Добруджа

74

(по-болгарски Добрич) — местность между Дунаем и Черным морем. Охватывает дельту р. Дуная и к Ю от нее лежащие плоские возвышенности до жел.-дорожной линии Силистрия — Мангалия и занимает пространство в 15812 кв. Км, без Дунайской дельты — около 11000 кв. Км. Возвышенная часть страны, поднимающаяся на 80-200 м, только отчасти покрыта кустарниками и прорезается от Мачина до Тульчи известковыми горами, наибольшая высота которых доходит до 500 м. Вследствие полного недостатка в воде равнина мало пригодна для земледелия и в середине лета носит совершенно степной характер. Зато здесь очень хорошо идет скотоводство. Лошади, крупный рогатый скот (между прочим, буйволы) и в особенности овцы ходят огромными стадами. В селениях вода добывается при помощи глубоких колодцев.

Лежащие к Ю от румынской Д. Болгарские округа Базарджик и Балчик, благодаря холмистому устройству своей поверхности, в такой же мере страдают недостатком воды и растительности, хотя глубокие пересохшие русла свидетельствуют о протекавших здесь когда-то реках и потоках. Климат здесь очень нездоровый (лихорадки). Население, состоящее преимущественно из турок, болгар и татар (читаков), в общей сложности около 110 тысяч, особенной крепостью не отличается. Жел.-дорожная линия Чернавода — Констанца (Кюстендже) пересекает всю страну. Берега не богаты гаванями. Наилучшая из имеющихся представляет серьезные опасности благодаря бывающим в ней летом густым туманам. В 1878 г., по С.-Стефанскому мирному договору и по Берлинскому трактату, Д., входившая в состав болгарских земель, отошла от Турции к России, а Россией была уступлена Румынии в обмен за вновь присоединенную к России часть Бесарабии.

В 1880 г. Д. Разделена на 2 области — Тульча и Констанца.История русских колоний в Д. Представляет два параллельных течения. Переселение в Д. Великорусских раскольников и движение за Дунай южно-русов. Первыми явились в Д. Донские казаки, которые, после Булавинского бунта (см.), под предводительством атамана Игната Некрасы, удалились на Кубань, но в царствование Анны Иоанновны, когда Гудович взял Анапу, вынуждены были выбраться в Турцию, где они стали известны под именем игнат-казаков, или некрасовцев. Порта часть некрасовцев поселила в Д., в двух селах (Дунавец и Серикиой), а другую — около Самсула и Кара-Бурну, и предоставила им свободу от всякого рода податей и повинностей, собственный суд и расправу, но с обязательством воевать с Россией, когда нужда представится.

Вскоре начались столкновения некрасовцев с запорожцами-южно-русами, которые, после окончательного разорения Сечи на Днепре, в 1775 г., в количестве около 5000 чел. Переселились в дельту Дуная. В 1785 г., по приглашению австрийского правительства, они передвинулись вверх по Дунаю на Военную границу, но, по прошествии очень короткого времени, вышли оттуда и основали свой кош в Сейменах, на Дунае, в пределах Турции, между Силистрией и Гирсовой. Они принимали участие в войне с Россией 1809 г., состоя в гарнизоне крепости Рущука, в мирное же время занимались рыболовством, спускаясь для этого к устьям Дуная. При этом у них происходили постоянные столкновения с некрасовцами, которые приводили к ожесточенной взаимной резне и окончились правильным походом запорожцев против некрасовцев, полным поражением последних, взятием запорожцами их укрепленного пункта — Дунавца — и переселением туда в 1814 г.

Запорожского коша из Сеймен. Турецкое правительство перевело некрасовцев в Малую Азию. Но часть их осталась на зап. Берегу лимана Разина и в долине р. Славы. Около этого временя в Д. Переселились казаки, прежде жившие в Самсуле и в Кара-Бурну. В Д. Же постоянно лился новый приток старообрядцев-великоруссов, но уже не казаков, а русских мужиков. Некрасовцы охотно принимали их в свое общество, и когда в Серикиойе стало тесно, то образовались несколько новых селений. Новопришельцы назывались казаками, тоже не платили податей и тоже обязаны были ходить на войну, что они и исполнили в 1828 г., под предводительством собственных атаманов. Но прилив мужицкого элемента внес совершенно другой дух в общества некрасовцев. Новые беглецы и бродяги имели свои религиозные счеты с Россией, но политической вражды к ней не питали.

Вражды этой не могла поселить и агитация польского эмигранта Чайковского (Садык-паши, см.), который, при содействии Порты, хотел организовать в Д. Казацкую силу для создания в южной России нового польского казацкого государства. Воинственный дух некрасовцев исчез. Необходимость воевать заодно с басурманами против православных ложилась на них тяжелым бременем. В 1864 г. Им, после долгих хлопот, удалось освободиться от этой обязанности, причем они лишились и своих исключительных прав и во всем сравнены были с прочими райями Оттоманской империи. Во время войны 1877-78 гг. Прежние некрасовцы неоднократно имели случай проявлять свои симпатии к славянскому делу и к России. Казаки, ушедшие с Дона с Игнатом Некрасой, равно как и большинство позднейших переселенцев, были поповцы.

Впоследствии они приняли белокриницкую иерархию (см.) и образовали две епархии, с епископами тульчинским и славским во главе. В Славе у них два монастыря, или скита, мужской и женский. Всего поповцев-великоруссов в Д. Свыше 1300 дворов. Раскольники-великоруссы в Д. Резко отделяются от южно-русов, известны под именем липован (румын. Lipoveni — общее название русских раскольников за границей), тогда как южно-русы называются руснаками (румынск. Rusi). Они питают друг к другу непримиримую вражду — может быть, отражение прежней розни между некрасовцами и запорожцами. Первоначально запорожцы пользовались теми же исключительными правами и несли ту же обязанность, что и некрасовцы. В 1817 г. Они участвовали в походе турецких войск против сербов, в 1821 г.

— против греков, но в 1828 г. Кошевой Гладкий (см.) с небольшим числом единомышленников переправился в Измаил и вернулся в подданство России. После этого Задунайская сечь была уничтожена и оставшиеся запорожцы слились с прочей райей. Но еще до выхода Гладкого вокруг Задунайской сечи образовалось из украинских выходцев такое же семейное и в основном земледельческое население, какое в свое время группировалось вокруг Днепровской сечи. С уничтожением Задунайской сечи южно-русская колонизация Д. Затихла года на 2 — 3, но затем возобновилась с еще большей силой. Десятки тысяч людей, бродивших в 1830-40-х годах по Бесарабии и Новороссии и бежавших от крепостного права и рекрутчины, стремились за Дунай. Украинские поселения растянулись, начиная от моря, по дельте и по течению Дуная вверх почти до самой Силистрии, не занимая, впрочем, нигде сплошного пространства и представляя собой только острова среди самого разноплеменного населения.

В начале прошлого царствования с турецким правительством заключена была конвенция о переселении крымских татар и черкесов в Д., с тем, что желающим возвратиться оттуда русским будут отведены земли в Крыму и на Кубани. Под влиянием этой вести и ожидавшейся отмены крепостного права украинское население Д. Встрепенулось. Началось то обратное движение в Россию, которое известно у них под именем "велика виходка". Тем не менее, значительное большинство колонистов предпочло остаться на месте, тем более, что и многие из переселившихся в Россию вернулись обратно. В последние два десятилетия вновь замечается движение южно-русских переселенцев в Д. В настоящее время общее число руснаков в Д. Превышает 10000 чел. Вполне украинскими селениями являются.

Мургуиль, оба Дунавца, Телица, Черкасск. Слава, Старая Килия, Катирлез, Сатунов, Кара-Орман. В Тульче малорусский язык общераспространен. Руснаки в Добрудже сохранили свою народность и язык, а также старинный обычай, согласно которому духовенство избирается самими прихожанами, иногда даже из лиц, не имеющих священного сана (посвящение производится каким-либо греч. Или рум. Архиереем). Сохранились в Д. И украинские народные песни. Но песенное творчество совершенно угасло среди руснаков, почти не захватив событий, составляющих историю Задунайской сечи. Наибольшим изменениям подвергся малороссийский костюм, из которого в Д. Сохранились только черная или чаще сивая шапка да широкие шаровары, опущенные в высокие сапоги.Ср.

"Очерк истории старообрядцев в Д." ("Славянский Сборник", т. I, СПб., 1875). Ф. Кондратович, "Задунайская сечь по местным вспоминаниям и рассказам" (Киев, 1883). Лопулеску, "Русские колонии в Д." ("Киевск. Старина", 1889 г., № 1-3)..

Значения в других словарях
Добруджа

(рум. Dobrogea, болг. Добруджа) историческая область в Европе, расположенная между нижним течением р. Дунай и побережьем Чёрного моря. Северная часть входит в состав Социалистической Республики Румынии (уезды Тулча и Констанца), южная — в состав Народной Республики Болгарии (округа Толбухинский и Силистренский). В древности территория Д. Была заселена фракийскими племенами. В 5 в. До н. Э. Её заняли скифы. В 1 в. Н. Э. Территория Д. Была занята римлянами, а с 3 в. Подверглась нашествию готов, гу..

Доброхотов Василий Иванович

I(1816-1857). — С 1850 по 1857 г. Редактировал "Владим. Губ. Ведомости", где помещал статьи археологического и этнографического содержания. Напечатал, кроме того. "Памятники древности во Владимире Кляземском" (М., 1849) и "Древний город Боголюбов и монастырь" (М., 1852).II(дополнение к статье)(ум. В 1857 г.) — писатель. Был редактором неофициальной части "Владимирских Губ. Ведомостей". Напечатал. "Памятники древности во Владимире Кляземском" (1849). "Древний Боголюбов город и монастырь с его окр..

Доброхотов Петр Егорович

Один из искуснейших русских граверов на твердых камнях (1786-1831). Родился в Туле, и еще в юности с успехом занимался гравированием. В 1811 г., по Высочайшему повелению, был принят в Имп. Акад. Худ. В качестве постоянного ученика. В 1813 г. Получил от нее мал. Сер. Медаль за рисунок с натуры, а в 1815 г. Звание академика за вырезанную по программе камею. "Отдыхающий Геркулес", и вслед за тем занял в Академии место преподавателя резьбы на крепких камнях. В 1820 г. Был удостоен звания академика з..

Добрунь

Село Орловской губ., Брянского уезда, на берегу Десны, от г. Брянска в 10 вер. Выше села, в оврагах, ломки камня фосфорита, а в самом селе чистый белый мел. Некоторые из крестьян пережигают мел на известь и плотами сплавляют в Киев.. ..

Добрушка

(по-чешски Dobruška) — г. В Чехии, с большим пивоваренным заводом. Выделка изделий из сосновой шерсти и сапожного товара. Население (около 2500 ч.) наполовину состоит из евреев.. ..

Добруджа

Добру́джа область в Румынии и сев.-вост. Болгарии между нижним Дунаем и Черным морем, рум. Dobrogea, болг. До́бруджа. Преобразовано в тур. Языке из болг. Прилаг. *Добротича (земя) "terra Dobrodicii" по имени князя Добротицы (середина XIV в.). См. Иречек, Gesch. Bulg. 320. Мутафчиев, RES 7, 28 и сл. Иордан, ZONF 13, 181. Ламуш, RES 8, 91. •• [См. Еще Младенов, БЕ, 2, 1952, стр. 292. – Т.]Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Добруджа

(Dobrodea, Dobruja), историческая обл. На ЮВ. Европы, занимает широкую полосу между Чёрным морем и низовьями Дуная. Сев. Её ч. Находится в Румынии, юж. – в Болгарии. В 1913–40 гг. Б. Ч. Юж. Д. Принадлежала Румынии.. ..

Добруджа

Истор. Обл. Между ниж. Течением Дуная и Черным морем. Румыния, юж. Часть в Болгарии. Упоминается в середине XIV в. В латин. Тексте как Terra Dobrodicii, по-видимому, от личного имени Добротич, - 'земля Добротича'.. ..

Добруджа

(рум. Dobrogea, болг. Добруджа) - ист. Область между ниж. Течением р. Дунай и Черным м. Сев. Д. (площ. 15,8 тыс. Км2) входит в состав Рум. Нар. Республики, Южная (площ. 7,6 тыс. Км2) - в состав Нар. Республики Болгарии.В древности терр. Д. Была заселена фракийскими племенами. В 5 в. До н. Э. Терр. Д. Заняли скифы. С нач. 6 в. В Д. Появляются славяне. С образованием Первого Болг. Царства (7 в.) Д. Входит в его состав. В 11-12 вв. Д. Находилась под властью Византии. С кон. 12 в. - в составе Второг..

Дополнительный поиск Добруджа Добруджа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Добруджа" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Добруджа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 8 символа