Иванов Вячеслав Иванович

122

Поэт (род. В 1866 г.), сын чиновника. Учился на филологическом факультете Московского университета, потом в Берлинском университете. Надолго поселившись в Риме, написал диссертацию "De societatibus vectigalium publicorum populi Romani". Она не была напечатана, но выводы ее, важные для характеристики римских откупных акционерных обществ, вошли в науку (ср. Книги профес. Гревса и Ростовцева). На литературное поприще И. Выступил в 1898 г., стихами, напеч. В "Вестн. Евр.". В "Журн. Мин. Нар. Просв." 1899 г. Поместил переводы из Пиндара, вышедшие и отд. Брошюрой. В 1901 г. Предпринял поездку в Грецию и на Восток, в целях изучения вопроса о существе и происхождении религии Диониса. В 1903 г. Напечатал сборник стихов "Кормчие звезды. Книга лирики" (СПб.) и прочел в Русской высшей школе в Париже ряд лекций о религии Диониса, часть которых появилась в "Новом Пути" 1904 года (№№ 1, 2, 3, 5, 8, 9).

В этой работе, озаглавленной "Эллинская религия страдающего Бога", автор "обосновывает свой взгляд на сущность и корни дионисической мистики и экстаза (их колыбелью, по мнению И., были первобытные тризны), а затем пытается осветить живое значение дионисовского круга верований и переживаний, своеобразно окрасившего и христианство, для духовной жизни нового человечества". Ряд стихотворений И. Напеч. В московских альманахах "Север. Цветы" и "Скорпион" и в "Новом Пути". В 1904 г. Книгоиздательство "Скорпион" выпустило второй сборник стихотворений И. "Прозрачность", с приложением перевода, размером подлинника, бакхилидова дифирамба "Тезей" и его оценки. В журнале "Весы" И. Поместил ряд статей ("Ницше и Дионис", "Поэт и чернь", "Поскольку мы идеалисты", "Дионисово действо" и др.), стремящихся "установить идеал подготовляемого символическим и келейным искусством искусства всенародного, которое должно найти свое полное выражение в хоровом действе трагедии — мистерии, она же — литургическое служение у алтаря страдающего Бога".

В "Северных Цветах" 1905 г. Вместе с циклом новых стихотворений напечатана трагедия И. "Тантал" (с античными хорами). Для соч. Байрона под редакцией Венгерова И. Перевел поэму "Остров" и ряд стихотворений. Отмеченное печатью выдающейся и тонкой вдумчивости, творчество И. Представляет собой крайний предел того отчуждения от жизни, крторым характеризуется русский символизм. Оно озадачивает даже читателя, знакомого с причудами Бальмонта, Брюсова и др. Не говоря уже о том, что значительная часть того, что пишет И., построена по образцу греческих дифирамбов и других форм античной поэзии, в творчестве его все непосредственное тщательно изгнано, вся задача поэзии сведена к схоластически-отвлеченной символизации явлений жизни и природы.

Даже вполне определенного содержания сюжеты исторические и мифологические обработаны с точки зрения совсем особого рода "мифотворчества", т. Е. Вкладывания в простые верования первобытного человека наиглубочайшего, или, вернее, наивыспреннейшего, символического смысла. И наконец, предметы, казалось бы, уже безусловно-конкретные (напр. Минералы) фигурируют в поэзии И. Лишь в качестве символов свойств, уразуметь которые не очень-то легко. Алмаз есть "всепроницаемая святыня, луча божественного Да". Рубин, "рдея рудой любовью", представляет собой "прозрачности живую кровь", он "красной волей ярко-властен". Изумруд — "змий, царь зачатий Красоты", "обет чудес в дали безбрежной", "земли божественная злачность, ее рождающее Да" и т.

Д. Ввиду такого нагромождения символов и несомненной их надуманности даже поклонники своеобразной поэзии Вячеслава И. Не могут отрицать "трудности" понимания ее и того, что она "плод труда не менее, чем вдохновения". Но эта "трудность" понимания обусловлена не недостатком таланта, как думают многие критики, в общем очень сурово относящиеся к И. И усматривающие в нем тип "гелертера", которого обширное образование, замечательная литературная начитанность и особенно желание полностью воскресить античные литературный формы лишило простоты непосредственно-художественного восприятия. В действительности, как "трудность", так и своеобразная внешняя форма поэзии И. — только результаты определенной теории. В тех немногих случаях, когда он о ней забывает, он пишет и просто, и талантливо, и поэтично.

И. Смотрит на поэзию, как на нечто безусловно жреческое, как на нечто такое, что не может и не должно быть доступно толпе. "Отъединенность" поэта от "черни" — гордость И. Символ непременно должен быть "темен в последней глубине", потому что в нем должны воплотиться смутные, как сквозь сон, воспоминания об отдаленном прошлом народных верований. Эта намеренная темнота поэзии и мистики И. Еще увеличивается тем, что у него перемешана символика христианская с символикой языческой, античной, и в ней поэтому нет определенного стиля. Наиболее бросающимся в глаза свойством поэзии И. Является та необыкновенно-тяжеловесная форма, в которую он облекает свою жреческую, или, по его терминологии, "гиератическую", символику.

По своему миросозерцанию примыкая то к греческому пантеизму, то к средневековой мистике и витая всегда вдали от земли вообще и от России в частности, И., однако, усвоил себе крайне неуклюжий, архаически-"русский" слог и целыми десятками создает неологизмы в славяно-росском стиле, вроде "среброзарность", "снеговерхий", "светорунный", "светозрачный", и т. Д. Рядом с этим, он воскрешает десятки давно забытых старых слов и славянизмов вроде. "облак", "ветр", "дхнуть", "упряг", "сулица", "лет", "рык", "стремь", "кипь", "сткло", "ветвие", "пря", "вони древес", "осияваться", "вздыбиться", "скиты скитальных скимнов" и т. Д. Славяно-росские архаизмы вызывают глумление критики, и редкая рецензия об И. Обходится без жестких сопоставлений с Тредьяковским.

На самом деле, однако, тяжеловесность формы И. — исключительно результат все того же "гиератического" взгляда на поэзию. По его мнению, "магическая и теургическая энергия размерной речи возрастают с гиератичностью выражения" и потому поэтическая речь должна непременно отдаляться по возможности дальше от "общепринятой речи нашего образованного общества".С. Венгеров..

Значения в других словарях
Иванов Вячеслав Иванович

Иванов Вячеслав Иванович [16(28).2.1866, Москва, — 16.7.1949, Рим], русский поэт, драматург. В 1904 опубликовал работу «Эллинская религия страдающего бога» — об эллинском культе Диониса, давшем начало театру трагедии. Как поэт выступил в 1898. Вслед за первой книгой лирики «Кормчие звёзды» (1903) появляются сборник «Прозрачность» (1904) и трагедия с «античными хорами» «Тантал» (1905). После 1905 стал одним из теоретиков второго поколения русских символистов (см. Символизм. ..

Иванов Вячеслав Иванович

ИВАНОВ Вячеслав Иванович (1866-1949) - русский поэт. Представитель и теоретик символизма. Поэзия ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья (сборник "Кормчие звезды", 1903, "Cor ardens", ч. 1-2, 1911). В литературно-философских трудах (в т. Ч. В книге "Борозды и межи", 1916) - религиозно-эстетическая концепция творчества. С 1924 жил в Италии.. ..

Иванов Ардалион Васильевич

Преподаватель русского языка в Горном корпусе и Училище правоведения. Ему принадлежат. "Русская грамматика" (СПб. 1834), выдержавшая около 20 изданий. И. Решался во многих случаях отступать от Греча. "Программа русской грамматики и оснований словесности" (1841), "Правила латинской этимологии" (1832), "Сборник сочинений в прозе и стихах для упражнений в русском яз." (1851 и 1857). Кроме учебников И. Переделал с франц. Языка несколько драматических произведений и издавал "Драматический альманах", ..

Иванов Василий

Написал. "Записки, веденные во время путешествия имп. Елисаветы Алексеевны по Германии в 1813-15" (СПб. 1833), перевел. "Начертание о начале и устроении регулярного войска и морской силы в России", Шмидта (М. 1798).. ..

Иванов день

См. Купала.. ..

Иванов Иван

Магистр (1817 г.), протоиерей, проф. Словесности в СПб. Духовной Акад. Был свящ. Спасо-сенновской церкви в СПб. Ум. В 1843 г. Напечатал "Опыт теории словесных наук, почерпнутых из лучших ее источников" (СПб. 1832).. ..

Иванов Вячеслав Иванович

Иванов, Вячеслав Иванович - известный поэт. Родился в Москве в 1866 г. Учился в Московском университете, где курса не кончил, потом в Берлинском университете, где особенно ревностно занимался классической филологией. Диссертация, которую Иванов готовил в эти годы, появилась в печати лишь в 1911 г. "De societatibus vrctigalium publicorum populi Romani". Долго жил в Италии, в Афинах и Париже, совершил путешествие в Палестину. Стихи Иванова впервые появились в 1898 - 1899 гг. В "Журнале Министерств..

Иванов Вячеслав Иванович

(1866, Москва — 1949, Рим), поэт. Первые годы жизни провёл в родительском доме на углу Волкова переулка и Георгиевского переулка, рядом с Зоопарком. Позже семья сняла квартиру на Патриарших прудах. В 1875—84 Иванов учился в 1-й московской гимназии (Волхонка, 16), в 1884—86 — на историко-филологическом факультете Московского университета, затем много путешествовал по Европе, посещая лекции знаменитых учёных и занимаясь самообразованием, бывая в Москве наездами. В один из приездов познакомился с В..

Иванов Вячеслав Иванович

Иванов, Вячеслав Иванович - известный поэт. Родился в Москве в 1866 г. Учился в Московском университете, где курса не кончил, потом в Берлинском университете, где особенно ревностно занимался классической филологией. Диссертация, которую Иванов готовил в эти годы, появилась в печати лишь в 1911 г. "De societatibus vrctigalium publicorum populi Romani". Долго жил в Италии, в Афинах и Париже, совершил путешествие в Палестину. Стихи Иванова впервые появились в 1898 - 1899 гг. В "Журнале Министерств..

Дополнительный поиск Иванов Вячеслав Иванович Иванов Вячеслав Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иванов Вячеслав Иванович" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иванов Вячеслав Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 24 символа