Дионисий архимандрит Троицко-Сергиевой лавры

67

(в миру Давид Федорович Зобниковский) — архимандрит Троицко-Сергиевой лавры. Род. В городе Ржеве около 1570—71 гг. Был сельским священником. По смерти жены постригся в монахи Богородицкого монастыря (в Старице). В 1605 г. Там же был поставлен в архимандриты. Часто ездил в Москву по делам монастыря, сошелся с патриархом Гермогеном и не раз выходил вместе с ним для увещания народа, возмущавшегося против Шуйского. В начале 1610 г. Д. Был возведен в звание троицкого архимандрита. Прежде всего ему пришлось устраивать Лавру после осады ее поляками, продолжавшейся 16 месяцев, призревать больных и голодных и погребать умерших. Сохранилось известие, что в течение 3-х недель, следовавших за его приездом в монастырь, было погребено более 3000 чел.

Важной услугой были и грамоты, которые он рассылал с гонцами по городам, призывая всех ратных людей для спасения отечества от поляков и возбуждая богатых к пожертвованиям. В этом деле ему сильно помогал келарь монастыря, Авраамий Палицын. По мнению некоторых исследователей, грамотой Д. Были подняты Минин и нижегородцы. Когда Пожарский и Минин шли к Москве, Д. И Палицын писали к ним грамоты, торопили их идти скорее, чтобы предупредить Ходкевича, уговорили казаков примкнуть к отряду Пожарского и тем способствовали окончательному освобождению Москвы от поляков.Когда, по воцарении Михаила Федоровича, был восстановлен в Москве Печатный двор и приступили к печатанию церковного Требника, то это дело поручили Д., дав ему в помощники хорошо знакомых "с книжным учением, грамматикой и риторикой" троицких монахов Арсения и Антония и свящ.

Ивана Наседка. Рассматривая старый "Потребник", Д. Нашел в нем неправильности и ошибки и решился устранить их. Затем он исправил и некоторые другие богослужебные книги, отпечатал и разослал евангельские и апостольские беседы, переведенные некогда Максимом Греком. Это возбудило против него многих монахов и священников, которые нашли поддержку у крутицкого митрополита Ионы и матери царя, и Д. Был вызван в Москву, где должен был защищаться от обвинений. Сильные противники скоро объявили его еретиком, приговорили к пене в 500 р. И, за неимением у него денег, пытали его в течение нескольких дней, а затем заточили в московском Новоспасском монастыре. Поставленный в 1619 г. В патриархи, Филарет, вместе с иерусалимским патриархом Феофаном, рассмотрел дело Д., нашел его правым и "с честью воротил" в Троицкий монастырь.

Принимая разные меры к улучшению хозяйства и быта монастыря, Д. Старался искоренять пороки монахов, но этим вооружил их против себя. Они поссорили его даже с Филаретом, который подверг его 3-дневному тюремному аресту, и все настоятельство Д. Сделали для него временем тяжких испытаний и невзгод, пользуясь его кротким и добрым характером. Умер Д. В мае 1633 г.Ср. Горский, "Историческое описание Лавры". Забелин, "Пожарский" (М., 1884). Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях", т. I. Поспелов, "Преп. Дионисий, архимандрит Троицкого-Сергиева монастыря" (в "Чтениях общ. Любит. Духовного просвещения" за 1865 г., ч. II). Скворцов, "Дионисий Зобниковский, арх. Тр.-Серг. М-ря" ("Ист. Исслед.", Тверь, 1890). В. Рудаков..

Значения в других словарях
Дионисий Ареопагит

Знатный афинянин, член афинского ареопага, был, по свидетельству Деян. Апост. (17, 34), проповедью ап. Павла обращен в христианство. Проходил, по словам Евсевия, епископское служение в Афинах и умер мученической смертью (по древним известиям, основанным на свидетельстве апологета Аристида). Его в средние века смешивали с Дионисием, проповедником христианства в Галлии. Очень важен вопрос о сочинениях, приписываемых Д. Ареопагиту. Первое указание на сочинения его встречается в VI в. На диспуте мон..

Дионисий архиепископ суздальский

— святой, архиепископ суздальский, умер в 1385 г. Память его празднуется 15 октября и 26 июня. В мире назывался Давидом. Происходил, предполагают, из южной России. В молодости постригся в Киево-Печерском монастыре. По примеру печорских подвижников, выкопал себе пещеру в пяти верстах от Нижнего Новгорода и этим положил основание Нижегородскому Печорскому монастырю. Строгость жизни побуждала многих искать его руководства и подвизаться под его началом. Из учеников его известны Евфимий Суздальский, ..

Дионисий Великий

Отец церкви III века. Сын богатых язычников в Александрии, он получил хорошее образование и сначала проходил профессию ритора. Но, убедившись в истине христианства, сделался учеником Оригена и скоро затем возведен в пресвитеры, а с 232 г. Был начальником Александрийского огласительного училища. С 247 г. Епископ александрийский († 264). От Оригена Д. Наследовал горячую любовь ко всякого рода знанию, которое находил возможным согласовать с христианским вероучением (так назыв. Γνωστική πίστις), нас..

Дионисий Галикарнасский

Греч. Историк, ритор и критик, современник Юлия Цезаря и Августа. Ок. 29 г. До Р. X. Он явился в Рим. Его главный труд — "Римские древности", в 20 кн. (΄Ρωμαίκη άρχαιολογία), где рассказана история Рима с древнейших времен до первой Пунической войны. До нас дошли вполне кн. I — X, часть XI до 443 г. И отрывки. Цель сочинения — связать исторически римлян с Грецией. Д., как историку, недостает критичности и простоты в рассказе (отступления, искусственные речи). Основательнее его сочинения по ритор..

Дополнительный поиск Дионисий архимандрит Троицко-Сергиевой лавры Дионисий архимандрит Троицко-Сергиевой лавры

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дионисий архимандрит Троицко-Сергиевой лавры" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дионисий архимандрит Троицко-Сергиевой лавры, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 44 символа