Деисуc

78

— Д-ами в настоящее время называются старинные иконы, преимущественно же трехличная икона такого состава. Спаситель посередине, а по сторонам его Богородица и Иоанн Предтеча. Эта икона была чрезвычайно распространена у нас в XVII в. Она помещалась во втором поясе иконостаса, над царскими вратами, над дверьми при входе в церковь, а также и во дворцах и домах над воротами, на крыльце и над входными дверьми. Она же изображалась на предметах облачения (на митрах), на венчальных венцах (мужских) и пр. Д. Были главные (изображались только головы), поясные и во весь рост. Кроме основных фигур, на них встречаются архангелы, апостолы и др. Святые. Спаситель пишется большей частью благословляющий, с Евангелием в руке, иногда в архиерейском облачении.

Иногда же в таком виде, в каком он был положен во гроб, со знаками прободений на боку, руках и ногах. Иногда его заменяет София Премудрость Божия, т. Е. Огненный ангел на троне. Богородица и Предтеча очень часто изображаются в молитвенном положении или со свитками (молитвами) в руках. Иногда оба они, иногда один Предтеча изображаются крылатыми. Д. С умоляющими Богородицей и Предтечей составляет необходимую часть иконы, изображающей Страшный Суд, и в ней смысл их не подлежит сомнению. Они как посредники между Богом и людьми умоляют Христа за род христианский. В знаменитой афонской Эрминии (наставлении для иконописцев) Фурнографиота (русский пер. В "Трудах Киевской дух. Акд." за 1868 г. № 2 и след. Отдельно перевод Порфирия еп.

Чигиринского, Киев, 1868) приводятся и моления, обращаемые Богородицей и Предтечей к Спасителю. В таком составе и смысле эта композиция хорошо известна и на Западе. В конце средних веков и в эпоху Возрождения в миниатюрах и на иконах очень часто изображается Христос на троне, указывающий на свои раны, и умоляющие его Богородица и Предтеча. Первая указывает на сосцы свои и на меч, пронзивший ее душу, второй держит в руках свою отрубленную голову. Это — их заслуги, на которых они основывают свое ходатайство. У нас эта композиция имеет параллели и в народной поэзии. В стихе о Страшном Суде Богородица и Иван Предотеч (или Иван Богослов) умоляют Христа за людей, а в другом стихе упоминаются 3 гроба или 3 свечи, горящие перед теми же лицами.

В современной Греции на праздник Парк, который празднуется вскоре после рождения ребенка, зажигаются 3 лампады, из которых одна посвящена Христу, другая Богородице и третья Предтече (Политис, "О жизни новых эллинов", II, 212). Слово деисус есть, несомненно, испорченное греч. Δέησις — моление" прошение. В византийский период слово это имело значение и юридического, и церковного термина. Δεήσεις, по Дюканжу — libelli supplices qui principi offeruntur. Отсюда и чиновник при императоре, принимавший прошения на высочайшее имя, — ό έπι τών δεήσεων, подобный же чиновник был и при патриархе. С другой стороны, Феофан Исповедник (VIII в.) рассказывает (ed. De Boor I, 284, 25), что имп. Маврикий, сознавая свой грех, разослал ко всем патриаршеским тронам и пр.

Δεήσεις έγγράφους. Иконописная композиция, известная у нас под именем Д., встречается и на В, и на З очень рано. Софроний Дамаскин, патриарх Иерусалимский с 629 г., говорит о большой иконе, изображающей Христа посередине, Богоматерь налево, а направо Иоанна Крестителя, в соборе св. Марка, над дверьми баптистерия, они изображены скульптурно. Легенда относит это изображение ко временам гонений и говорит, что художнику было приказано изобразить Юпитера, Юнону и Меркурия, а он изобразил Христа, Богоматерь и Предтечу, за что и был замучен тираном. В Бургундии та же композиция встречается в 1004 г. На аналое. Количество примеров этой композиции в греческих триптихах, рукописях, ризницах и храмах огромно. В последних ей указано определенное место, соответствующее нашему второму поясу иконостаса, над царскими дверьми (см.

Sуmеоn Tessalon., "De sacro templo" гл. 136. Migne, Patrol. Gr. Т. CLV, 345). Но δεήσεις как иконописный термин для ее означения не встречается. Она называется обыкновенно триморфом (τρίμορφος — из 3-х частей состоящий), триморфием. С. А. Усов (см. Сочинения III, стр. 138 и след., о значении слова Д.) доказывает, что Д. Назывались иконы такого состава не потому, что Богоматерь и Предтеча изображены молящимися, но потому, что в этом ряду иконостаса помещаются иконы, которым только молились (в противоположность поклонным, к которым прикладывались). Сопоставление Предтечи с Богородицей как ходатаев мотивируется, между прочим, и древнейшими текстами литургий. Д., как часть Страшного Суда, стоит в связи с эсхатологическими сказаниями и в частности с апокрифом "Апокалипсис Божьей Матери", который в древней Руси был очень распространен под названием "Хождение Богородицы по мукам".

В нем Богоматерь вымаливает грешникам временное прекращение мук. А. К..

Значения в других словарях
Деизм

Термин весьма неопределенный. Обыкновенно противополагается теизму и обозначает, по определению Канта, убеждение в существовании первопричины, имманентной миру и определяющей собой мировой порядок (moralische Weltordnung Фихте-старшего). Теизм, напротив, обозначает веру в личного Бога и в существование Промысла. Хотя Д., по-видимому, явление религиозной жизни, но в действительности это скоре течение мысли, относящееся к общей истории культуры. С точки зрения философской Д. Представляет собой мом..

Деиотар

(Dejotarus) — тетрарх Галатии, приверженец римлян. За важные услуги, оказанные им римским полководцам в азиатских войнах, получил от римского сената царский титул и господство над Малой Арменией и частью Понта. В борьбе Цезаря с Помпеем был на стороне послднего, но после битвы при Фарсале подчинился Цезарю, который помог Д. Победить Фарнака, сына Митридата. Малой Армении Цезарь Д. Не возвратил, но оставил за ним царский титул. В 45 г. До Р. X. Д. Был обвинен своим внуком Кастором и врачом Фидипп..

Деисус

Д-ами в настоящее время называются старинные иконы, преимущественно же трехличная икона такого состава. Спаситель посередине, а по сторонам его Богородица и Иоанн Предтеча. Эта икона была чрезвычайно распространена у нас в XVII в. Она помещалась во втором поясе иконостаса, над царскими вратами, над дверьми при входе в церковь, а также и во дворцах и домах над воротами, на крыльце и над входными дверьми. Она же изображалась на предметах облачения (на митрах), на венчальных венцах (мужских) и пр. ..

Деифоб

(Deiphobos). — B греч. Мифологии сын Приама и Гекубы, один из храбрейших героев Трои, вместе с Парисом убивший Ахилла. Как противника выдачи Елены, греки ненавидели его не меньше, чем Париса и Гектора. После взятия Трои его дом первый был разрушен, и сам Д. Предан Еленой, супругом которой он был по смерти Париса, в руки Менелая.. ..

Дополнительный поиск Деисуc Деисуc

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Деисуc" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Деисуc, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа