Донателло

75

(Donatello, собственно Донато ди-Никколо-ди-Бетто-Барди, D. Di Betto Bardi) — один из самых замечательных итальянск. Скульпторов эпохи возрождения, род. Со Флоренции или близ нее, между 1382 и 1387 гг., учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди-Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флор. Банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, находящ. В црк. Санта-Кроче, во Флоренции, и изображающий Благовещение. Д. По преимуществу был реалист, в его работах постоянно преобладает стремление изображать природу так, как она есть, и иногда можно подумать, что он нарочно отыскивает ее некрасивые стороны.

Изучение памятников греко-римской пластики также несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него два стиля. Реалистический и классический. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 г., наход. В флор. Крестильнице). Это — исхудалая старуха, покрытая волосами. То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием "Zuccone" и помещенной в фасадной стороне башни Джиотто во Флоренции. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классич. Стилю Д. (наход. Теперь в Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лонд.).

Барельефы Д., заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне — быть может, просто копии с антиков. Но лучшие работы Д. — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, напр., можно сказать о мраморной статут св. Георгия и о статуях Давида и ап. Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи в Loggia dei Lanzi во Флоренции. Несколько статуй вырублено Д. Для фасада флорент. Собора. Между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна. В 1444 г. Д. Был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венец.

Республики Гаттамелаты [Erasmo Marzi da Narni]. Она стоит теперь перед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Художник остался в Падуе до 1456 г. И произвел там при помощи своих учеников несколько работ для украшения црк. Св. Антония. Самые замечательные из них — бронз. Барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 г. Д. Работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чем не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда.

Его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Д. Состоит в том, что он с таким же искусством изображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434 г., изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флор. Собора и находящихся теперь в Opera del Duomo. Некоторые детские бюсты Д. В высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Д. С необыкновенной верностю угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их оконченности.

Портретные бюсты — отрасль пластики, столь любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Д. Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Д. С необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица. Таков, напр., бюст из обожженой глины, раскрашенный Никколо да-Уццано и красующийся ныне в муз. Барджелло. Любопытные произведения Д, находятся в ризнице црк. Св. Лаврентия, во Флоренции. Это — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крест, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.

Д. Передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как, напр., в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в црк. Св. Антония в Падуе и изображающем "Положение во гроб". То же самое мы видим и в последнем его произведении, оконченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в црк. Св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни. Д. Исполнил также вместе с учеником своим Микелоццо Микелоцци несколько надгробных памятников в церквах. Между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII. Он послужил образцом для многочисленных надгр. Памятников, явившихся в XV и XVI стол. Во многих церк. Италии. Последние годы своей жизни Д. Провел во Флоренции, работая до глубокой старости.

Умер в 1466 г. И погребен с большими почестями в црк. Св. Лаврентия, украшенной его работами.А. Ф.-Фрикен.Ср. Semper, "D., seine Zeit und Schule" (Вена, 1875). H. Tschudi, "D. E la critica moderna" (Турин, 1887). W. Bode, "Italienische Bildhauer der Renaissance" (Б. 1887) E. Müntz, "D." (в серии монографий. "Les Artistes célèbres", 1885)..

Значения в других словарях
Донателло

(Donatello. Собственно Донато ди Никколо́ ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386, Флоренция, — 13.12.1466, там же), итальянский скульптор. Один из основоположников скульптуры Возрождения в Италии. В 1404—07 работал в мастерской Лоренцо Гиберти. В 1425—38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423—34 и 1457—61), Риме (1430—33), Падуе (1444—53). В 1451 посетил Мантую, Венецию, Феррару. Творчество Д., впитавшее ..

Донат Элий

(Элий, Aelius Donatus) — известный римский грамматик и ритор, жил в серед. IV в. По Р. X. Св. Иероним называет его своим учителем. Из сочинения Д. До нас дошла его "Ars grammatica", многократно комментированная позднейшими учеными, вместе с кратким изложением учения о 8 частях рчи ("Ars minor"). Последнее сделалось главным руководством при элементарном обучении, так что слово "донат" означало вообще латинскую элементарную грамматику, а погрешность против ее правил назыв. У немцев донатической ош..

Донат, в мире Николай Ильич Бабинский

(в мире Николай Ильич Бабинский, 1828—1896) — проповедник, магистр СПб. Дух. Академии. Был епископом брестским, ковенским, рижским, подольским, архиепископом литовским и донским. Поучения Д. Изданы в 4-х выпусках.. ..

Донати Бальтазар

(Donati или Donato, Balthasar) — итальянский композитор († 1603). Был капельмейстером в Венеции. Писал мадригалы, канцонеты, мотеты, вилланелы. Многие из них, в особенности последние, отличаются своеобразностью ритма.. ..

Донати Джанбатиста

(Giambattista Donati) — итальянский астроном. Родился в Пизе в 1826 г. И занимался астрономиею во Флоренции под руководством известного Амичи. Получив место ассистента при обсерватории, наблюдал многие кометы и первый открыл большую комету 1858 г., названную его именем (см. Кометы). С 1864 г. Состоял директором обсерватории и известен спектроскопическими наблюдениями небесных светил, а также своими увлекательными публичными лекциями по астрономии. Будучи в Вене на метеорологическом конгрессе 187..

Донателло

(Donatello)(ок. 1386-1466), флорентийский скульптор. Его полное имя - Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccol di Betto Bardi). Вместе с архитектором Брунеллески и живописцем Мазаччо Донателло считается одним из основоположников итальянского Ренессанса.Первый период. До 1433, который можно считать концом первого периода творчества Донателло, он работал в основном над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Вероятно, ок. 1406-1408 он выполнил две фигуры молодых пророков, по..

Донателло

(Donatello), наст. Имя мастера Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donate di Niccolo di Betto Bardi) 1383/1386, Флоренция — 1466, Флоренция. Итальянский скульптор, один из выдающихся мастеров итальянского Раннего Возрождения. Первые упоминания о Донателло относятся к 1404 и 1407, когда он работал в мастерской Гиберти. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. В 1425—1427 и 1457—1459 работал в Сиене,..

Донателло

        (Donatello. Собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 - 1466), итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Одним из первых скульпторов Италии художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. В его лучших произведениях глубокий интерес к реальности во всём многообразии её жизненных проявлений сосуществует со стремлением к возвышенному обобщ..

Донателло

(собств. Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (ок 1386—1466) — ит. Скульптор, представитель Раннего Возрождения. Родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Между 1404 и 1407 г. Работал помощником в мастерской Гиберти, в 1406 г. Получил первый самостоятельный заказ. Ранние работы. Статуи «Давида» (1408— 1409), «Иоанна Евангелиста» (1412— 1415) для украшения флорентийского собора.Д. Стоял во главе мастеров, положивших начало расцвету Возрождения. Художник-новатор, он порвал с традициями треченто..

Дополнительный поиск Донателло Донателло

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Донателло" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Донателло, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 9 символа