Жребий

127

В древности и Средние века служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К Ж. Прибегали уже древние евреи, определявшие при помощи 12 драгоценных камней с именами 12 колен израильских волю Бога (так назыв. Урим и туммим, Исх. XXVIII, 9 сл. 1 кн. Самуила XXVIII, 6). Метание жребия для обнаружения виновного описано в эпизоде из истории царя Саула (1 кн. Самуила XIV, 38-44) и в книге пророка Ионы (I, 7-8). Греки прибегали к жребию с незапамятных времен. В Илиаде (см.) бросают жребий, кому начать поединок. Одиссей с Еврилохом жребием решают, кому идти к Цирцее (Од. X, 205 сл.). В исторические времена жребий служил для выбора должностных лиц в демократических государствах. Жребием имелось в виду открыть по мере возможности доступ к должностям для всех граждан, без различия сословий и состояний.

Наиболее часто этот способ выбора применялся в Афинах. К избираемым по Ж. Чиновникам (κληρωτοί или κυαμεντοι) в Афинах принадлежали. Все 9 архонтов, смотрители жертв и храмов, смотрители верфей, порта, городские надзиратели, рыночные надзиратели, разного рода казначеи и др. Представители должностей, не требовавших особой подготовки. Довольно полное перечисление их см. В последних главах "Афинской политии" Аристотеля (§ 43 сл.). В большинстве случаев после избрания чиновники подвергались так назыв. Докимасии, т. Е. Обсуждению, годны ли они для тех должностей, на которые выбраны. У римлян жеребьевка (sortiri, sors) служила иногда для разделения магистратских функций между коллегами. Она имела место обыкновенно в таких актах, которые в постоянный круг действий магистратуры не входили.

В цензорской практике напр. Сюда принадлежали очистительные жертвы по окончании службы (lustrum). Отъезд консула в ту или другую провинцию обыкновенно решался жребием (sortm provincias). По lex Rupilia в провинции Сицилии судьи выбирались жеребьевкою. О метании Ж. При гадании см. Особенно известны жеребьевые оракулы в Пренесте и в Цере. Метание жребия практиковалось и у многих варварских народов. Геродот и др. Рассказывают о метании Ж. У скифов. По Тациту, германцы при затруднительном выборе прибегали к палочкам или стрелам, игравшим роль Ж. Подобные же известия относительно алан находим у Аммиана Марцеллина, о древних саксах — у Адама Бременского. В эпоху христианства впервые с метанием жребия мы встречаемся в Деяниях апостольских.

Ж. Решает, кому быть в числе двенадцати на месте Иуды (Деян. Ап. I, 26). По примеру апостолов иногда к избранию посредством жребия прибегала и средневековая церковь. Приготовлялись письма (или два, одно с утвердительным, другое с отрицательным ответом, или по числу кандидатов) и клались запечатанными под покров церковного алтаря. Затем после продолжительного поста и молитвы кто-либо брал из них первое попавшееся, и заключавшийся в нем ответ считался откровением свыше. В 374 г. Св. Мартин жребием был утвержден епископом Турским, хотя многочисленная партия прихожан была против него. В 381 г. В Орлеане на вакантное место епископа по жребию поступил Анион. Варварские правды первого периода Средних веков в некоторых случаях узаконяли бросание жребия.

Так, напр., по рипуарскому закону Ж. Иногда мог заменять ордалии (см.). Сходное постановление существовало и в фризской правде. По договору между Хильдебертом и Хлотарем раб, обвиняемый в воровстве, при отсутствии несомненных улик тянул жребий. В эпоху миннезингеров употреблялись при метании жребия две палочки, одна короткая, другая длинная. Первая означала неблагоприятный исход (отсюда немецкое выражение. Den Kürzeren ziehen).Церковь иногда восставала против жеребьевки и строго осуждала ее. Так, напр., в соборе галльских епископов в Оксерре в 578 г. Метание Ж. Было запрещено. Это запрещение повторено в капитуларии Карла Великого от 789 г. В некоторых случаях Ж. Заменялся обозначавшимся тем же латинским термином (sors, спец.

Sortes Sanctorum) гаданием по книгам Священного Писания (или по Вергилию) или по словам Евангелия, случайно услышанным при входе в церковь во время богослужения. В русской истории мы имеем случаи применения жеребьевки при выборе новгородских владык (с XII в.). В летописи (П. С. Р. Л. XVI, 219-220) записан случай решения новгородцами помощью Ж. Вопроса о том, какому святому строить церковь (1467).А. М. Л.В русском гражданском судопроизводстве жребий до XVI века играл роль дополнения к присяге (см.) для определения того, которой из сторон дать присягу, а также для устранения присягою же разноречия свидетелей. В XVI в. Ж. Сделался самостоятельным судебным доказательством, заменяющим присягу. Обряд его описан англичанином Леном (Henric Lane), с которого русский искал 1200 р., когда следовало только 600 р.

Судьи бросали в шапку кого-либо из публики два восковых шарика, один с именем истца, другой с именем ответчика, подзывали еще лицо из публики и приказывали вынуть один из шариков. Правым считался тот, чье имя было вынуто. В XVII в. Путем Ж. Решались дела малоценные, где присяга не допускалась, и дела лиц духовного звания, которым присягать нельзя было. В таком виде Ж. Уже не встречается в XVIII в.М. Б..

Значения в других словарях
Жребий

(юридический) универсальное средство распределения благ, тягот, общественных должностей и др., возникшее и широко распространённое во всех древних обществах. Особое значение приобрело в сельской (соседской) общине для определения наделов пахотной земли, передаваемой в индивидуальное пользование (полученный т. О. Надел также называется Ж., например древнегреческий «клерос», старопольский «треб» и т. П.). В Афинах (5 в. До н. Э.) Ж. Применялся для назначения на общественные должности. В Древнем Ри..

Жохов Александр Федорович

Публицист (1840-72). Учился в Москов. И Киевском университетах и служил в 1-м департаменте Сената. В литературе он разрабатывал в особенности земские вопросы, сотрудничая в "Народном богатстве" и "СПб. Ведомостях". Кроме того, писал в "Вестн. Европы" ("Земские итоги", в 1870 г.) и с 1871 г. В "Неделе". Смертельно ранен в дуэли с Е. И. Утиным 14 мая 1872 г. О причинах дуэли см. Защитительную речь В. Д. Спасовича за Утина в соч. Спасовича, т. V. См. Также "СПб. Вед." 1872 г. № 141 и ст. Демерта в ..

Жоховские

Польский дворянский род герба Бродзич, восходящий к XVI в. Киприан Ж. Был в XVII в. Архиеп. Полоцким и митроп. Белой Руси. Род этот внесен в VI и I части родосл. Кн. Витебской, Гродненской и Киевской губ.В. Р.. ..

Жребий участок земли

— в древности участок земли. Старинные акты о недвижимых имуществах нередко упоминают о "жеребьях наследственных", о четвертом, пятом и т. Д. "жеребьях деревни" такой-то, которые продаются, покупаются, закладываются и проч. Это название возникло при разделе недвижимых имуществ между совладельцами. Достающийся каждому участок определялся метанием жребия, отчего и самый участок стал называться жеребьем. Сохранилась раздельная 1542 г., по которой мать-вдова наделила своих двух сыновей своею вотчино..

Жребий, участок земли

В древности участок земли. Старинные акты о недвижимых имуществах нередко упоминают о "жеребьях наследственных", о четвертом, пятом и т. Д. "жеребьях деревни" такой-то, которые продаются, покупаются, закладываются и проч. Это название возникло при разделе недвижимых имуществ между совладельцами. Достающийся каждому участок определялся метанием жребия, отчего и самый участок стал называться жеребьем. Сохранилась раздельная 1542 г., по которой мать-вдова наделила своих двух сыновей своею вотчиною ..

Жребий

Бросать (метать, кидать) жребий. Разг. Гадать на чём-л., чтобы принять решение. БМС 1998, 191. БТС, 308, 537. Ф 1, 236.. ..

Жребий

См. Судьба.... ..

Жребий

Участь, судьба. Благоприятный, благословенный (устар.), безжалостный, великий, всесильный, высокий, горький, грозный, жалкий, жестокий, завидный, злой, коварный, милосердный (устар.), неблагодарный, незавидный, нелегкий, немилосердный (устар.), несчастный, роковой, своевольный, святой, славный, слепой, суровый, счастливый, тайный, трудный, тяжелый, тяжкий, черный, чудесный. Скудный, тихий.. ..

Жребий

(иноск.) - решение судьбыСр. Печален мой жребий,Удел мой жесток.Гнедич. Дума.Ср. Чудесный жребий совершился,Угас великий человек.А.С. Пушкин. Наполеон.Ср. Не всем быть можно в ровной доле,И жребий с жребием не схож.А.С. Пушкин. К кн. Вяземскому.Ср. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом.Деяния Ап. 8, 21.см. От жеребья не уйдешь.. ..

Жребий

М. Жеребий, употреб. Говоря о предметах возвышенных.. ..

Жребий

М.1) Условный предмет (монета, билетик и т.п.), вынимаемый наудачу из множества других при каком-л. Споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-л., порядок какой-л. Очереди и т.п.2) перен. Устар. Судьба, участь, доля.. ..

Жребий

ЖРЕ́БИЙ -я. М.. ..

Жребий

-я, м. 1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [первонач. Сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. Брошен (перен. Конец колебаниям, решено). 2. Перен. Судьба, участь (устар.). Жалкий ж. Выпал трудный ж. Кому-н.. ..

Жребий

Жребия, м. 1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-н. Споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-н., порядок какой-н. Очереди или решающий что-н. Спорное. Тянуть жребий. Вынуть жребий. Метать, бросать жребий. Достаться по жребию. 2. Перен. Судьба, участь, доля (книжн. Устар.). Для бедной Тани все были жребии равны. Пушкин. Познай мой жребий злобный. Пушкин. Жребий брошен - конец колебаниям, принято окончательное решение (перевод латинского изречения Юл..

Жребий

Заимствование из старославянского, где было образовано от общеслав. Zerb – "часть, доля, кусок". По такому же пути развивалось и слово счастье.. ..

Жребий

Заимств. Из ст.-сл. Яз., где оно является суф. Производным от общеслав. *žerbъ «кусок, доля», в диалектах и др. Слав. Яз. Еще известного (ср. Жереб, бел. Жэрабя, чешск. Hžeb и др.). Исходно — «кусок металла или дерева».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Жребий

Древнерусское – жеребей (жребий, доля, участок).. ..

Жребий

Жре́бий заимств. Из цслав. Вм. Исконного жеребей (см.)Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Жребий

-как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры. По жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое. По жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает «судьба», «удел» (Пс 15.5. Ис 17.14. Иер 13.25. Деян 8.21. 26.18).. ..

Жребий

С помощью Ж. Израильтяне испрашивали Божью волю (Притч 16:33. Ср. См. Урим и туммим). Для этих же целей его использовали и язычники (Есф 3:7. Иез 21:21. Иона 1:7). Израильтяне бросали Ж. При разделе Ханаана (Чис 26:55. Нав 14:2. 18:6,10), при распределении служений и обязанностей (1Пар 24:5,31. 25:8. 26:13. Неем 10:34. Лк 1:9). Ж. Руководствовались при определении виновного в к.-л. Грехе или преступлении и даже при избрании царя (Нав 7:14-18. 1Цар 10:19-21. 14:28-42). В день Искупления с помощью..

Жребий

Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит.16:33 ), и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось например который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев.16:8 ). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами..

Дополнительный поиск Жребий Жребий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жребий" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жребий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 6 символа