Донателло
(Donatello, собственно Донато ди-Никколо-ди-Бетто-Барди, D. Di Betto Bardi) — один из самых замечательных итальянск. Скульпторов эпохи возрождения, род. Со Флоренции или близ нее, между 1382 и 1387 гг., учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди-Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флор. Банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, находящ. В црк. Санта-Кроче, во Флоренции, и изображающий Благовещение. Д. По преимуществу был реалист, в его работах постоянно преобладает стремление изображать природу так, как она есть, и иногда можно подумать, что он нарочно отыскивает ее некрасивые стороны.
Изучение памятников греко-римской пластики также несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него два стиля. Реалистический и классический. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 г., наход. В флор. Крестильнице). Это — исхудалая старуха, покрытая волосами. То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием "Zuccone" и помещенной в фасадной стороне башни Джиотто во Флоренции. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классич. Стилю Д. (наход. Теперь в Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лонд.).
Барельефы Д., заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне — быть может, просто копии с антиков. Но лучшие работы Д. — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, напр., можно сказать о мраморной статут св. Георгия и о статуях Давида и ап. Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи в Loggia dei Lanzi во Флоренции. Несколько статуй вырублено Д. Для фасада флорент. Собора. Между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна. В 1444 г. Д. Был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венец.
Республики Гаттамелаты [Erasmo Marzi da Narni]. Она стоит теперь перед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Художник остался в Падуе до 1456 г. И произвел там при помощи своих учеников несколько работ для украшения црк. Св. Антония. Самые замечательные из них — бронз. Барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 г. Д. Работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чем не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда.
Его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Д. Состоит в том, что он с таким же искусством изображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434 г., изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флор. Собора и находящихся теперь в Opera del Duomo. Некоторые детские бюсты Д. В высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Д. С необыкновенной верностю угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их оконченности.
Портретные бюсты — отрасль пластики, столь любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Д. Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Д. С необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица. Таков, напр., бюст из обожженой глины, раскрашенный Никколо да-Уццано и красующийся ныне в муз. Барджелло. Любопытные произведения Д, находятся в ризнице црк. Св. Лаврентия, во Флоренции. Это — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крест, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Д. Передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как, напр., в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в црк. Св. Антония в Падуе и изображающем "Положение во гроб". То же самое мы видим и в последнем его произведении, оконченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в црк. Св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни. Д. Исполнил также вместе с учеником своим Микелоццо Микелоцци несколько надгробных памятников в церквах. Между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII. Он послужил образцом для многочисленных надгр. Памятников, явившихся в XV и XVI стол. Во многих церк. Италии. Последние годы своей жизни Д. Провел во Флоренции, работая до глубокой старости.
Умер в 1466 г. И погребен с большими почестями в црк. Св. Лаврентия, украшенной его работами.А. Ф.-Фрикен.Ср. Semper, "D., seine Zeit und Schule" (Вена, 1875). H. Tschudi, "D. E la critica moderna" (Турин, 1887). W. Bode, "Italienische Bildhauer der Renaissance" (Б. 1887) E. Müntz, "D." (в серии монографий. "Les Artistes célèbres", 1885)..
Дополнительный поиск Донателло
На нашем сайте Вы найдете значение "Донателло" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Донателло, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 9 символа