Даниил митрополит московский

72

— митрополит московский и Всея Руси. По свидетельству Герберштейна, он род. В 1492 г. Судя по прозвищу "рязанца", происходил из Рязанской области. Образование получил, вероятно, в Волоколамском монастыре под руководством его игумена Иосифа Волоцкого, последователем которого Д. Явился в своей деятельности. В 1515 г. Иосиф, чувствуя приближение смерти, предложил братии монастыря избрать преемника ему. Выбор монахов пал на Д. И был утвержден Иосифом. В сане игумена Д. Деятельно заботился о благосостоянии монастыря, расширил монастырскую библиотеку и ревностно поддерживал строгую дисциплину, заведенную Иосифом. В это же время начал он и свою литературную деятельность. В рус. Церкви происходила тогда борьба двух направлений, известных под именем иосифлян и заволжских старцев (см.).

Иосифляне (ученики Иосифа Волоцкого) отождествляли церк. И государство, подчиняя духовную иерархию верховной светской власти, но требуя от нее за то подчинения церковным интересам в смысле защиты всех прав и привилегий церкви, в том числе особенно права монастырей владеть населенными имениями, а также охраны религии путем преследования еретиков. Последователи Нила Сорского, иначе заволжские старцы, допускали исправление в церковных обрядах и правилах и стремились отгородить церковь от государства, обеспечивая ее независимость в духовных делах и не допуская ни вмешательства иерархии в светские дела иначе как во имя защиты религиозно-нравственных принципов, ии воздействиия на еретиков каким-либо другим оружием, кроме духовного.

Во имя тех же нравственных принципов они требовали отнятия у монастырей их населенных имений. Первые примыкали к зарождавшемуся абсолютизму московских государей, вторые — к старым удельным и боярским традициям и к земскому началу. Первый период борьбы был закончен еще при Иоанне III, когда вопросы об отношении к еретикам и о монастырских имениях были разрешены в пользу иосифлян благодаря усилиям самого Иосифа и архиеп. Новгородского Геннадия (см.). Литературная полемика продолжалась и после соборов 1490 и 1503 гг., а с вокняжением Василия Иоанновича, когда приближен был ко двору Вассиан Патрикеев или Косой (см.) и сделался митрополитом приверженец заволжских старцев Варлаам, перевес склонялся, по-видимому, на сторону побежденной было партии.

Вскоре, однако, Варлаам своею независимостью и частыми "печалованиями" за осужденных навлек на себя гнев вел. Князя и 17 дек. 1521 г. Был смещен с митрополии, а на его место Василий без всякого собора назначил (27 февраля 1522) Д., с мнениями и характером которого успел ознакомиться. На митрополичьем престоле Д. Явился типичным иерархом-иосифлянином, не только не противодействуя своими "печалованиями" злоупотреблениям власти, но не стесняясь ради желаний Василия поступиться своею совестыо и самыми церковными правилами. В 1523 г. Вел. Князь, возымев подозрения на северского князя Василия Ивановича Шемячича (см.), вызвал его в Москву, причем Шемячичу, опасавшемуся приехать, были посланы "опасные грамоты" вел. Князя и митрополита, в которых последний брал его "на образ Пречистыя, да на чудотворцев, да на свою душу".

Тем не менее Шемячич через несколько дней по приезде был схвачен и посажен в заточение, а Д. И не подумал за него вступиться. Когда несколько позже Василий Иоанновнч замыслил развестись с своей супругой Соломонией, многие и особенно духовенство, принадлежавшее к заволжским старцам, с Вассианом Косым и Максимом Греком во главе восстали против развода, несогласного с учением церкви. Д. Сперва повел себя осторожно, посоветовав обратиться за разрешением развода к восточным патриархам и на афонские монастыри. Но когда получил отказ и от патриархов, и с Афона, а вел. Кн. Стоял на своем, митрополит решился исполнить его волю. Соломония была насильно пострижена в монахини и отправлена в м-рь, и затем Д. Сам обвенчал вел.

Кн. При живой жене с Еленой Глинской. Подобные действия в глазах многих современников роняли авторитет митрополита. Его называли "потаковником", не хотели в нем видеть пастыря. "Не ведаю де и митрополит, не ведаю простой чернец", говорил про него боярин Берсень. "учительного слова от него нет никоторого, а не печалуется ни о ком, а прежние святители сидели на своих местах в манатьях и печаловалися государю о всех людех". Это нисколько не уменьшило влияния Д. В делах государственных и церковных. После того, как вел. Князь отнял свою поддержку от противников иосифлян, участь их была решена. Сперва Максим Грек был подвергнут суду по обвинению в ереси и соборами 1524 и 1531 гг. Осужден на заточение в монастыре, а за ним привлечен был к суду и Вассиан, в 1531 г., по такому же обвинению.

Признанный еретиком, он был сослан в Волоколамский монастырь, где, по словам Курбского, его "иноки умориша вскоре". При отправлении в ссылку и Максиму, и Вассиану воспрещено было писать что бы то ни было. Иосифляне, добившиеся тесного союза с светскою властью, торжествовали полную победу, и как бы в ознаменование ее Д. 1 мая 1531 г., еще до второго собора над Максимом Греком, торжественно канонизовал Пафнутия Боровского, учителя Иосифа Волоцкого. После смерти Василия Д. По-прежнему ревностно служил целям и задачам правительства. В 1534 г. С его помощью был привлечен в Москву кн. Андрей Старицкий. Митрополит брал его "на свои руки" в случае приезда и грозил церковным отлучением за ослушание. Но, подобно Шемячичу, и кн.

Андрей попал в темницу. Прежним значением, однако, Д. Не пользовался и должен был спокойно смотреть, как новое правительство под влиянием бояр покушалось на материальные права духовенства и на владения монастырей. В 1535 г. Вышел закон, воспрещавший монастырям покупать и брать в заклад вотчинные земли служилых людей без ведома и согласия на то правительства. По смерти Елены Д. Принял сторону кн. Ив. Бельского против Шуйских и после падения Бельского был сведен Иваном Шуйским с митрополии 2 февр. 1539 г. И сослан в Волоколамский монастырь, где умер в 1547 г. На его место бояре возвели сперва представителя противоположной партии, игумена Троицкого монастыря Иоасафа. Но строгий охранитель нравственных принципов оказался неудобным и уже в 1642 г.

Был заменен иосифлянином, архиепископом новгородским Макарием. Дело Д. Не пропало, таким образом, и после его падения. Этому в значительной мере способствовало и то, что за время своего управления он наполнил иерархию людьми своего образа мыслей. Личный характер Д. Не отличался большими достоинствами. Человек практического ума, он был честолюбив, мстителен и жесток, любил пышность и великолепие и охотно пользовался благами жизни, против которых так вооружался в проповедях. В. М-н. Сочинения Д. 1) так называемый "Соборник", содержащий в себе шестнадцать "слов" Д. 2) Сборник, содержащий в себе четырнадцать обширных посланий. 3) "Окружное послание к пастве о согласии и любви и о соблюдении прав. Веры". 4) отдельное "Поучение м-та Д.

Всея Руси". 5) послание к кн. Юрию Ивановичу. 6) послание к неизвестному. 7) наказ епископу Досифею. 8) ответ некоему христолюбцу о здравии. 9) ряд "посыльных грамот по всех владык". "грамоты" разным лицам. 10) "отреченная грамота". Им была составлена не сохранившаяся до нас "Кормчая". В сочин. Д. Довольно полно и с замечательною даже и не для его времени эрудицией изложено догматическое и нравственое учение церкви. Особенную цену имеют для истории сочинения Д. Правообличительные. Он энергично обличал пороки вельмож, общества, самого духовенства, оставив, таким образом, всестороннее и яркое изображение быта и нравов для потомства своей эпохи. Он вооружался против увеселений, пьянства и разгула, роскоши, против разводов, нарушения целомудрия и супружеской верности (любопытно, что, ревнуя о целомудрии, проповедник одобрял даже оскопление, т.

Е. Впадение в ересь), против астрологии, занесенной на Русь немцами, против ложных доносов и сплетней, против поединков. Касался положения женщины в обществе и семье, воспитания детей, положения рабов, угнетения низших классов высшими, несправедливости властей по отношению к подвластным. Особенно хорошо обрисованы типы тогдашних франта и волокиты. В нескольких сочинениях об иночестве изложена подробная регламентация трех видов монашеской жизни и нарисован идеальный образ монаха. Особенным уважением пользуются сочинения Д. Между старообрядцами, так как в четвертом его слове содержится учение о двоеперстии для крестного знамения, заимствованное из известного подложного "Слова Феодоритова". Подробнее см. "Митрополит Даниил и его сочинения", исследование В.

Жмакина (М. 1881). Беляев, "Даниил митрополит Московский" (Историч. Чтения о языке и словесности в заседаниях II отд. Имп. Акд. Н., 1856-7 г., 96—118. Известия Имп. Акд. Н. По отделению русск. Языка и словесности, т. V, 1856 г., 195-209). Николаевский, "Русская проповедь в XV и XVI вв. ("Ж. М. Н. Пр.", 1868 г. CXXXVII и CXXXVIII). Преосв. Макарий, "Сочинения московского митрополита Даниила" (Христианское чтение, 1872, ч. III), и его же "История русск. Церкви" (т. VI и VII). Н. Б..

Значения в других словарях
Даниил Заточник

Уроженец южного Переяславля (XII в.). С его именем связано знаменитое "Слово Д. Заточника", литературный памятник XII в., подвергшийся значительным переделкам и не дощедший до нас в первоначальном виде. О Д. Как историческом лице есть случайная заметка в летописях (1378). Память о нем сохранилась в пословице "Как Данило бессчастный не заслужил ни хлеба мягкого, ни слова гладкого", в сказках о Даниле бессчастном, в былине о Ставре, иногда называемом Даниилом. Будучи по неизвестной нам причине сос..

Даниил Матвеев

(1687-1776) — знаменитый между раскольниками богослов и писатель поморской секты, монах Выгорецкого м-ря, искусный иконописец, заведовавший в м-ре иконописною школой. Сочинения его, в числе восемнадцати, посвящены опровержению "Жезла", "Увета" и "Скрижали", защите трисоставного креста против латин. "крыжа", поморского учения о молитве за "внешних владык мира" против федосеевцев. Д. Был "бракобор", т. Е. Доказывал невозможность и излишество для раскольников брака в антихристово время, направляя р..

Даниил основатель Выговской пустыни

(1653—1733) — основатель и первый настоятель Выговской раскольничьей "киновии", до совращения в раскол — дьячок церк. Шунгского погоста. См. Выгорецкая пустынь и Денисовы.. ..

Даниил преподобный переяславский

— преподобный переяславский, чудотворец, умер в 1540 г. Мощи его, открытые в 1652 г., почивают в переяславском Троицком-Даниловом м-ре. Память празднуется 7 апр. (в день преставления), 30 декаб. (в день открытия мощей его) и 28 июля (в день переложения их в новую раку). Родился ок. 1460 г. От благородных родителей, в Переяславле. В мире назывался Димитрием. Еще в детстве стремился подражать святым подвижникам. На 17-м году ушел в Пафнутиев м-рь и здесь принял пострижение. Двенадцать лет спустя о..

Дополнительный поиск Даниил митрополит московский Даниил митрополит московский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Даниил митрополит московский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даниил митрополит московский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 28 символа