Закон

268

— З. В юридическом смысле резко отличается от З. В смысле научном (естественном). В то время, как под последним разумеется постоянное, определенное и неизменное соотношение между явлениями природы и человеческой, как индивидуальной, так и общественной, жизни, существующее благодаря постоянному и неизменному соотношению сил и факторов, производящих эти явления, — законами в юрид. Смысле называют проявления воли законодательной власти, имеющие целью регулирование общественной жизни путем установления в ней определенного порядка отношений, но могущие подвергаться и действительно постоянно подвергающиеся изменениям в зависимости от изменения воли законодателя или смены самих законодателей. Иначе говоря, З. В юридич.

Смысле, с научной точки зрения, не больше как социологическое явление, в свою очередь подлежащее объяснению на основании общих законов, управляющих жизнью природы и человеческого общества. Тем не менее, в общественном сознании и с понятием З. В юрид. Смысле всегда соединялось и до сих пор соединяется представление о норме, не зависящей от произвола законодателя, хотя и издаваемой по его воле. Другими словами, в понятии З. В юрид. Смысле, кроме формального признака воли и веления власти, всегда видели и видят еще и материальный признак — известное нравственное содержание, как выражение связи законодательной нормы с некоторыми постоянными и естественными устоями общества. Такое представление о З. Существует с самых древних времен.

В древнейших законодательствах господствует воззрение о божественном происхождении норм, установляемых законодателями (Моисеем, Зороастром, Ману, Конфуцием). В Древней Греции издание З. Является, по воззрению философов, делом людей мудрых, способных внести в человеческие законы начала разума, управляющего всей природой, отражением законов которой и должны служить человеческие законы (древняя идея естественного права). В Древнем Риме на первых порах господствует религиозная точка зрения, в силу которой З., изданный народной волей, становится общеобязательной нормой не прежде, как по одобрении его богами путем знаков, наблюдаемых авгурами. В позднейшее время (у Цицерона в Дигестах) целиком воспринимается вышеприведенное греческое философское воззрение.

Религиозная точка зрения возрождается затем в средневековой философии, где З. Положительный является лишь "приобщением к З. Естественному или божественному" (Фома Аквинат). Наконец, представителя новой школы естественного права начинают свою деятельность с заявления о том, что Закон есть нечто иное, чем веление верховной власти (Бодэн). Если их взгляды постепенно приводят к формальному учению о З., выраженному в конституционных теориях, то не потому, чтобы они отрицали материальный признак З., а потому лишь, что в определенной организации законодательной власти усматривался лучший залог обеспечения нравственного характера З. В учении позднейших, наиболее влиятельных представителей новой школы (Руссо и Кант) народная воля, выражаемая в правильно организованном учреждении, является лучшим источником права именно потому, что она общая или соединенная (в отличие от воли всех) и в силу этого — неизменно правовая (нравственная).

Некоторые отличия в воззрении на З. Представляет т. Наз. Историческая школа правоведения, которая, отделяя понятие права от понятия З., смешиваемых школой естественного права, и вовсе отвергая существование последнего (естественного права), видела в З. Именно только проявление воли законодателя, могущее быть и произвольным, и думала найти истинные правовые нормы по преимуществу в обычае. Однако заслугой этой школы является именно установление научного положения о закономерности развития права вообще, независимо от форм его выражения. Отсюда у некоторых ее представителей другая крайность — желание представить законодателя пассивным выразителем норм, подсказываемых ему окружающей обстановкой, и потому не воздействующим на эту обстановку.

Но эта крайность только подчеркивает живучесть представления о З. Как норме известного нравственного содержания [Приурочение определения З. Только к одному формальному признаку веления государства или государя встречается у теоретиков-юристов лишь в исключительные эпохи развития абсолютизма в древнем мире или на Западе. Т. О., в Древнем Риме в эпоху полного укрепления империи появляется знаменитое Ульпиановское "Quod principi placuit legis habet vigorein". Во Франции, начиная с XIV в. (Бутэлье), за королем признается неограниченное право на издание З., которые и являются просто выражениями его воли. Раньше, в XIII в., известный французский юрист Бомануарт, воспроизведя вышеприведенное римское учение Ульпиана, выражавшееся в его время по-французски.

" s i veut le roi, si veut la loi", замечает, однако, что законом является только воля короля, выраженная в общем интересе, с участием великого совета короля, и не противная христианскому закону. В Англии, где названный римский принцип был одним из могучих препятствий рецепции римского права, абсолютистические теории З. Поддерживались лишь немногими (гл. Обр. Гоббсом).]. Современное научное воззрение на З. Слагается под влиянием обеих только что отмеченных точек зрения. З. Юридический не отождествляется с З. Научным или естественным, но в то же время и не признается простым выражением произвола законодателя, при нем одна группа мнений слагается под непосредственным влиянием воззрений естественного права (французские учения о З.), другая — под влиянием исторической школы (немецкая).

Согласно первой, закон есть выраженная в правильно организованном собрании народных представителей общая народная воля, находящая сама в себе свое оправдание. Согласно второй, З. Есть выражение воли государственной (законодательной) власти, имеющей предметом юридическую норму. Для первой нравственная сила З. Заключается в условиях его издания, для второй — в его содержании, но для обеих она независима от внешней, формальной силы З. Как веления народной воли или государственной власти. Сближением для обеих точек зрения служит то, что вторая по отношению к вопросу об организации законодательной власти разделяет воззрения конституционной теории, а первая отличается от исторического воззрения школы естественного права тем, что далеко не в лице всех своих представителей признает существование постоянных и неизменных основ этого права, в которых всегда можно было бы почерпнуть критерий оценки новых законодательн.

Норм. Таким критерием является, по мнению новейших писателей, лишь целесообразность самого З., его соответствие с жизненными условиями согласно тому, что сказано, в сущности, еще Монтескье, этим действительным основателем новой исторической школы правоведения ("Esprit des Lois", 1, 3 ["З. Вообще есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земного шара. З. Государственные и гражданские каждой нации должны быть только отдельными случаями приложения этого разума. Они должны подходить к физической природе страны. К климату — холодному, жаркому или умеренному, к качеству земли, ее положению и величине, к образу жизни населения — земледельческому, пастушескому или охотничьему, к степени свободы, которую может предложить конституция, к религии жителей, их склонностям, их богатству, их числу, их торговле, их нравам, их образу действий, наконец, они должны быть в согласии сами с собою, с своим происхождением, с предметом, по отношению к которому установлены".].

Вообще, по мнению современных юристов, З. Есть выражение воли правильно организованной законодательной власти, имеющее в виду целесообразное направление явлений общественной жизни.Закон отличают обыкновенно от других проявлений воли государственной власти, называемых простыми распоряжениями власти (см. Административное распоряжение), хотя в настоящее время очень много спорят об основании этого отличия. Господствовавшая до последнего времени теория видела в З. Выражение общей нормы, абстрактного правила, имеющего целью регулирование целого ряда случаев, в отличие от распоряжения или повеления, содержащего приказ по отношению к индивидуальному явлению. В связи с этим теория различала вообще два возможных порядка общественной жизни.

Один, построенный на начале законности, не знающем привилегий и прилагающем ко всем конкретным случаям лишь правила абстрактной, равно обязательной для всех нормы, и другой, построенный на начале усмотрения власти, руководящейся по отношению к каждому конкретному случаю специальными соображениями целесообразности. Согласно с конституционными учениями конца прошлого и начала нынешнего века административные распоряжения, все равно, исходят ли они от верховного представителя государства или от подчиненных органов административной власти, могут иметь обязательную силу не иначе, как под условием полного соответствия с законом и на основании последнего. Исполнительная государственная власть, по учению крайнего выразителя этого воззрения — Руссо, — только слепое орудие З.

Существование ее даже не всегда необходимо, так как она уступает свое место законодательной, как скоро последняя вступает в свои права. "à. L'instant que le peuple est légitimement assemblé en corps souverain, toute jurisdiction du gouvernement cesse, la puissance éxécutive est suspendue" ("Contr. Soc.", 1, 3, 14). Н овейшие немецкие государствоведы — Лабанд, Иеллинек — сильно восстают против этой точки зрения. Ссылаясь, между прочим, на авторитет Аристотеля и Локка, эти писатели указывают на то бесспорное обстоятельство, что ни в какое время и ни в какой стране невозможно представить себе порядка отношений, регулируемого только З. И на основании З. Везде и всегда рядом с З. Выступает, как самостоятельная активная сила, исполнительная власть — правительство — подчиненная З., но отнюдь не связанная им до невозможности целесообразно и по своему усмотрению, направленному в интересах общего блага, действовать там, где З.

Молчит, неясен, противоречив или где точное соблюдение его явно грозило бы гибелью общественного порядка. Отсюда признание равноправности с З. Распоряжений власти, применяемых в только что названных случаях и под условием общего блага. Отсюда же и модное теперь учение о так наз. Материальном и формальном З. Под формальным З. Вышеупомянутые писатели разумеют всякое повеление госуд. Власти, изданное в законодательном порядке, независимо от характера его содержания. Под материальным — только З. В действительном смысле слова, т. Е. Устанавливающий юридическую норму, независимо от порядка его издания. С этой точки зрения административные распоряжения никогда не могут быть З. В формальном смысле, но могут быть законом в смысле материальном, раз что правительственная власть создает юридическую норму для непредусмотренных З.

Случаев. С другой стороны, не всякий формальный закон будет и законом в материальном смысле, не все то, что санкционирует законодательная власть, будет действительным законом. Эта власть в виде З. Может давать простые распоряжения. Возникнув по поводу специального случая [Теория Лабадда являлась научной санкцией образа действий Бисмарка в известном бюджетном конфликте его с парламентом.], исходя из невозможности строгого проведения в современном государстве принципа разделения властей, верно отмечая некоторые недостатки в понятии распоряжения, приведенная теория едва ли имеет какое-либо серьезное научное и практическое значение, несмотря на то, что в последнее время она сильно распространяется, между прочим, и в России.

Практический результат ее, выведенный Лабандом, — право правительственной власти приводить в действие независимо от воли парламента те распоряжения, которые в силу конституции являются З. Лишь в формальном смысле (прежде всего бюджет), — отрицается теперь даже Иеллинеком, который признает такое нарушение конституции вступлением на путь произвола. Возражения против понятия З. Как абстрактной нормы в противоположность распоряжению как способу регулирования индивидуальных явлений лучше всего опровергаются указаниями самого Иеллинека. "Жизнь человека и общества, — говорит этот писатель, — не есть бестолковая и беспорядочная игра. Благодаря физической и психической природе первого и его потребностям в ней образуется ряд необходимых отношений к внешнему миру и другим личностям, носящих постоянный характер.

Поэтому юридический порядок общественной жизни возвышается до общих абстрактных правил, при помощи которых возможно нормировать pro futura, одним понятием, целый ряд отдельных случаев. Постоянство жизненных отношений есть основание общности правил" [В области гражданского права это постоянство так наглядно, что, по учению представителей исторической школы правоведения, здесь З. Только выражает юридический порядок в обороте, но не создает его. Односторонность этого воззрения показана в ст. Гражданское право (см.).]. Если так, то правильная и целесообразная организация законодательства всегда дает возможность, насколько возможно, приблизить З. К этому идеалу, т. Е. Охватить общим правилом по возможности все разнообразие случаев.

Конечно, общие принципы жизненных отношений изменчивы. Рядом с господствующим строем отношений, подводимых под такие принципы, в каждый данный момент в обществе существуют, с одной стороны, отношения старого, отживающего порядка жизни, еще пользующиеся юридической защитой, а с другой — новые, указывающие на дальнейший путь развития. Но первые — всегда исключения из общего правила, его не нарушающие и легко отличимые при соблюдении научных правил толкования З., а вторые, будучи еще не признанными юридически, следовательно, противоречащими закону, едва ли могут быть разрешаемы при помощи усмотрения. Начала целесообразности и усмотрения, поскольку они могут быть отстаиваемы юристами по отношению к деятельности не только администрации, но и суда (гражданского), в действительности не требуют ничего иного, кроме свободы деятельности, которая давала бы возможность, применяя абстрактную норму и выходя из известных закономерных принципов политики, индивидуализировать случаи применения З., выяснять его истинный смысл и размеры действия.

Такая индивидуализация может в конце концов привести к изменению смысла нормы, неудачно созданной, недостаточно обобщенной, устарелой или идущей за пределы явлений, подлежащих ее влиянию. Но эти результаты достигаются все-таки путем применения и толкования З., а не путем его устранения. Даже в случае видоизменения или неизбежного обхода нормы, при медленности законодательства, исходный пункт деятельности администратора и судьи — все-таки З. Примеры Англии и Рима, утилизируемые с противоположной целью, доказывают как раз последнюю мысль. Прогрессивная деятельность администрации и судов в этих государствах возможна была только при начале того консерватизма (в лучшем смысле этого слова) права, который до сих пор остается в Англии одним из оплотов чувства законности.

Это чувство было точкой опоры и для деятельности римского претора, преобразовавшего римское право путем своей интерпретации. Итак, деление З. На формальный и материальный должно быть отвергнуто. З. Есть всегда веление законодательной власти, надлежащим образом организованной, направленное к уяснению закономерных начал жизни и в силу этого являющееся абстрактной, общей нормой. В противоположность ему распоряжение или повеление есть только веление исполнительной власти, обязательное в силу З. Или самостоятельного права этой власти на подчинение граждан велениям ее воли. Имеющее силу по преимуществу в применении к конституционным государствам, это понятие З. Имеет, однако, большое значение и для закономерной абсолютной монархии, какою является Россия на основании ее "основных законов".

Если даже с понятием простой деспотии "совместимо признание правовых отношений подданных друг к другу", если "это признание необходимо в собственных ее интересах, для установления и поддержания определенного порядка" (Иеринг), то к монархии, управляемой "на точном основании законов", безусловно применимо вышеприведенное определение З., не только как веление власти, но и определенным образом возникшего и изданного веления. Поскольку такая монархия желает создавать права (юридические нормы), постоянные абстрактные правила для руководства, подлежащие логическому толкованию, постольку для нее обязателен определенный порядок издания З., гарантирующий всесторонность обсуждения явлений жизни, их вызывающих, иначе говоря — правомерность самого З.

Ввиду этого несомненно правы те русские государствоведы и юристы (Градовский, Коркунов, Малышев и др.), которые законом называют и у нас не всякое веление верховной государственной власти, иначе говоря — не всякое "высочайшее повеление", а лишь те нормы, которые, получив силу от свободного произволения самодержавной власти, были, однако, предварительно рассмотрены в порядке, установленном основными законами. "Все предначертания законов рассматриваются в Государственном совете, потом восходят на Высочайшее усмотрение" (ст. 50 т. I Св. Зак.). "никакое положение, подлежащее предварительному рассмотрению и уважению Государственного совета, на основании учреждения его, не представляются Его Императорскому Величеству мимо сего совета" (ст.

198 учр. Мин.). Уважению Государственного совета подлежат. А) все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения. Б) предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений, и в) дела, требующие в законах, уставах и учреждениях изменения их смысла (учр. Государственного совета, ст. 23). Исключение составляют законодательные вопросы по военному ведомству. Из второго пункта последней статьи видно, что русскими законами признается и закономерность внутреннего управления, основанного, по общему правилу, только на З. Отсюда следует, что все остальные "высочайшие повеления", с научной точки зрения, не суть З. В собственном смысле, а лишь распоряжения верховной власти. По своему существу они касаются индивидуальных случаев или, будучи общими нормами, издаются при исключительных условиях, требующих немедленного регулирования или вызывающих прекращение действия нормального закономерного порядка государственной жизни.Некоторые русские юристы (напр.

Цитович.) восстают против такого разграничения З. И распоряжения в абсолютном государстве, где, в конце концов, все-таки обязательна воля монарха, дающая силу и тем, и другим. З. Подлежит не более строгому исполнению, чем высочайшее повеление. Безусловная обязательность З. И высочайших повелений, конечно, одинакова. Но разграничение З. И распоряжения далеко не лишено значения и тогда, когда оно остается в области теории. Оно важно для общественного правосознания в смысле разграничения деспотии и самодержавной монархии. Высочайшие повеления и у нас, как скоро они обращаются в абстрактные юридические нормы, имеют, по мысли самого правительства, характер временный, характер исключительных законов. Вышеупомянутое разграничение имеет, кроме того, и чисто практический характер по отношению к толкованию норм со стороны административных и судебных учреждений.

Управление посредством З. Как абстрактных норм, выведенных из обсуждения всех обстоятельств, вызывающих эти нормы к жизни, предоставляет больше простора для самодеятельности этих учреждений, дает им возможность более сознательного отношения к исполнению З., к пониманию его духа и смысла, без постоянных обращений за разъяснениями к высшей власти. Необходимость таких обращений возникает именно тогда, когда выраженная воля больше влияет на мысль исполнителя, чем самый смысл распоряжения, когда общий смысл распоряжения затемнен приурочением его к отдельному случаю или группе случаев. Вот почему гражданский суд, этот первый представитель начала законности, и у нас не имеет права отговариваться неполнотою, неясностью или противоречивостью З., а обязан решать дела по общему духу З.

Подробнее см. Толкование закона. О внешних формах, порядке издания и отмены З., его действии и значении в жизни — см. Источники права. Литература. Jellinek, "Gesetz und Verordnung" (Фрейб., 1887). Градовский, "Начала русского государственного права" (т. I). Коркунов, "Русское государств. Право" (СПб., 1892). Алексеев, "Консп. Лекций по русск. Госуд. Праву" (М., 1892). Малышев, "Курс общего гражд. Права России" (§ 16 сл., СПб., 1878). Цитович, "Курс рус. Гражд. Права" (I, § 6 сл., Од., 1878). Ивановский, "Новые учения о З." ("Юрид. Летоп.", 1892, № 11). В. Нечаев..

Значения в других словарях
Закон

IЗако́н необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. З. Выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Но не всякая связь есть З. Связь может быть необходимой и случайной. З. — это необходимая связь. Он выражает существенную связь между сосуществующими в пространстве вещами. Это З. Функционирования. Так, например, З. Всемирного тяготения гласит. Все тела притягиваются друг к..

Закон

ЗАКОН - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов. Специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике). Общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора). Всеобщие, или универсальные, законы. Познание закона составляет задачу науки.. ..

Закон

ЗАКОН, 1) необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие> закона родственно понятию сущности. Закон выражает общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса. Познание закона составляет задачу науки. 2) Нормативный акт>, принятый высшим органом законодательной власти в порядке, установленном конституцией. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основн..

Закол

1) рыболовный — употребляемый на Ладожском озере, состоит из двух параллельных рядов сетяных стен, одной сплошной и другой, состоящей из ряда меньших сетей, с промежутками между ними. В середине этих меньших сетей устанавливаются мережи, устья (вход) которых разделяются поперечными сетями, примыкающими другим концом к сплошной стене. Рыба, попадая в указанные выше промежутки между меньшими сетями, натыкается на другие сети и, идя вдоль их, заходит в мережи. В Новгородской губернии заколами назыв..

Закомлеватое дерево

Или окомелистое дерево — дерево, имеющее закомлеватость, т. Е. Несоразмерное развитие в толщину нижней части ствола — комля относительно остальных частей. Это не считается существенным пороком, хотя при разработке и вызывает излишний расход труда на удаление технически непригодной древесины.В. С.. ..

Закон Авогадро

См. Химия и Газы. З. Вечности вещества, или сохранения массы материи, — см. Вещество, Лавуазье, Химия. З. Генри-Дальтона — см. Растворы. З. Гибса-Ле-Шателье — см. Обратимость химических реакций. З. (теплоемкостей) Дюлонга и Пти — см. Теплота и Химия. З. Кратных отношений — см. Химия. З. (принцип) наибольшей (максимальной) работы — см. Термохимия. З. Объемов Гей-Люссака — см. Химия и Газы. З. Постоянства состава химич. Соединений — см. Химия. З. Постоянства сумм тепла — см. Термохимия. З. (принци..

Закон Божий

В общем смысле слова всякое религиозное учение, преподающее своим последователям обязательные нравственные правила жизни и деятельности. В смысле более специальном — один из главных учебных предметов начальных и средних учебных заведений, имеющий целью обучение истинам религии и правилам нравственности, на религиозном учении основанным, а также сообщение сведений о богослужении и истории данной религии, ее учреждениях и установлениях. Религиозное обучение на Западе расширялось в той мере, в како..

Закон

Воровской закон. Жарг. Угол. Традиции воровской среды, неписаные правила поведения, обязательные для воровского братства. ТСУЖ, 34. Мильяненков, 123. Балдаев 1, 142. ББИ, 85.. ..

Закон

См. Оплаток. ..

Закон

Законсм. Право(Источник. «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru). ..

Закон

• жестокий закон. ..

Закон

Правило, постановление, положение, основание, начало, принцип. Вера.. ..

Закон

1. Естественная закономерность. Взаимозависимость каких-либо явлений объективной действительности. Безусловный, великий, вечный, всеобщий, естественный, железный (разг.), извечный, исторический, мудрый, незыблемый, неизбежный, неизменный, непознанный, непоколебимый, непреложный, непременный, нерушимый, неумолимый, объективный, общий, основной, познанный, постоянный, роковой, святой, скрытый, сокровенный, строгий, универсальный, фатальный. 2. Постановление, общеобязательное правило. Варварский, в..

Закон

Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов. Специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике). Общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора). Всеобщие, или универсальные, законы. Познание закона составляет задачу науки.. ..

Закон

М. (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий. Неминучее начало, основание. Правило, постановление высшей власти. Закон Божий, откровение, составляющее сущность веры. Закон христианский, христианская вера. Закон природы или естественный закон, которому неизбежно следует вся вещественная природа. Законы гражданские, установленные гражданскою, государственною властью, для обеспечения быта граждан, противопоставляются законам духовным, т.е., относящимся до дел веры, или ж..

Закон

М.1) а) Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой.б) перен. Правосудие, судебные органы.2) Объективно существующая необходимая связь между явлениями, внутренняя существенная связь между причиной и следствием.3) устар. Система нравственных и обрядовых правил какого-л. Религиозного учения. Религия.4) устар. Брачный союз. Церковное венчание.5) см. Также законы.. ..

Закон

ЗАКО́Н -а. М.. ..

Закон

-а, м. 1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. 3. Общественного развития. Законы рынка. 2. Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью. Установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция — основной з. Государства. Соблюдать законы. 3. Общеобязатель..

Закон

Закона, м. 1. Постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания (филос.). Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса. Ленин. Закон природы. Законы мышления. Законы диалектики. || Общее положение какой-н. Науки, являющееся результатом осмысления и обобщения отдельных наблюдений, исследований (науч.). Закон сохранения энергии. Закон всемирного..

Закон

Чего и о чем.1. Чего (общепринятое правило, обычай). Закон дружбы. Закон вежливости.2. Чего (объективно существующая необходимая связь между явлениями, связь между причиной и следствием). Закон всемирного тяготения. Закон неравномерного развития капитализма.3. Чего (основные положения в какой-л. Области, обусловленные её сущностью). Закон аналогии, закон открытых слогов, закон экономии (в лингвистике). Законы шахматной игры.4. О чем (установленное высшим органом государственной власти общеобязат..

Закон

Корень этого существительного тот же, что в словах исконы или конец. Существовавшее когда-то слово кон имело значение "начало", "предел". Приставка "за" придала этому слову новый смысл. "то, что было изначально – за коном".. ..

Закон

Общеслав. Преф. Производное от конъ «граница, начало, конец», той же основы, что искони, конец, начать, кон. Буквально — «то, что было изначально, определяется традицией».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Закон

Древнерусское – законъ.. ..

Закон

Зако́н род. П. -о́на, укр. Закíн, -о́ну "исповедь, причастие", др.-русск., ст.-слав. Законъ νόμος, θέσπισμα (Супр.), болг. Зако́н, сербохорв. За́кон "обычай, закон, вера", словен. Zákon, род. П. -óna, чеш., слвц. Zákon "закон", польск. Zаkоn "закон, завет, монашеский орден". Ср.-греч. Ζάκανον заимств. Из болг. Связано с кон, искони́, нача́ть, начну́. Первонач. Знач. "начало". Родственно лтш. Cinâtiês "подниматься" (Эндзелин, RS 11, 37), лат. Rесēns "свежий, бодрый, недавний", ирл. Cinim "я..

Закон

Нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.. ..

Закон

- в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общегосударственные правила. В собственно юридическом смысле ЗАКОН - нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения и регулирующий наиболее важные общественные отношения. ЗАКОН составляет основу системы права государства. ЗАКОН как самостоятельный источник права сложился еще в древности и пришел на смену правовому обычаю....

Закон

В широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила. В юридическом смысле 3. - это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения сточки зрения интересов и потребностей населения страны. 3. Составляют основу системы права госуда..

Закон

- в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила. В юридическом смысле 3. - это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения сточки зрения интересов и потребностей населения страны. 3. Составляют основу системы права гос..

Закон

1) необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов. Специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике). Общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора). Всеобщие, или универсальные, законы. Познание закона составляет задачу науки;. ..

Закон

Нормативный правовой акт, принимаемый парламентом или непосредственно народом путем референдума, регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий общеобязательную силу. 3., будучи принятым парламентом, тем не менее считается не его актом, а актом государства. Тем самым подчеркивается всеобщий характер 3L аккумуляция в нем интересов и воли народа.. ..

Закон

В широком смысле слова все нормативные правовые акты, любые установленные государством общеобязательные правила. В собственном юридическом смысле 3. - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения(например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. 3. Составляютоснову правовой системы государства, ее центральную часть.Как самостоятельный источник пр..

Закон

1. В науке – см. Научный закон и статистический закон. 2. В юридическом обиходе – установленное правительством правило поведения.. ..

Закон

(филос., науч.), необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие 3. Родственно понятию сущности. Существуют три осн. Группы 3. Специфические, или частные (напр., 3. Сложения скоростей в механике). Общие для больших групп явлений (напр., 3. Сохранения и превращения энергии, 3. Естеств. Отбора). Всеобщие, или универсальные, 3. Познание 3. Составляет задачу науки. ..

Закон

1) (в науке), положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области. Высказывание относительно того, каким образом что-либо является необходимым или происходит с необходимостью. «правило необходимого существования» по Канту. Понятие закона родственно понятию сущности;2) (в общественной жизни) предписание относительно того, как человек должен вести себя в обществе (нравстенный закон, правовой закон) или более общо — предписание относительно того, как что-либо должно быть или происходить....

Закон

— необходимое, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам — указам, постановлениям, распоряжениям и др. Основной З. — Конституция государства.. ..

Закон

ЗАКОН - существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Категория 3. Выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями). Важнейшие черты 3. - необходимость, всеобщность, повторяемость и инвариантность. Традиционно принято полагать, что существуют различные типы ..

Закон

- юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (напр., в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения.. ..

Закон

Существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Категория 3. Выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями). Важнейшие черты 3. - необходимость, всеобщность, повторяемость и инвариантность. Традиционно принято полагать, что существуют различные типы 3. В мак..

Закон

И законничество. Термин "Закон" (евр. Тор( , греч. NТmoj) имеет в Библии два значения. Как синоним заповедей вообще и как синоним *Пятикнижия. Общее понятие о религиозном З. Как система правил, регулирующих все стороны жизни, З. Присутствует в каждой "естественной" религии. Это объясняется тем, что поведение, определяемое суммой правил, - наиболее простая и психологически объяснимая форма поведения человека. Позднее, отделившись от религии, З. Создает собственную юридическую сферу. Уже в животно..

Закон

См. ДХАРМА.. ..

Закон

Пpавила поведения, выpаботанные пpеступным миpом. ..

Дополнительный поиск Закон Закон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Закон" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Закон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 5 символа