Декорация

91

В широком значении слова всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол. Декорировать — производить художественное украшение, и прилагательное декоративный, применяемое на языке архитектуры в противоположность к термину "конструктивный" ко всему тому, что не составляет необходимого элемента в сооружении, не обусловливается требованиями механики и практическими целями, но служит единственно к приданию постройке изящнейшего вида. Д. Здания должна соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а, напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотой. Различают два рода Д. "активную, чисто архитектурную, состоящую в изящном расчислении необходимых частей сооружения и к которой относятся, напр., карнизы, консоли, тяги, лопатки и т.

П., и пассивную, чисто орнаментальную, прибегающую для оживления и разнообразия стен, потолков и пр. К пособию пластики и живописи. С древних времен важное значение получила декоративная живопись, составляющая особую отрасль искусства, в истории которого ее развитие следовало за движением станковой живописи, живописи картин. К ней относят иногда такие же произведения, какие доставляет эта последняя, если только они исполнены на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальной целью (стенная и плафонная живопись, фрески). Но главным образом элемент ее составляют орнаменты в строгом смысле слова, т. Е. Красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного царства, офантазированных или неизмененных (напр.

Роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т. П.). Мотивы декорат. Живописи изменялись в зависимости от исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и архитектурного стиля, господствовавших в данное время. У французов вошло недавно в употребление название. Декоративное искусство (l'art décoratif) для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и других предметов роскоши и комфорта, — словом, для всего того, что у немцев принято называть Kleinkünste или Kunstgewerbe, а у нас — прикладным искусством или художественной промышленностью.

Слово Д. Всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные Д. Представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся клеевыми красками на холсте, сшитом из полотнищ и затем загрунтованном клеем с белилами. Главные составные части каждой театральной Д. — завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане. Кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом.

Они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. Деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением Д. Служат поддуги — куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. П., а также пратикабли — различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. Д. Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать сверх подготовки, необходимой для живописца вообще, некоторыми специальными познаниями.

Ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий прием письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою или вычурностью, но способствующая силе и дельности впечатления, производимого ею на зрителя. Сочинив эскизный рисунок Д., декоратор изготавливает для нее так назыв. Макет, т. Е. Миниатюрное подобие сцены с картоновыми завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения.

Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него (углем или особого рода чернилами) рисунок эскиза в увеличенном виде с помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно так же поступает он и при исполнении кулис и прочих частей Д. Палитру заменяет ему ящик с банками различных разведенных на клею красок. Для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает ее, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы.Сценические представления обставлялись Д-ми еще у древних греков (сценография).

Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460-420 гг. До Р. Хр. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам. Из итальянск. Декораторов в XVIII ст. Особенно прославился Дж. Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них в конце прошедшего столетия выказал замечательное дарование театральный живописец Боке. Знаменитые Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем между французскими декораторами более близкого к нам времени пользовались громкой известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе и Шере.

Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, К. Гропиус, онемечившиеся итальянцы Квальо (Доменико, его брат Симон и сын Анджело) и И. Гофман. В России потребностям императ. Театров удовлетворяли в начале приезжие декораторы-итальянцы — А. Перезинноти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование имп. Николая I, немецкие художники А. Роллер, К. Вагнер и др. Только в последние десятилетия декорационная живопись вступила у нас на путь самостоятельности благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при нашей Акад. Худож. Особого класса для изучения этой отрасли искусства.А. С-в..

Значения в других словарях
Декорация

(позднелат. Decoratio, от лат. Decoro — украшаю) оформление сцены, воссоздающее обстановку действия спектакля, помогающее раскрытию его идейно-смыслового содержания. Д. Создаётся с помощью выразительных средств живописи, графики, архитектуры, искусства планировки места действия, освещения, сценической техники, кинопроекции и др. См. Театрально-декорационное искусство. ..

Декорация

ДЕКОРАЦИЯ (от позднелат. Decoratio - украшение) - оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма.. ..

Декорация

ДЕКОРАЦИЯ (от позднелатинского decoratio - украшение), оформление сцены, киносъемочной площадки или павильона, создающее зрительный образ спектакля, фильма, с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Основные системы театральной декорации. Кулисная, кулисно-арочная, павильонная, объемная, проекционная.. ..

Деконовско-Покровская копь

При р. Мокрой Плотве, на земле крестьян с. Покровского Бахмутского у. Екатеринославской губ., в 10 верстах от уездного города. Годичное добывание до 1 млрд. Пудов. Сбыт кам. Соли в центральные губ., в Юго-Западный край, Царство Польское, черноморские порты, на Кавказ. Недавно эта копь перешла во владение фирмы "Любимов, Сельвей и К°", строящей около дер. Верхней содовый зав. На 1 млн. Пуд. Соды. По р. Мокрой Плотве заложено несколько соляных шахт отдельных лиц и производятся многочисленные разве..

Декоративные искусства

См. Художественная промышленность.. ..

Декре Дени

(герцог Decrès, 1761-1820) — франц. Морской министр. Обнаружив необыкновенную отвагу в битвах с англичанами, Д. Пользовался большим доверием маршала Кастри, бывшего в 1785 г. Морским министром, и блистательно исполнил несколько важных поручений. С 1786 г. Он служил в Индии. Отправленный в 1793 г. В Европу с донесением о состоянии Иль-де-Франса, он был арестован, но скоро получил свободу. В сражении при Абукире Д. Командовал обсервационной эскадрой. Особенную славу доставило ему оказанное им сопр..

Декре Пьер Луи Альберт

(Decrais) — французский дипломат. Род. В 1838 г. Был адвокатом. Занимал после 1870 г. Должность префекта в разных департаментах. С 1880 г. Был посланником в Брюсселе. В 1882 г. Назначен директором в министерстве иностранных дел и скоро после этого послом при Квиринале. В 1886 г. Переведен послом в Вену, а в 1893 г. — в Лондон.. ..

Декорация

(сред.-век.-лат., от лат. Decor - украшение). Изображения и картины, написанные особым образом и ставящиеся на театральной сцене для того, чтоб придать ей вид того места, где должно происходить действие.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) более или менее эффектное украшение в обстановке каких-либо предметов. 2) театральные расписные холсты на подставках, изображающие на сцене различные предметы, необходимые по ходу пьесы (стены комнат, д..

Декорация

См. Украшение.... ..

Декорация

(иноск.) - обстановка (намек на театральные живописные декорации, обстановочные украшения сцены)Ср. Автор пурист не в одном языке, но и в героях своих и в декорациях романа. Он в высшей степени приличен.Гончаров. Литературный вечер. 2.Ср. Décoration (décor), украшение.Ср. Decorare (decus, -oris, красота) - украшать.Ср. ОґОїОєОµО№ОЅ, казаться.см. Декорум соблюсти.см. Пуризм.. ..

Декорация

Ж. Лат. Украшения, украсы, обстановка. На театре. Вид, местность представления Декорационный, к декорациям относящийся. Декоратор м. Художник, пишущий декорации, виды издали, украшения, убранства, обстановку.. ..

Декорация

Ж.1) Устанавливаемое на сцене живописное изображение места театрального действия.2) перен. То, что является лишь внешним прикрытием недостатков, непривлекательной сущности чего-л.. ..

Декорация

ДЕКОРА́ЦИЯ -и. Ж. [франц. Décoration] Живописное или архитектурное изображение места и обстановки действия, устанавливаемое на сцене. Д. Первого акта. // О том, что является показным, служащим для прикрытия недостатков, непривлекательной сущности чего-л.. ..

Декорация

-и, ж. Устанавливаемое на сцене, съёмочной площадке живописное, объёмное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия. II прил. Декорационный, -ая, -ое.. ..

Декорация

Декорации, ж. (фр. Decoration, букв. Украшение). 1. Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене (театр.). 2. Перен., только ед. Что-н. Показное, внешне-привлекательное, служащее для прикрытия недостатков, непривлекательной сущности чего-н. (разг. Ирон.).. ..

Декорация

Заимств. В первой трети XVIII в. Из франц. Яз., где décoration <. Лат. Decoratio, суф. Производного от decus, род. П. Decoris «красота». Декорация буквально — «украшение».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Декорация

Французское – decoration.. ..

Дополнительный поиск Декорация Декорация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Декорация" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Декорация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 9 символа