Даниил, пророк

57

Один из четырех "великих пророков" израильского народа. Еще в молодости он уведен был в плен при первом взятии Иерусалима Навуходоносором (605 г. До Р. Хр.). Навуходоносор тогда же приказал выбрать из иудеев знатнейших и способнейших юношей с целью "научить их книгам и языку халдейскому", чтобы приготовить из них впоследствии преданных слуг престола в Вавилоне. В числе их оказался и Д., которому при этом сообразно с вавилонским обычаем дано было другое имя — Валтасар (по-вавил. Балатшузур — "охраняй его жизнь"). При главных вавилонских храмах состояли тогда целые массы мудрецов, или волхвов, которые постоянно, с особых обсерваторий или вершин пирамидальных храмов, производили свои наблюдения и давали отчет царю о том, что именно совершится в природе, политике или частной жизни.

"Мудрость" этих ученых халдеев была славой и гордостью Вавилона. Такую-то мудрость и должен был изучать Д. Успехи его были блистательны, так что, по словам библейского историка, он "в десять раз стал выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем Вавилонском царстве". Подобно Иосифу, Д. Особенно выдвинулся при дворе тем, что оказался в состоянии объяснить страшный сон Навуходоносора. За это он сделан был главою вавилонских мудрецов и, кроме того, играл первостепенную политическую роль как во все царствование Навуходоносора, так и при его преемниках. При последнем вавилонском царе, своем соименнике Валтасаре (см.), он, по-видимому, впал в немилость, но опять был приближен и удостоен высоких почестей за то, что объяснил испуганному царю роковую надпись на стене, и был сделан одним из трех главных сатрапов государства.

После падения Вавилона он пользовался милостями и вниманием заместителя Кира в Вавилоне, Дария Мидянина, который сделал его одним из своих ближайших соправителей. Это возбудило зависть в туземных князьях, которые добились даже того, что Д. За неисполнение придуманного ими царского указа был брошен в ров, в котором содержались львы. Чудесно спасенный от смерти, Д. Провел остальные годы своей жизни в пророческом созерцании будущих судеб своего народа. Его любимой идеей была идея Мессии как избавителя своего народа, и время пришествия его он вычисдял на основании так назыв. Седмин. В течение этих седмин (70х7=490 лет) должно было состояться освобождение народа иудейского из плена, восстановление Иерусалима и храма и искупление мира "смертью Христа Владыки".

Первое из этих событий совершилось еще при жизни Д. Престарелый пророк скончался в самый год освободительного указа, данного Киром (536 г. До Р. X.). Под именем Д. В Библии имеется большая книга ("Книга пророка Даниила"). Эта книга занимает довольно исключительное положение в Библии. Написанная отчасти на еврейском и отчасти на халдейском (вернее — иудейско— арамейском языке), она, несмотря на свой пророчественный характер, стоит в еврейской Библии не среди других великих пророков, а в числе так назыв. Агиографов, в третьем отделе канона. Как поэтому, так и на основании некоторых других соображений внутреннего свойства новейшая рационалистическая критика делала неоднократно нападения на ее подлинность и подвергала сомнению достоверность сообщаемых в ней исторических сведений.

Но эти нападения в большей своей части уже нашли достаточное опровержение в новейших данных ассириологии, которая с каждым новым открытием все более проливает света на страницы этой замечательной книги. Она состоит из трех частей. В первой рассказывается жизнь и судьба самого Д. При вавилонском дворе. Во второй излагаются бывшие ему видения и высказанные им пророчества, а в третьей передаются неканонические истории — о Сусанне, о жрецах Вила, или Бела, и др. Эти истории Филарет московский назвал в своей Библ. Истории "сомнительными происшествиями". Новейшая ассириология представила, однако, много данных, подтверждающих общий характер этих рассказов.А. Л..

Значения в других словарях
Даниил, митрополит

Митрополит Моск. И Всея Руси. По свидетельству Герберштейна, он род. В 1492 г. Судя по прозвищу "рязанца", происходил из Рязанской области. Образование получил, вероятно, в Волоколамском монастыре под руководством его игумена Иосифа Волоцкого, последователем которого Д. Явился в своей деятельности. В 1515 г. Иосиф, чувствуя приближение смерти, предложил братии монастыря избрать преемника ему. Выбор монахов пал на Д. И был утвержден Иосифом. В сане игумена Д. Деятельно заботился о благосостоянии ..

Даниил, основатель Выговской пустыни

(1653-1733) — основатель и первый настоятель Выговской раскольничьей "киновии", до совращения в раскол — дьячок церк. Шунгского погоста. См. Выгорецкая пустынь и Денисовы.. ..

Даниил, черногорские князья и владыки

Имя черногорских князей и владык, см. Негош.. ..

Данилевская

Вильгельмина Андреевна — сочинительница романсов и учительница хорового пения. Из многочисленных романсов Д. Наиболее распространены "Шепот цветов" и "Я вновь один". М. П.. ..

Даниил, Пророк

(ск. 600 до Р.Х.), при царе Валтасаре предсказал падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарий по наветам врагов Даниил был брошен в ров с голодными львами, но звери не тронули пророка. Даниил и его товарищи глубоко скорбели об Израиле, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий. Праведной жизнью и неустанной молитвой искупали они грехи своего народа. Преемник царя Дария - Кир внял наконец просьбам св. Даниила, которого весьма ценил, и даровал свободу пленникам, ..

Дополнительный поиск Даниил, пророк Даниил, пророк

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Даниил, пророк" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даниил, пророк, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 14 символа