Даль Владимир Иванович

116

Известный лексикограф. Род. 10 ноября 1801 г. В Екатеринославской губ., в Луганском заводе (отсюда псевдоним Д.:Казак Луганский. Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнееврейский яз.), богослов и медик. Мать — немка, дочь Фрейтаг, переводившей на рус. Яз. Геснера и Ифланда. Отец Д. Принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом, действуя на детей в том же направлении. Окончив курс в морском корпусе, Д. Несколько лет служил во флоте. Но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский унив. На медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего "Толкового словаря", которые он начал собирать очень рано, все росли.

В 1831 г. Д. Участвовал в походе против поляков, при чем отличился при переправе Ридигера через Вислу у Юзефова. За неимением инженера Д. Навел мост, защищал его при переправе и затем сам разрушил его. От начальства он получил выговор за неисполнение своих прямых обязанностей, но имп. Николай I наградил его орденом. По окончании войны Д. Поступил ординатором в СПб. Военно-сухопутный госпиталь. Однако медицина не удовлетворяла Д., и он обратился к литературе, причем близко сошелся с Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем, Языковым, кн. Одоевским и др. Первый опыт ("Русские сказки. Пяток первый", СПб. 1832 — пересказ народн. Сказок) обнаружил уже этнографические наклонности Д. Книга эта навлекла неприятности на автора. По доносу Булгарина она была запрещена и Д.

Взят в III отделение, но в тот же день выпущен благодаря заступничеству Жуковского. Тем не менее Д. Долго не мог печататься под своим именем. Семь лет он прослужил в Оренбурге. За это время сопутствовал в 1887 г. Наследнику (покойному имп. Александру) в его поездке по краю и участвовал в несчастном Хивинском походе 1839 г. В 1836 г. Он приезжал в СПб. И здесь присутствовал при трагической кончине Пушкина, от которого получил его перстень-талисман. Все это время Д. Не оставлял в медицины, пристрастившись особенно к офтальмологии и гомеопатии (одна из первых статей в защиту гомеопатии принадлежит Д. "Современник" 1838, № 12). В 1834-39 г. Он выпустил свои "Были и небылицы". В 1838 г. Д. Был выбран (за свои естественноисторические работы) в члены-корреспонденты Имп.

Акд. Наук. В 1841 г. Назначен секрет. К Л. А. Перовскому, товарищу мин. Уделов, а потом заведовал (частно) особой канцелярией его, как министра внутренних дел, причем вместе с Н. Милютиным составлял и вводил "Городовое положение в СПб.". За это время им напечатаны статьи. "Полтора слова о нынешнем русском языке" ("Москвитянин", 1842, I, № 2) и "Недовесок" к этой статье (т. Же, ч. V, № 9), брошюры "О скопческой ереси" (1844, редкость [Другая записка Д. О законодательстве против скопцов напечатала в "Чтениях общ. Ист.и др." 1872. Кн. IV.] и "Об убивании евреями христианских младенцев" (1844), повесть "Похождения X. X. Виольдамура и его Аршета" (1844). В г. 1846 вышли "Сочинения Казака Луганского". В то же время Даль составил для военных заведений учебники ботаники и зоологии и напечатал ряд повестей и очерков в "Библиотеке для чтения", "Отечест.

Записках", "Москвитянине" и сборнике Башуцкого "Наши", в том числе статьи "О русских пословицах" ("Современник", 1847, кн. 6), "О поверьях, суевериях и предрассудках рус. Народа ("Иллюстр.", 1845-46, 2-е изд. СПб., 1880). В 1849 г. Д. Назначен управляющим Нижегородской удельной конторой и прослужил на этом посту, доставившем ему возможность наблюдать разнообразный этнографический материал, до 1859 г., когда вышел в отставку и поселился в Москве. За это время напечатаны статьи и сочинения Д. "О наречиях русского яз." ("Вестн. Имп. Г. Общ.", 1852, кн. 6. Перепечатана в "Толковом Словаре"), "Матросские досуги", написанные по поручению вел. Кн. Константина Николаевича (СПб., 1853), ряд статей о вреде одной грамотности без просвещения ("Рус.

Беседа", 1856, кн. III. "Отеч. Зап.", 1857, кн. II. "СПб. Вед.", 1857 № 245) и целая серия очерков (100) из русской жизни (отдельное издание "Картины из русского быта", СПб., 1861). В Нижнем Д. Приготовил к изданию свои "Пословицы" и довел обработку словаря до буквы П. Вскоре после переселения Д. В Москву начал выходить в свет его "Толковый слов." (1-е изд. 1861-68. Второе изд. СПб. 1880-82) и напечатан другой капитальный труд всей жизни Д. "Пословицы русск. Народа" (М., 1862. 2 изд. СПб.,1879). За это время появились в печати сочинения и статьи Д. "Полное собр. Соч." (СПб., 1861. 2 изд. СПб., 1878-1884), "Повести" (Спб., 1861), "Солдатские досуги" (2 изд. СПб., 1861), "Два сорока бывальщинок для крестьян" (СПб., 1862), записка о русск. Словаре ("Русск.

Беседа", 1860, № 1), полемика с Погодиным об иностранных словах и русск. Правописании ("Русский", 1868, №№ 25, 31, 39, 41). В 1861 г. Д. За первые выпуски "Словаря" получил константиновскую медаль от Имп. Геогр. Общ., в 1868 выбран в почетные члены Имп. Акд. Наук, а по выходе в свет всего словаря удостоен Ломоносовской премии (см. Подробные разборы Грота, Шренка и Рупрехта в отчете о 4-м присуждении Ломоносовской премии, Прил. К XVII т. "Зап. Имп. Акд. Наук" 1870. Статью А. Н. Пыпина в "Вестн. Евр." 1873, кн. 12. Котляревского в "Беседах общ. Люб. Росс. Слов." 1868, вып. 2. Заметки Николича в "Филол. Зап.", Воронеж, 1871, № 6, 1875 № 3, 1876 № 2. Дополнения и заметки Шейна. "Прилож. К XXV т. "Зап. Имп. Акд. Наук", 1878, и Наумова, СПб., 1874. Грота и Жизневского в "Отчете о присуждении Ломоносовской премии").

Собранные им песни Д. Отдал Киреевскому, сказки — Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Д. Поступило в Имп. Публ. Библ. И вошло впоследствии в издания Ровинского. В последние годы жизни Д. Увлекался спиритизмом и сведенборгианством, занимался переложением первых книг Библии на простонародный язык ("Бытописание". См. Его историю в воспоминаниях Мельникова), печатал новые "Картины русского быта" в "Русском вестнике" (1867-1868). Умер 22 сент. 1872, приняв еще в 1871 г. Православие (до тех пор Д. Был лютеранином). Материалы для биографии Д. Ст. П. Б. "В. И. Д." ("Р. Арх." 1872, № 10). Автобиограф. Записка Д. (не окончена, там же № 11. Ср. Заметку о ней Дм. Завалишина, "М. Вед.", 1872, № 290). "Воспоминания о В. И. Д." (с извлечением из его писем и другой полной автобиогр.

Запиской), Я. К. Грога ("Зап. И. Акд. Н.", 1873, т. XXII). "Из воспоминаний о покойном В. И. Д." ("Церк. Летоп.", 1873, № 37). "Воспоминания о Д." П. И. Мельникова ("Русск. Вестн." 1873 г. Поправка в "Моск. Вед." 1873 г., № 72). Биография Максимова с подробной библиографией в "Справ. Энциклопед. Словаре" Старчевского (СПб., 1855, т. IV). "Дневники Т. Г. Шевченка" ("Основа", 1861-62) и А. В. Никитенка ("Русск. Старина", 1889-90). "Д., по воспоминаниям его дочери, Е. Даль" ("Русск. Вестн.", 1879, № 7). Подробной биографии Д. До сих пор нет. Самая полная характеристика деятельности Д. У А. Н. Пыпина. "История русской этнографии" (т. I). О его отношении к крестьянскому вопросу см. У В. И. Семевского ("Крестьянский вопрос", т. II, стр. 273-278). Главное значение Д. — собирателя-этнографа.

Ни морской корпус, ни медицинский фак. Не могли дать ему надлежащей научной подготовки, и он до конца дней остался дилетантом-самоучкой. На свой настоящий путь Д. Попал чисто инстинктивно, и собирание материалову него шло сначала без всяких определенных научных целей. Только личные отношения с писателями пушкинской эпохи, а также с московскими славянофилами помогли ему сознать свое настоящее призвание и поставили определенные цели деятельности. С другой стороны, в природе Д., несмотря на естественноисторическое образование, полученное в Дерптском унив., было что-то мешавшее ему сделаться спокойным и точным ученым. Причиной этому была отчасти беспокойная бродячая жизнь, отчасти наклонность к поэтическому творчеству, отчасти, быть может, некоторый коренной, органический недостаток во всем духовном складе Д.

(вспомним его увлечения гомеопатией, спиритизмом, Сведенборгом и т. Д.). Его словарь, памятник огромной личной энергии, трудолюбия и настойчивости, ценен лишь как богатое собрание сырого материала, лексического и этнографического (различные объяснения обрядов, поверий, предметов культуры и т. Д.), к сожалению, не всегда достоверного. Д. Не мог понять (см. Его полемику с А. Н. Пыпиным в конце IV т. Словаря), что ссылки на одно "русское ухо", на "дух языка", "на мир, на всю Русь" при невозможности доказать, "были ли в печати, кем и где говорились" слова в роде пособ, пособка (от пособить), колоземица, казотка, глазоем и т. Д., ничего не доказывают и ценности материала не возвышают. Характеристичны слова самого Д. "с грамматикой я искони был в каком-то разладе, не умея применять ее к нашему языку и чуждаясь ее не столько по рассудку, сколько по какому-то темному чувству, чтобы она не сбила с толку" и т.

Д. (напутное слово к Словарю). Этот разлад Д. С грамматикой не мог не сказаться на его Словаре, расположенном по этимологической системе "гнезд", разумной в основе, но оказавшейся не по силам Д. Благодаря этому у него дышло (заимствованное из нем. Deichsel) стоит в связи с дыхать, дышать, простор — с простой и т. Д. Тем не менее, Словарь Д. До сих пор является единственным и драгоценным пособием для каждого занимающегося русск. Яз. Д. Один из первых занимался также русской диалектологией и был превосходным практическим знатоком русских говоров, умевшим по двум-трем сказанным словам определить местожительство говорящего, но никогда не мог воспользоваться этим знанием и дать научную характеристику знакомых ему диалектических особенностей.

Как писатель-беллетрист, Д. Теперь почти совсем забыт, хотя в свое время высоко ставился такими ценителями, как Белинский, Тургенев и др. Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Д. Не пошел, и главная заслуга его и в этой области заключается в широком пользовании этнографическим материалом. Своей этнографической цены некоторые очерки Д. Не утратили и до сих пор. C. Булич..

Значения в других словарях
Даль Владимир Иванович

Даль Владимир Иванович [ 10(22).11.1801, Луганск, ныне Ворошиловград, ≈ 22.9(4.10).1872, Москва], русский писатель, лексикограф, этнограф. Родился в семье врача. Окончил медицинский факультет Дерптского университета в 1829. Был врачом, затем чиновником. В 1838 избран член-корреспондентом Петербургской АН по классу естественных наук за собирание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края. Был в дружбе с А. С. Пушкиным. Присутствовал при его кончине. Ещё в молодости Д. Собирал лингвистические и..

Даль Владимир Иванович

ДАЛЬ Владимир Иванович (1801-72) - русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН (1838). Очерки (30-40-е гг.) в духе натуральной школы под псевдонимом Казак Луганский. Сборник "Пословицы русского народа" (1861-62). Создал "Толковый словарь живого великорусского языка" (т. 1-4, 1863-66), за который удостоен звания почетного академика Петербургской АН (1863).. ..

Далу (дополнение к статье)

(Жюль Dalou) — французский скульптор. Умер в 1902 г.. ..

Далу Жюль

I(Dalou) — франц. Скульптор реалстического направления, ученик Аб. Де-Пюжоля, Дюре и Карпо родился в 1838 г. 14-ти лет от роду вступил воспитанником в тамошнюю Школу изящных искусств, но вначале был принужден для добывания себе средств к жизни заниматься почти исключительно художественно-промышленными работами. Явился впервые в Парижском салоне в 1861 г. С гипсовой статуей "Римская дама, играющая в кости". В салоне 1870 г. Выставил гипсовую же статую "Швея", доставившую ему медаль и обратившую н..

Даль Иоганн Зигвальд

(род. В 1827 г.) — сын и ученик Иоганна Христиана Д. Писал вначале пейзажи вроде отцовских, а потом перешел к живописи животных, в которой наставником его был дрезденский художник И. Вегенер. А. С—в.. ..

Даль Иоганн Зигвальд (дополнение к статье)

(Dahl) — живописец. Умер в 1902 г.. ..

Даль Владимир Иванович

Даль, Владимир Иванович - известный лексикограф. Родился 10 ноября 1801 г. В Екатеринославской губернии, в Луганском заводе (отсюда псевдоним Даля. Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнееврейский язык), богослов и медик. Мать - немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Окончив курс в морском корпусе, Даль несколько лет служил во флоте, но, не..

Даль Владимир Иванович

(псевдоним Казак Луганский) (1801, Луганск — 1872, Москва), писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, автор сборника «Пословицы русского народа» и фундаментального «Толкового словаря живого великорусского языка». Член-корреспондент (1838), почетный академик (1863) Петербургской Академии наук. Родился в семье датского врача Иоганна Даля и Марии Христофоровны Даль (урождённой Фрейтаг) — полунемки, полуфранцуженки из гугенотского рода. Окончил Морской корпус (1819), медицинский факультет Дерптског..

Даль Владимир Иванович

(псевдоним Казак Луганский) (1801—1872), писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН (1838). В 1814—19 учился в Петербурге в Морском кадетском корпусе (впечатления о пребывании в нём — в повести «Мичман Поцелуев», 1841). В 1832 опубликовал в Петербурге обработанные «Русские сказки...». В 1837 находился в Петербурге при умирающем А. С. Пушкине, с которым был в дружбе. Впоследствии Д. Составил ценные записки о Пушкине. В 1830—40 х гг. В петербургских журналах и сборнике ..

Даль Владимир Иванович

(1801-1872) - автор "Толкового словаря", занимался и изучением древностей Урала. Д. Сопровождал А.С. Пушкина в его поездках по Оренбургской губернии. За 8 лет службы в Оренбуржье он объездил весь Ю. Урал, собрал много фольклорных данных, описал все кантоны башкир. Д. Обследовал Капов у пещеру и опубликовал интересные сведения о ее строении и происхождении. "Одна из знаменитых пещер Башкирии, это Бельская или Шуллюганташ. Ее смотрели Рычков и Лепехин. Но Рычков, без сомнения, ошибался, когда пола..

Даль Владимир Иванович

Даль, Владимир Иванович - известный лексикограф. Родился 10 ноября 1801 г. В Екатеринославской губернии, в Луганском заводе (отсюда псевдоним Даля. Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнееврейский язык), богослов и медик. Мать - немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Окончив курс в морском корпусе, Даль несколько лет служил во флоте, но, не..

Дополнительный поиск Даль Владимир Иванович Даль Владимир Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Даль Владимир Иванович" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даль Владимир Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 22 символа