Зара-Якоб абиссинский мыслитель
— абиссинский свободный мыслитель. Род. В 1600 г. В Аксуме, где получил обычное образование абиссинского начетчика и мог сделаться духовным, но любознательность заставила его послушать португальских миссионеров, при Сисиннии (1607—32) временно подчинивших страну папскому авторитету. Столкновение двух миросозерцаний, а еще более зрелище двух ненавидевших друг друга христианских вероисповеданий, нарушили духовное равновесие З.-Я. Сделавшись законоучителем, он не мог примкнуть ни к одной из партий и навлек на себя подозрение со стороны обеих. Оклеветанный пред Сисиннием, он бежал в пустыню и, сидя в пещере в Амхаре, составил новое цельное религиозное миросозерцание, напоминающее учение современных ему английских деистов.
Начав с сомнения во всем, он путем космологического доказательства пришел к познанию Бога-Творца и Промыслителя, но отверг откровенные религии, которые считал выдумкой жрецов и измышлениями человеческими. Бог открывается человеку в его разуме. Голос разума непогрешим. Исходя отсюда, З. Отвергает аскетизм, пост и особенно ненавистное для него монашество и безбрачие, но доказывает бессмертие души и необходимость непрестанной молитвы и прославления Бога-Творца. По наступлении более спокойного времени З. До самой смерти (1693) жил в Энфразе, отвергнув все предложения снова вернуться в Аксум к прежней деятельности. Учения своего он не распространял, а по жизни представлялся христианином, будучи и в этом отношении подобен европейским деистам.
Только одного человека — Вальда-Хейвата — он посвятил в свою тайну, и тот сделался его последователем. Для прочих З.-Я. Изложил свою автобиографии и исповедь в рукописи, копии с которой изредка встречаются в Абиссинии. Две из них попали в руки d'Abbadie, a потом, вместе с его коллекцией, — в Парижскую национальную библиотеку. Издания. Б. Тураев, "Памятники эфиопской письменности. I. Исследования З.-Я." (СПб., 1904). Littmann, "Philosophi Abessi n i" (Пар., 1904). См. Еще Б. Тураев, "Абиссинские свободные мыслители XVII в." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1903). Секты З.-Я. Не образовал, но отдельные последователи его учения встречаются, по-видимому, и в настоящее время. Б. Тураев..
Дополнительный поиск Зара-Якоб абиссинский мыслитель
На нашем сайте Вы найдете значение "Зара-Якоб абиссинский мыслитель" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зара-Якоб абиссинский мыслитель, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 31 символа