Деяния апостольские

70

Название новозаветной исторической книги, содержащей в себе непосредственное продолжение евангельской истории и обнимающей время от вознесения Иисуса Христа до 62 г. По Р. X. Включительно. Книга написана евангелистом Лукою, как видно из ее начальных слов, во время пребывания его вместе с ап. Павлом в узах в Риме, для некоего Феофила, как думают — знатного римлянина, может быть, прокуратора в Иудее. В том, что Д. Написаны Лукою, не сомневаются ввиду согласного свидетельства всех древних христианских писателей, а также тождества многих деталей с рассказами Иосифа Флавия. Д. Содержат в себе 28 глав и разделяются на две неравные части. В первой (I—XII гл.) рассказывается о сошествии Св. Духа на апостолов, о первой проповеди ап.

Петра, о состоянии первобытного христианского общества в Иерусалиме, о чудесах апостолов и о их первоначальной проповеди в Иерусалиме, о переходе проповедников в другие области Палестины, о преследовании христиан Савлом и об обращении ко Христу его и сотника Корнилия, о гонении Ирода Агриппы, о мученичестве Иакова Заведеева. Вторая часть книги Д. Посвящена описанию трех проповеднических путешествий ап. Павла, о взятии его под стражу в Иерусалиме, о суде над ним в Кесарии. После двухлетнего пребывания в узах ап. Павел как римский гражданин отправлен на суд в Рим, куда прибыл через полгода, потерпев на пути кораблекрушение, и где в ожидании суда кесаря два года томился под стражей, свободно, впрочем, проповедуя Христа.

Упоминанием об этих узах апостола в Риме оканчивается книга Д.Заглавие книги Д. Дано не самим Лукою, а кем-то позже. Оно, как видно из вышеизложенного, не вполне соответствует содержанию книги. Кроме ап. Петра и Павла, однажды лишь упомянуто об ап. Иакове (XII, 2) и дважды об Иоанне (III, 1—11. IV, 13—19), о прочих апостолах в отдельности ничего не рассказывается. С другой стороны, в Д. Находятся некоторые известия о лицах, не принадлежавших к числу 12-ти апостолов — о Стефане, Варнаве и Аполлосе, о Филиппе. Это обстоятельство повело ко многим недоумениям и гипотезам. Отвергнув первоначальное церковное понятие о книге Д., как об истории церкви апостольской, ее стали понимать как биографию Петра и Павла (Гроций), но ввиду того, что о многих важнейших обстоятельствах жизни обоих апостолов Д.

Не упоминают, эта гипотеза была оставлена. Михаэлис признал книгу Д. Историей апостольской церкви, содержащей в себе лишь те факты, которых автор был очевидцем. Но оказалось, что в книге отсутствует много такого, что ее писателю должно было быть хорошо известным. Криднер определял книгу Д. Как историю "Павловой Церкви". Оказалось, что и такая задача слишком широка для книги Д., так как в ней говорится лишь об основании Павлом церквей, но не сообщается ничего об их последующей истории. Другие думали, что книга Д. Есть такая история первобытной церкви, в которой факты выбираются и группируются применительно к потребностям римлянина Феофила или же для христиан из язычников. Эйхгорн понимал ее как историю миссий среди язычников, которой в виде введения предпослан рассказ о начале церкви вообще.

Его идею развили Майергоф и Баумгартен, по которым цель книги Д. — изобразить внешнее и внутреннее развитие церкви от ее начала среди иудеев до ее распространения в средоточии язычества, Риме. Это мнение в данной группе богословов остается преобладающим, так как с его точки зрения каждый факт в книге Д. Объясняется вполне целесообразно. Другой ряд экзегетов в основу своих суждений о книге Д. Полагает понятие о ней как о сочинении догматическом, написанном в форме истории лишь для того, чтобы удобнее согласовать в интересах церк. Мира учение ап. Павла с учением прочих апостолов. В этом смысле еще Лютер называл книгу Д. Глоссою посланий ап. Павла. В новейшее время сторонниками теории догматической тенденции явились Гризбах, Паулус, Шнеккенбургер и другие, которые думают, что целью книги Д.

Было оправдание Павлова универсализма, т. Е. Учения о праве вступления в церковь не только иудеев, но и язычников, причем писатель хотел доказать, что личность Павла не ниже личности Петра. Еще раньше знаменитый Баур выразил мнение, что книга Д. По своей основной идее и распределению повествуемых фактов есть "апологетическая попытка павлианца произвести сближение обеих партий первобытной церкви — павлианской и иудаистической". Историческую достоверность излагаемых в книге Д. Фактов Баур отвергает на том основании, что их, будто бы, невозможно согласовать с рассказами самого Павла. Швеглер к этому прибавляет, что в книге Д. Нет исторических первоапостолов. Павел является иудействующим с воззрениями первоапостолов, а первоапостолы — Петр и Иаков — превращены в павлианцев.

Неандер видит в книге Д. Недостаток прагматизма, вопреки предшествующим ученым, признававшим за несомненное, что писатель книги Д. Выбирал и размещал исторический материал под руководством предвзятой идеи. По мнению Бруно-Бауера, во время составления книги Д. Противоположность между направлениями Петра и Павла уже не существовала, и самая книга — "не предложение, а завершение состоявшегося примирения". В авторе книги он видит не павлианца с примирительною тенденцией по отношению к иудействовавшим христианам, а представителя иудейско-христианской партии, примиренной с павлианизмом. Главный камень преткновения для всех исследователей книги Д. Составляет история апостольского собора в Иерусалиме (гл. XV), изложенная в ней совершенно, будто бы, несогласно с тем, как она передается самим ап.

Павлом в послании к галатам (гл. II). По Бруно-Бауеру, Павел послания к галатам властно принуждает трех первоапостолов к признанию истины его, Павлова, понятия о предмете рассуждений собора. Павел же "Деяний" молчаливо выжидает решения собора и безусловно покоряется ему. Хорошая критическая оценка всех изложенных мнений дана в "Трудах Киевской духовной академии" за 1866 г., т. II и III. С точки зрения православного богословия, книга "Д. Апостольских" есть история церкви апостольской или история первоначального, при апостолах, распространения христианства, составляющая непосредственное продолжение истории евангелий, столь же канонически авторитетное и боговдохновенное, как сами евангелия. Что касается "пробелов" и "неполноты" апостольской истории в книге Д., то причина их одинакова с причиной пробелов и неполноты истории жизни И.

Хр. В евангелиях, указанной в Еванг. От Иоанна (XXI, 25). "если бы писать о всем подробно, то и всему миру не вместить бы написанных книг". Противоречия между книгою Д. И посланиями ап. Павла только кажущиеся, как и противоречия между евангелиями синоптическими и еванг. Иоанна. Выбор и расположение фактов в книге Д. — плод индивидуальности писателя, настолько же законной, сколько законна, с точки зрения церковного понимания, индивидуальность евангелистов Матфея, Иоанна и т. Д. См. Также в "Чтениях Моск. Общ. Любителей дух. Просвещения" за 1873—1874 гг. "Истолковательное чтение книги Д.".Н. Б..

Значения в других словарях
Дештна

(Дешна, по-чешски Deštna, по-нем. Deschna) — город в Чехии. Население чешское (в 1890 г. 1431 ч.). Соборная црк. Готической постройки. Минеральный источник с известными уже в XVII в. Купаниями, которые полезны при болезнях мочеполовых органов, ломоте в суставах и накожных болезнях.. ..

Деянира

(Δειανιρα) — δочь этолийского царя Ойнея, жена Геракла, выдержавшего за обладание ею тяжелую борьбу с Ахелоем. На пути в Трахин они были задержаны рекой, и кентавр Несс взялся перенести Д. На своих плечах. Когда Геракл, перешедший первым, обернулся и увидел, что Несс хочет убежать с Д., то пустил в него отравленную стрелу. Перед смертью Несс отдал Д. Свое окровавленное платье, уверив ее, что оно обладает свойствами любовного талисмана. Легковерная Д. Впоследствии, из ревности к Иоле, послала это..

Деяния римские

Заглавие русского перевода Gesta Romanorum (см.). По Белорусской рукописи XVI в. Он издан с предисловием кн. П. П. Вяземским в 1877—8 г. В латинском подлиннике Gesta ныне известны в ста одиннадцати редакциях, разнящихся между собою по числу глав (начиная от 10 до 223 глав) и отчасти по разночтениям текста. Печатные издания Деяний начинаются с 1472 г. Их доселе известно 16. В 1872 г. Oesterley издал сводный из упомянутых 111 рукописных и из печатных редакций текст Gesta в количестве 283 рассказов..

Деятель

Политическо-общественный и литературный журнал, издается в г. Казани с 1896 г. Ежегодно выходит от 12 до 20 №№. Изд.-ред. А. Т. Соловьев. С июля 1905 г. В приложении к журналу выходит газета "Русь Православная и Самодержавная".. ..

Дополнительный поиск Деяния апостольские Деяния апостольские

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Деяния апостольские" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Деяния апостольские, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 19 символа