану и в прежнее время небезопасной от набегов лезгин, селения значительно многолюднее, чем в Карталинии. В них насчитывается иногда от 2 до 4 1/2 тыс. Жителей. Грузинские селения издали малозаметны и похожи на груду развалин.

Улиц нет. Каждый строится как ему вздумается. Проходы между домами узки, изрыты рытвинами, труднопроходимы и грязны. Сакли крестьян первобытной постройки. Почти всегда это — землянки с плоской глинобитной крышей, прислоненные к горе и окруженные такими же, а иногда дощатыми или плетневыми хозяйствен. Пристройками. В Карталинии (Тифлисский, Горийский и Душетский уу.) селения иногда совершенно лишены зелени. В Кахетии, наоборот, они большею частью окружены деревьями и виноградниками. Дома дворян и князей и вообще более зажиточных жителей часто бывают двухэтажные, а иногда и вполне европейской постройки. Единственный вход в жилище (сахли, откуда сакля) украшен навесом, поддерживаемым узорчатыми столбиками. Дверь ведет в главную и самую большую комнату в доме, в которой проходит вся жизнь поселянина, служа ему гостиной, кухней, спальней и т.

П. К потолку привешивается котел, под которым устроен очаг и в котором варится пища. Пол в сакле земляной. В противоположной входу стене имеется ниша, где хранится постель. Мебель состоит из широких, низких тахт, сколоченных из досок и покрытых коврами и мутаками (длинная, круглая подушка). Тахты располагаются по стенам. Тут же стоят сундуки и ящики для хранения припасов. Посуда почти исключительно деревянная и глиняная. В более зажиточных домах изредка встречаются медная и даже серебряная (азарпеши и турьи рога в серебре, из которых пьют вино). Дома горожан немногим отличаются от деревенских. Почти каждый дом снабжен балконами с навесами. Жилое помещение состоит из одной огромной комнаты, в которой устроен камин. Под домом — погреб для хранения припасов, а в летнее время и воды.

На плоских кровлях в летние вечера ужинают, пляшут лезгинку, предаются кейфу и спят. В зимнее время вся семья собирается подле мангала — жаровни с угольями, или камина, греться у которых представляет большое удовольствие для Г.Одежда Г. Состоит из бумажной, весьма часто цветной рубашки и ситцевого архалука, застегнутого на груди и руках мелкими пуговицами, сверх которого надевается чоха с длинными откидными рукавами. Кожаного, а иногда и серебряного пояса, к которому привешен кинжал. Широких суконных шаровар, стянутых шнурком с кисточками. Кожаных ногавиц и лаптей или сапог из сырцовой кожи. В непогоду сверх костюма Г. Надевает черную мохнатую бурку. Головной убор обыкновенно составляет черная баранья папаха (шапка).

Женщины носят бумажную или шелковую рубашку и такие же панталоны, стянутые шелковым поясом. Сверх рубашки платье, подпоясанное цветной лентой, на которое иногда надевается верхняя одежда. Характерной чертой одежды грузинки служит головной убор — низкая шапочка (большею частью бархатная) с вышитыми на ней узорами, у богатых украшенная драгоценными камнями, из-под которой на затылок спускается тюлевая косынка. Лицо окаймляется черными подвязными локонами. Пожилые женщины сверх костюма на голову и плечи накидывают иногда покрывало (чадра). Г. Вообще неопрятны. Белье носят долго и надевают новое платье, только когда старое делается никуда не годным или в исключительных случаях (женитьба, праздник и т. П.). Женщины несколько опрятнее мужчин.

Г., в общем, весьма воздержны в пище. Простой народ часто довольствуется сухим хлебом, зеленью или фруктами и сыром. В обществе друзей и знакомых Г., наоборот, очень любят попировать, на что тратится иногда весьма значительная сумма. Для дорогого гостя часто режут барана и начинают новый кувшин вина. На свадьбах и праздниках зажиточными Г. Устраиваются настоящие пиры, на которых вино льется рекой. Для еды Г. После омовения рук располагаются с поджатыми ногами на тахтах вокруг очага, а в теплое время года в садах. Приборов нет. Едят пальцами, разрезывая пищу ножом, который имеется у каждого в кармане или в особых маленьких ножнах при кинжале. Тарелки заменяют виноградные листья или лаваши (тонкие пресные лепешки).

Последние употребляются также вместо салфеток и в достаточном количестве раскладываются на цветной скатерти. Обыкновенной приправой к кушаньям служат миндаль, изюм, шафран, мед, алыча (род сливы) и т. П. Кушанья запиваются вином. Едва ли какой-либо другой народ в мире пьет столько вина, сколько его выпивают грузины, причем пьяны они бывают весьма редко. Во время пирушки один из присутствующих, опытный кутила, избирается толумбашем — распорядителем, который провозглашает тосты и многие лета присутствующим и пьет за упокой усопших, причем проливает несколько капель вина на пол. Толумбаш пользуется деспотической властью над пирующими. Все его требования исполняются беспрекословно. Пирушка обыкновенно сопровождается музыкой (чонгури, созандра, зурна) и пляской (лезгинка).

Созандари (музыканты-певцы. Играя, они поют песни и былины и часто импровизируют) представляют необходимую ее принадлежность. В пирушках женщины обыкновенно не принимают участия.Семейный быт, общественное устройство и обычаи Г. Со времени водворения владычества России в Грузии и связанной с ним перемены экономических и других условий страны потерпели значительные изменения. Тем не менее бытовой строй Г. Вдали от культурных центров, в простом народе, представляет много особенностей и отголосков старины, сохранившихся то почти в полной силе, то в виде переживания. В древнейшие времена семейная община в Грузии имела широкое распространение. И высшие, и низшие сословия жили большими семьями, в одном общем жилище.

Число душ в такой семье прежде доходило до 100, теперь же достигает 30-50. Семья управляется старейшинами, выбираемыми как из мужской, так из женской половины ее. При выборе глав дома играют главную роль личные качества выбираемых лиц. В настоящее время этот патриархальный, родовой строй постепенно разрушается, заменяясь другим, в котором главное значение имеют экономические и трудовые условия. Огромные семейные общины распадаются на несколько малых семей. До сих пор во многих местностях большие семьи пользуются большим благосостоянием, чем малые, которые в различных случаях не могут обойтись своими силами и должны прибегать к артельному началу (при составлении плужной запряжки, для которой требуется 8 пар буйволов и не менее 4 рабочих, и т.

П.). Положение женщины у Г. Было прежде незавидное. Она не пользовалась почти никакими юридическими правами, почти никогда не бывала в обществе мужчин, ее советов не спрашивали. Каждый мужчина, какого бы звания он ни был, имел преимущество перед женщиной. В церкви мужчины стояли всегда впереди женщин. По законам Вахтанга, споры и иски между женщинами не разбирались в судебных местах. Ни одна грузинка не могла быть поручительницей, по жалобе ее нельзя было привлекать к присяге и т. П. Мать не имела права наказывать сына. После смерти жены муж носил траур в течение 6 месяцев, а женщина после утраты мужа — иногда до нового замужества, которое могло быть не ранее 10 месяцев (под страхом лишения наследства и даже доброго имени).

Бесплодная женщина у Г. Не пользуется уважением мужа и в простом народе подвергается многим стеснениям. По обычаю, вышедшая замуж грузинка не имеет права говорить с ближайшими родственниками мужа до тех пор, пока у нее не будет детей. Грузинки поэтому почти всегда сильно желают иметь детей. Одним из самых действительных средств для этого считается молитва в монастыре св. Давида (в Тифлисе), где есть родник, исцеляющий, по преданию, бесплодие. Рождение сына приносит большую радость и торжественно празднуется. Рождение дочери, а в особенности нескольких кряду, причиняет отцу огорчение. Переговоры о браке происходят между родителями. Свадьба сопровождается рядом торжеств и старинных обычаев (жених носит название царя — мепе, а невеста — царицы, дедопали).

Особый интерес представляет у Г. Празднование нового года по остаткам старинных языческих обычаев и смешению их с христианскими, затем — масленицы, а в чистый понедельник — кееноба, в память побед Г. Над персами. Ночь с Страстной среды на четверг Г. Посвящают обряду, целью которого служит предохранение себя от нечистой силы, а на Пасху Г. Играют в мяч. Игра эта в особенности развита в Имеретии и отчасти в Гурии. Накануне 1 мая девушки собираются для гадания, которое производится опусканием различных предметов в воду, откуда они в день Вознесения при пении особых песен вынимаются маленькой девочкой — первенцем. После каждой строфы вынимается вещь, хозяйка которой судит по смыслу стихов о своей судьбе. Первые четыре куплета сулят хорошее, остальные три — различные невзгоды.

Простой народ преимущественно чтит Богоматерь. Месяц август у Г. Носит название месяца св. Марии. Особым почетом пользуется также у Г. Св. Георгий. На многочисленные храмовые праздники стекается масса народа, который после службы и жертвоприношений (корова, баран, петух) предается пирушке и играм. Тут же в большом количестве присутствуют кадаги (кликуши), пророчествам коих свято верит народ. Г. Очень суеверны. Большим значением у них пользуются гадальщицы и знахарки, которые предсказывают будущее, лечат от различных болезней, от дурного глаза и т. П. Народ приписывает многие бедствия нечистой силе, а болезни — посещению духов, которых стараются задобрить музыкой, пением и угощением. Лихорадка, по мнению Г., — худое и бледное существо, состоящее из одного скелета, странствующее по белу свету и посещающее то того, то другого.

Еще недавно существовал обычай пахать дождь или засуху. Если стоит продолжительная дождливая погода, то 8 пар девушек пропахивают некоторое количество земли около церкви. Если засуха, то они же, по пояс в воде, протаскивают плуг взад и вперед по реке. Огромное большинство Г. В настоящее время, как и прежде, земледельцы. Производство хлебов, садоводство, а в частности виноградарство — главнейшие их занятия. Техника земледелия вполне первобытна. Г. Пашут почву тяжелым плугом, в который впрягается несколько пар волов или буйволов, обмолачивают хлеб доской, в нижней поверхности которой понатыканы острые твердые камни, и хранят зерно в ямах, обмазанных глиной. Приготовление вина, по большей части выдавливаемого ногами и хранимого в огромных глиняных кувшинах, также весьма примитивно.

Сбор винограда — самое веселое время для Г. Виноградники наполняются массой народа, повсюду слышны песни и ликование.Торгового класса у Г. Почти не существует. С незапамятных времен торговлей в Грузии занимались преимущественно армяне. Сословное деление Г., несколько расшатанное в настоящее время, было, в главных чертах, следующее. Высшее сословие, по всей вероятности, явилось у Г. Тогда, когда еще не было царей и страна управлялась мамасахлисами (домоначальниками). Роды младших братьев последних, получая удел, составили фамилии тавадов (тави — голова), или князей. Из них-то вначале и развилось грузинское княжеское сословие, многие представители которого, пользуясь различными благоприятными условиями, правили своими уделами самовластно и мало повиновались царям.

Князья грузинские (тавады) в позднейшее время происходили и от царей грузинских, от владельческих княжеских родов других стран (Армения) или возводились в это достоинство царями грузинскими и шахами персидскими из дворян и других сословий. Для получения княжеского достоинства считалось необходимым. 1) иметь 2-3 крепости, несколько деревень и вообще состояние, которое давало бы возможность князю содержать себя согласно достоинству. 2) иметь церковь или монастырь, для погребения членов семейства, и 3) иметь в зависимости нескольких дворян. Цари грузинские выдавали обыкновенно своих дочерей за самых богатых князей, а царицы были дочерьми князей. Первые чины военные и гражданские были наследственны в родах князей.

Князья только в редких случах делили свои имения. Обыкновенно вся фамилия жила вместе, под главенством и в зависимости от старшего в роде. Азнауры, или дворяне грузинские, разделялись на азнауров царских, княжеских и церковных, смотря по тому, от кого они находились в прямой зависимости. Царские азнауры считались выше других и были жалуемы землями и поместьями от царей. Князья, правя иногда почти самовластно в своих уделах, давали часто своим приближенным звание азнауров (Карталиния), которые, таким образом, становились дворянами княжескими. Наконец, в зависимости от главы церкви на землях церковных сидели азнауры церковные. Сословие азнауров (см.) пользовалось большим значением в Грузии и считалось образованнее других.

В военное время азнауры шли на войну вместе со своими князьями, а в мирное сопровождали последних на охоте, в путешествиях и т. П. Купцов и мещан (мокалаки) у Г. Вследствие нерасположения последних к торговым предприятиям почти не было, и в настоящее время большинство их — армяне. Ремесленники (амкары) делились и делятся в Г. На множество цехов, во главе которых стоят уста-баши, выбираемые по большинству голосов. Все купцы и горожане имели право покупать крестьян и земли. Наконец, крестьяне разделялись на массахури (служитель), маджалобе (дворовый) и глехи, или кма (крестьянин). Находясь в зависимости от князей, азнауров и церкви, они именовались крестьянами тавадскими, азнаурскими и церковными. Власть тавадов и азнауров над крестьянами была неограничена.

Крестьянин, по законам Вахтанга, был вещью господина, но в большинстве случаев отношения помещиков к крестьянам имели патриархальный характер. Крестьяне имели право свободно распоряжаться своим движимым имуществом и покупать недвижимые имущества по актам, совершаемым в законном порядке. Кроме того, крестьяне в Грузии сохраняли право передвижения и, платя помещику установленные повинности, часто занимались ремеслами, жили в городах, покупали дома и т. П. Главными повинностями крестьян были. Доставление прислуги, барщина (бегара), предоставление помещику части урожая за пользование землей, наконец денежные и различные случайные повинности. Последние иногда были весьма оригинальны. Так некоторые крестьяне были обязаны бежать у стремени, ловить для угощения гостей тавада рыбу, хоронить на свой счет умерших господ и т.

П. Всего хуже жилось крестьянам в имениях мелких помещиков (см. Крепостное право. Там же об освобождении крестьян в Грузии). В имениях тавадов и азнауров, кроме принадлежавших им крестьян, жили еще и хизаны (см.) — свободные крестьяне на особом положении. Это были люди, почему-либо бросившие родину и искавшие убежища на землях помещиков. Хизаны селились на вечные времена и не могли быть удалены с занятой ими земли. Помещики не имели права произвольно изменять повинностей, которые по раз установленному обычаю отбывались в их пользу хизанами. См. Грузия, Имеретия и Имеретины, Гурия и Гурийцы, Картвельские народы, Ингилойцы, Месхи, Пшавы, Тушины, Хевсуры, Кавказ, Кахетия, Карталиния, Тифлисская губ., Кутаисская губ.

И т. П. О Г. Законах см. Вахтангов сборник законов (см.).Литература. Почти полное указание литературы предмета до 1875 г. Включительно находится в "Bibliographia caucasica et transcaucasica" M. Миансарова. Кавказские календари за все время и в особенности за 1888 и 1890-93 г. "Путеводитель по Кавказу" Е. Вейденбаума. Изд. Кавк. Отд. Имп. Рус. Геогр. Общ. "Сборник материал. Для описания местностей и племен Кавказа". (Вып. I-XIII). "Древнейшие пределы расселения грузин в Малой Азии" А. Хаханова. "О росте некоторых племен Закавказского края" И. И. Пантюхова. "Опыты географии Кавказского края" П. И. Надеждина. "Феодализм и закрепощение в Закавказье" M. H. Кучаева ("Русск. В." 1893 г., янв.). "Сборник сведений о Кавказе". "Материалы для исследования экономического быта государственных крестьян Закавказского края".

"Библиография Азии", Межова. Erckert, "Der Kaukasus u. Seine Völker". A. Leist, "Georgien" (1885). H. Л. Абазадзе, "Семейная община у грузин". Ст. А. С. Хаханова в "Этнографическое обозрение" за 1889-92 гг. "Празднование нового года у грузин", "Гадатели и чародеи по грузинским законам", "Месхи" и "Обычаи грузинских крестьян при пахании".Кн. В. Масальский..

Значения в других словарях
Грузины

(самоназвание в ед. Ч. — картвели) нация, основное население Грузинской ССР (66,8%, по переписи 1970). Говорят на грузинском языке (См. Грузинский язык). Общая численность в СССР, по переписи 1970, — 3245 тыс. Чел. За пределами СССР компактными группами живут на С.-В. Турции (в Лазистане), где издавна жили аборигенные грузинские племена. В Иране — в сёлах Гиляна, Мазендерана и в Ферейдане (провинция Исфахан), куда они были выселены шахом Аббасом в 17 в. Г., проживающие в Турции и Иране, сохранил..

Грузины

ГРУЗИНЫ (самоназвание - картвели) - народ, основное население Грузии (3787 тыс. Человек). В Российской Федерации 130,7 тыс. Человек (1992). Общая численность 4,14 млн. Человек. Этнографические группы. Аджарцы, гурийцы, имеретины, картлийцы, кахетины, хевсуры, мегрелы, сваны, джавахи и др. Язык грузинский. Верующие в основном православные.. ..

Грузины

ГРУЗИНЫ (самоназвание - картвели), народ. В Российской Федерации 130,7 тыс. Человек. Основное население Грузии. Язык грузинский картвельской группы иберийско-кавказской семьи языков. Верующие в основном православные.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Грузины

ГРУЗИНЫ (самоназвание картвели). Включает также близкие к основному этносу народности. Мегрелы, сваны, лазы, ингилойцы, аджарцы и др., - народ> общей численностью 4140 тыс. Чел., основное население> Грузии (3787 тыс. Чел.). Другие страны расселения. Российская Федерация> - 131 тыс. Чел., Турция> - 130 тыс. Чел., Украина> - 24 тыс. Чел., Иран - 20 тыс. Чел., Азербайджан> - 14 тыс. Чел., Казахстан> - 9 тыс. Чел. Язык - грузинский. Религиозная принадлежность верующих. Православные, часть - мусульма..

Грузинское искусство

Искусство, развившееся в христианскую эпоху в Закавказье, составляет отрасль искусства византийского, принявшую вследствие местных условий и внешних влияний своеобразный склад. Эти условия и влияния были почти те же самые как для Армении, так и для Грузии. Историческая судьба обеих стран была почти одинакова. Обе они управлялись собственными государями, когда в IV в. Проникло в них христианство. Обе вскоре затем сделались театром борьбы между греками и персами, а потом сарацинами. Обе пережили д..

Грузинцев

Александр Николаевич — драматический писат. И поэт начала нынешнего века. Напеч. В СПб. Поэмы. "Петриада", в 10-ти песнях (1812-17). "Спасенная и победоносная Россия", в 4-х песнях (1813), и трагедии в стихах. "Ираклиды, или спасенные Афины", подражание Эврипиду (1815), "Покоренная Казань" (1811), "Электра и Орест" (1810) и "Царь Эдип" (1812), в которой известный актер Яковлев имел большой успех. Его "Сочин. В стихах" изд. В 1811-15 гг.. ..

Грузия

Страна в Закавказье бывшая до присоединения ее к России (18 янв. 1801) самостоятельным царством и имевшая в разное время различные границы. В тесном смысле название Г. В настоящее время чаще всего прилагается к Тифлисской губ., в которой грузины составляют преобладающую народность.Общий обзор истории, литературы и древностей грузинских. Народы грузинского, или картвельского, племени, населявшие еще в глубокой древности земли, лежащие на юго-востоке от Черного моря, упоминаются у разных писателей..

Грузовая ватерлиния

См. Ватерлиния.. ..

Грузины

-зи́н, мн. (ед. Грузи́н, -а, м. Грузи́нка, -и, мн. Грузи́нки, -нок, -нкам, ж.).. ..

Грузины

Мн.1) Народ картвельской этноязыковой группы, составляющий основное население Грузии.2) Представители этого народа.. ..

Грузины

-ин, ед. -йн, -а, м. Народ, составляющий основное коренное население Грузии. II ж. Грузинка, -и. II прил. Грузинский, -ая,-ое.. ..

Грузины

Грузин, ед. Грузин, грузина, м. Народ, населяющий западную часть Закавказья.. ..

Грузины

Исторический район в северо-западной части Москвы, между современными улицами Пресненский вал, Грузинский вал и Большой Грузинской улицей. В XIV в. Эта местность принадлежала князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому, затем — Новинскому монастырю. В XVII в. На её территории находились дворцовое село Воскресенское и «государев сад». Протекавшая здесь р. Пресня была запружена (остатки прудов сохранились на территории Зоопарка). В 1729 село было подарено грузинскому царю Вахтангу VI, на его территор..

Грузины

(самоназвание - картвели), народ. В Российской Федерации 130,7 тыс. Человек. Основное население Грузии. Язык грузинский картвельской группы иберийско-кавказской семьи языков. Верующие в основном православные.. ..

Грузины

(самоназвание в ед. Ч. - картвели) - нация, осн. Население Грузинской ССР. Числ. В СССР - 2692 т. Ч. (1959). За пределами СССР компактными группами живут на С.-В. Турции (в Лазистане), где издавна жили аборигенные груз. Племена. В Иране Г. Живут в селах Гиляна, Мазандерана и в Ферейдане (пров. Исфахан), куда они были выселены шах-Аббасом в 17 в. Г., проживающие в Турции и Иране, сохранили груз. Культуру, язык и обычаи. Язык - грузинский, картвельской группы кавказской семьи языков. Верующие Г. В..

Дополнительный поиск Грузины Грузины

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Грузины" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грузины, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 7 символа