Иосиф Волоцкий
(Санин) — знаменитый полемист. Род. В 1439 или 1440 г., учился грамоте в Воздвиженском монастыре, ок. 1459 г. Принял монашество в обители Пафнутия Боровского, отличавшейся своими богатствами. Здесь прожил И. 18 лет. Назначенный, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители, он пытался ввести строгий общежительный устав. Встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и, недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, основал в 1479 г. Известный впоследствии Волоколамский монастырь. Основной добродетелью инока, по уставу И., было беспрекословное. Повиновение настоятелю, власть которого была безгранична. Вся жизнь монаха была точно распределена и регламентирована. Каждый монах имел особое место в церкви, должен был стоять, "стиснув свои руци и соединив нози", "ступание иметь кротко", быть "в ответах сладок", входить и выходить через определенную дверь.
Большая часть дня уходила на богослужение, и потому И. Считал необходимым для содержания монахов и вполне законным владение монастырей селами и землей. Вообще устав обращает внимание почти исключительно на внешнюю сторону жизни монахов. Ересь жидовствующих нашла в И. Сурового обличителя. Враг всякого "мнения", всяких новшеств, И. Требует казни для еретиков. В своем "Просветителе", состоящем из 16 обличительных слов, он старается доказать неправильность "нового ученья", с целью преследования еретиков, убеждает не верить в искренность их покаяния, всячески разыскивать их, заточать и казнить. Не одни только еретики служили предметом обличений И. Заволжские старцы (см. Соотв. Статью), говорившие против казни еретиков, а также Вассиан Патрикеев (ратовавший против монастырских имуществ), вызвали со стороны B.
Целый ряд посланий, в которых он доказывал законность монастырского землевладения, защищал богатую внешность храмов, украшение их богатыми образами, книгами и т. Д. Мнения И. Одержали верх над мнениями противников. Еретиков казнили, монастыри продолжали владеть имуществом, благодаря близости И. К великому князю, власть которого И. Всегда старался окружить ореолом божественности. И. Утверждал, что государь "естеством подобен всем человекам, властию же — Богу", что он наместник Божий на земле, глава государства и церкви, самодержец в полном смысле этого слова. Во всех своих сочинениях И. Является древнерусским книжником, начетчиком. Он говорит цитатами, которые берет из Священного Писания, житий святых, даже апокрифических сказаний и гражданских законов византийских императоров.
Умер 9 сентября 1515 г., канонизован в 1579 г.Ср. "Просветитель" (изд. 2-е, Казань 1882 г.). Хрущов, "Исследование о сочинениях И. Санина" (СПб., 1868). В. Жмакин, "Митрополит Даниил и его сочинения" (М., 1881). E. Голубинский, разбор соч. Жмакина в "Отчете о XXV присуждении Уваровских наград".В. Боцяновский..
Дополнительный поиск Иосиф Волоцкий
На нашем сайте Вы найдете значение "Иосиф Волоцкий" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иосиф Волоцкий, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 14 символа