Декларация прав человека и гражданина
(déclaration des droits de l'homme et du citoyen). Уже в наказах 1789 г. (см.) встречается требование, чтобы во Франции была издана Д. Прав, причем, конечно, имелся в виду пример Америки. В самом национальном собрании первая мысль о такой Д. И первый ее проект (12 июля 1789 г.) принадлежали Лафайету, а за ним представил свой проект и Сиейс (20 июля). Национальное собрание решило 4 авг., перед знаменитым ночным заседанием, поставить во главе конституции торжественное объявление о правах человека и гражданина, а 12 авг. Поручило выработку ее текста особой комиссии. По докладу Мирабо 26 авг. Собрание приняло Д., которая потом и была поставлена впереди конституции 1791 г. Ее текст состоит из краткого введения, в котором заявляется, что единственными причинами общественных бедствий и порчи правительств являются незнание, забвение или презрение естественных, священных и неотчуждаемых прав человека, и из 17 статей, заключающих в себе главным образом две основные идеи политической философии естественного права — идею индивидуальной свободы и идею народовластия.
Все люди свободны и равны в правах. Цель общества — сохранение прав личности (свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению). Верховная власть принадлежит нации. Закон есть выражение общей воли. Участвовать в издании законов имеют право все граждане, лично или через представителей. Все граждане равны перед законом. Особые статьи (7-12) обеспечивали личную неприкосновенность, судебные гарантии личности, свободу совести и мысли, свободу слова и печати. Публичная сила существует для счастья всех, а не для личной выгоды тех, кому она вверена. Налоги, необходимые для ее содержания, должны быть распределены равномерно. Граждане имеют право сами, через своих представителей, определять их размер и способ взимания.
Общество имеет право требовать отчета у своих агентов. "Общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не установлено разделения властей, не имеет конституции". Никто не может быть лишаем собственности, кроме случаев общественной надобности, законно засвидетельствованной, и лишь под условием вознаграждения. Таково вкратце содержание Д., принципы которой легли в основу целого ряда постановлений публичного и частного права, созданного французской революцией. В свое время Д. Прав была предметом как восторженных похвал и резких нападок, так и более спокойной критики. И теперь она обращает на себя большое внимание историков (см. Статью М. М. Ковалевского в "Юрид. Вестнике" за 1889 г.). Когда после падения монархии и отмены конституции 1791 г.
Национальный конвент озаботился составлением новой, республиканской конституции, то Д. Прав составила существенную часть и жирондистского проекта конституции, и якобинской конституции 1793 г., и так наз. Конституции III (1795) года. И жирондисты, и якобинцы внесли в свои Д. Новую черту, которой не было в Д. Учредительного собрания. Это — принцип, которым на общество возлагается обязанность помощи неимущим посредством доставления работы или пропитания и обязанность содействовать образованию всех своих членов. В остальном обе Д. Мало чем отличались от первой. В них только сильнее подчеркнуты безграничное верховенство нации и право сопротивления угнетению, которое превращалось здесь прямо в право возмущения (insurrection).
Когда после падении Робеспьера началась реакция, она сказалась и на содержании Д., предпосланной конституции III года. Из новой Д. Было выключено право сопротивления, и к Д. Прав прибавлена была Д. Обязанностей (décl. Des devoirs). Прибавлено было еще, что верховная власть принадлежит всей совокупности граждан и что частные их соединения не имеют права присваивать себе всей верховной власти. Мысль о Д. Обязанностей высказывалась еще в авг. 1789 г. Но тогда вопрос об этом был отложен. Обязанности, изложенные в Д. III г., имеют чисто моральный характер. Особенно выдвигается вперед требование подчинения законам и законным властям и поддержания собственности как основы всего общественного порядка. В общем и Д. III г. Сохранила принципы индивидуальной свободы и народовластия.
В конституции VIII (1799) года, передавшей власть Наполеону Бонапарте, нет уже попытки формулировать права человека и гражданина в том смысле, как это делалось в конституциях 1791, 1793 и 1795 гг. Историческое значение этих Д. Заключается в стремлении дать законодательную санкцию самым важным принципам политической философии естественного права, произведшей такой крупный переворот в политических взглядах и отношениях новейшего времени (см. Естественное право и принципы 1789 г.). Тексты Д. Можно найти в любом сборнике франц. Конституций (Hélie, Tripier, Laferrière и т. П. Рус. Пер. Первой Д. На стр. 520-522 третьего тома "Ист. Зап. Евр. В новое время" Н. Кареева), кроме жирондистской Д., которую см. У Buchez et Roux, "Hist. Parlementaire de la rév.
Franc." (см.). Н. К..
Дополнительный поиск Декларация прав человека и гражданина
На нашем сайте Вы найдете значение "Декларация прав человека и гражданина" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Декларация прав человека и гражданина, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 37 символа