Законоведение

104

В смысле научного изучения положительных законодательств — см. Правоведение. В смысле более элементарного знакомства с отечественным законодательством оно составляет особый предмет преподавания в военно-учебных заведениях — кадетских корпусах, военных и юнкерских училищах. До 1864 г. З. Преподавалось и в гражданских гимназиях. Устав учебных заведений 1804 г. К предметам, преподаваемым в гимназиях, между прочим, относил. Нравоучение, право естественное, право народное и политическую экономию. С преобразованием гимназий в 1828 г. Преподавание этих предметов было отменено. В 1845 г. Преподавание З. В некоторых гимназиях было восстановлено, а с изданием правил 1849 г., разделивших гимназический курс на общий и специальный, русское З.

Получило характер главного предмета для готовившихся к поступлению непосредственно после окончания гимназии на государственную службу. Начиная с пятого класса, ему посвящалось по 4 урока (см. Гимназия). Уставом 1864 г. Законоведение из гимназического курса исключено и не было восстановлено уставом 1871 г.В военно-учебных заведениях преподавание З. Было введено в 1830 г. Оно имело сначала характер сообщения фактических сведений, касающихся положительного отечественного законодательства, преимущественно военного. Высочайше утвержденное 24 декабря 1848 г. "наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений" признало такой характер преподавания З. Несоответственным задачам кадетских корпусов. "Для воспитанников, — сказано в наставлении, — не столь важно запомнить большую массу фактов, сколько развить вообще свои понятия об основных истинах, из которых проистекает и на которых утверждается законодательство всякого благоустроенного государства".

Сообразно с этим были переработаны программы по З. И учебное руководство. С преобразованием в 1863 году кадетских корпусов в военные гимназии преподавание З. Было перенесено во вновь учрежденные взамен специального курса корпусов военные училища. При этом изучение военных административных законов было выделено в особый предмет, получивший название "военной администрации". В 1871 г. К. Д. Кавелин представил военному министру Д. А. Милютину подробную записку о преподавании З. В средних учебных заведениях вообще (содержание этой записки приведено в брошюре М. Лалаева, "Основы З. Как предмета общего образования", СПб., 1889). "При введении в курс средних учебных заведений преподавания З., — писал Кавелин, — можно иметь в виду две цели.

Или сообщить воспитанникам те сведения из действующего законодательства, которые будут им практически нужны и полезны в ежедневной жизни и службе, или же дать им правильные и ясные понятия о тех отношениях, в какие каждый человек бывает поставлен в государстве, обществе и семье". Практическую цель преподавания он считал недостижимой, достижение же второй цели признавал возможным и весьма желательным. "Необходимость дать молодым людям, вступающим в службу и жизнь, — писал он далее, — правильные и ясные понятия об основаниях, на которых покоятся человеческие общества, нигде не чувствуется так сильно, как у нас, вследствие особых условий нашей, далеко еще не вполне сложившейся жизни. Домашняя и общественная жизнь не дает у нас юноше того, что она дает в Европе.

Наша школа и до сих пор должна бороться с дурными, часто безнравственными, порочными привычками и грубыми или превратными понятиями, которые приносят с собою дети из семей и окружавшей их среды. Если школа или случайно благоприятная обстановка не придут юноше на помощь, не дадут ему правильных, ясных и точных понятий об условиях и основаниях устроенной государственной, общественной и семейной жизни, то он легко становится жертвой горестных увлечений, добычей очень нехитрых соблазнов". В проектированном К. Д. Кавелиным курсе надлежало после общих познаний об устроенном общежитии, власти и законе дать обзор. Сперва — главнейших фактов жизни и деятельности людей, а потом — организующей деятельности власти и закона.

Подобный курс, по его мнению, "укоренил бы в воспитанниках убеждение, что человек не может жить и развиваться вне устроенного общежития, что власть и закон не представляют нечто такое, что может быть и не быть, и что та или другая деятельность их не есть произвольная или случайная, а вызывается и обусловливается действительными фактами, необходимостью согласовать их между собой и направлять к общим целям". Записка К. Д. Кавелина была принята Д. А. Милютиным вполне сочувственно. Для обсуждения возбужденного им вопроса при Главном управлении военно-учебных заведений была образована в том же 1881 г. Особая комиссия, которая признала, что преподавание элементарных сведений о праве и общежитии было бы не только полезным, но и необходимым дополнением общеобразовательного курса.

Практического разрешения вопрос тогда не получил. В 1889 г. Состоялось высочайшее повеление о введении в состав учебного курса кадетских корпусов начал З. Таким образом, в настоящее время, преподавание З. В военно-учебных заведениях разделено между корпусами и военными училищами. В корпусах в VII классе, при двух уроках в неделю, преподаются элементарные основы предмета, или, как озаглавлен учебник, "основные понятия о нравственности, праве и общежитии". В военных училищах, а равно в юнкерских училищах с военно-училищным курсом (московское и киевское), в младшем классе, при одной недельной лекции, преподаются русские государственные и гражданские законы и сведения из международного права. В старшем, при двух лекциях — русские военно-уголовные законы в связи с законами общеуголовными.

Независимо от законоведения в военных и юнкерских училищах преподается еще военная администрация. В юнкерских училищах без военно-училищного курса преподаются только уголовные законы.Учебники З. Н. Рождественский, "Руководство к российским законам" и "Руководство к военным законам" (СПб., 1849). Добровольский, "Руководство З. Для военно-учебных заведений" (СПб., 1853). Бакшеев, "Курс З." (СПб., 1885). А. Мушников, "Основные понятия о нравственности, праве и общежитии" (СПб., 1889). Его же, "Русские государственные и гражданские законы" (СПб., 1891). Его же, "Русские военно-уголовные законы в связи с законами общеуголовными" (СПб., 1892). Последние три учебника составлены по поручению Главного управления военно-учебных заведений и служат обязательными руководствами для кадетских корпусов и училищ.К.-К..

Значения в других словарях
Законность рождения законные дети

— см. Дети.. ..

Законность рождения, законные дети

См. Дети.. ..

Законодательная власть

См. Закон, Представительное правление, Разделение властей.. ..

Законодательное собрание

(Assemblée nationale legislative), или легислатива. Под этим именем разумеется обыкновенно представительное учреждение с законодательною властью, установленное во Франции конституцией 1791 г. Этому собранию, составлявшему единственную палату и заключавшему в себе 745 членов, выбранных на два года, конституция давала право издавать законы (с отсрочивающим veto короля), вотировать налоги, определять количество сухопутных и морских сил, объявлять войну, ратифицировать мирные и коммерческие трактаты..

Законоведение

-я, ср.. ..

Законоведение

Правоведение. ..

Законоведение

Ср. Устар.Совокупность сведений о законах (1).. ..

Законоведение

ЗАКОНОВЕ́ДЕНИЕ -я. Ср. Совокупность знаний, сведений о законах.. ..

Законоведение

Законоведения, мн. Нет, ср. (книжн. Дореволюц.). Совокупность сведений о законах, как предмет преподавания.. ..

Дополнительный поиск Законоведение Законоведение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Законоведение" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Законоведение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 13 символа