Иудействующие

133

Секты, стремящиеся к отожествлению христианства с иудейством. В состав первых христианских общин входили исключительно христиане иудейского происхождения (иудео-христиане), которые от остальных иудеев отличались лишь верою в мессианство Иисуса Христа. А так как они царство Мессии считали предназначенным для одного лишь Израиля, то они строго придерживались и религиозных постановлений Моисеева закона. Когда же говорившие по-гречески иудеи распространили евангелие среди своих соплеменников, то в греч. Городах к христианам вскоре присоединились прозелиты (см.) из язычников, положение которых первоначально определялось по закону Моисееву. Апостол Павел, образовав в Сирии, Киликии и друг. Местах общины, состоявшие исключительно из обращенных язычников, провозгласил равенство и иудеев, и язычников в царстве Мессии и необязательность закона сначала для христиан из язычников, а затем и для всех верующих, без различия происхождения.

Эта проповедь апостола Павла вызвала споры между христианами из иудеев и христианами из язычников, не прекратившиеся и после Иерусалимского собора (см. Соотв. Статью). Иудеи-христиане, вытесненные из внепалестинских общин. Утвердились в Иерусалиме и Палестине. По смерти Симеона праведного, своим авторитетом поддерживавшего мир в иерусалимской церкви, в ней произошел, в начале II ст., раскол. Упорные, называвшиеся евионитами (см. Соотв. Статью), утверждали абсолютную обязательность Моисеева закона и для христиан из язычников, умеренные же, известные под именем назореев (имя это носили все христиане из иудеев), только христиан из иудеев считали обязанными соблюдать его. Этому основному разногласию соответствовала и христология этих двух сект.

Евиениты, хотя признавали Иисуса Христом, считали его простым человеком, сыном Иосифа и Марии, который только при крещении был посвящен в Мессию и наделен божественными силами. Назореи видели в Нем Сына Божия от вечности и верили в зачатие его от Святого Духа. Из смешения ессеизма с христианством произошла около этого времени (от некоего Елкая) секта елкезаитов, у которых иудейский элемент соприкасался с гностическим. Они учили о повторяемости крещения для прощения грехов, с призыванием во свидетели стихий, и утверждали продолжающееся воплощение Сына Божия. Когда после победы римлян над Бар-Кохбой (135) иудеям воспрещено было вступать в Иерусалим, большая часть назореев соединилась в Иерусалиме с христианами из язычников в одну церковь, которая избрала себе епископа от необрезания (έξ ΄ακροβυστίας) — Марка, евиониты же соединились с елкезаитами и выработали систему, от которой сохранился памятник в так назыв.

Клементинах (см.). Позднейшие учителя церкви упоминают о И. Лишь случайно и вообще склонны рассматривать их скорее как заблудшихся братьев, нежели как еретиков. Евсевий, напр., называет их обольщенными, но не оторванными от Господа. Только Епифаний впервые вносит их в список еретиков. Во время Епифания († 403) в пограничных странах Палестины существовали еще синагоги евионитов. Он встречал также и разрозненных елкезаитов. В V ст. Все они, по-видимому, вымерли. В IV — V стол. Иудейский элемент выступает и в других сектах. Таковы гипсистарии (см. Соотв. Статью) в Каппадокии, небожители (coelicolae) в Африке, против которых император Гонорий издал два эдикта. Вновь появляются И. Уже в восточной Европе, сначала в Болгарии в XIII веке, при царе Иоанне-Александре (см.), затем в Новгороде, во второй половине XV в.

Но в России, как раньше и в Болгарии, секта эта, по-видимому, тогда же была совершенно искоренена (см. Жидовствующие). В 1738 г. Состоялась резолюция имп. Анны Иоанновны (П. С. З. № 7612) "о сожжении флота капитан-лейтенанта Возницына, за отпадение от христианской веры, и жида Боруха, за совращение оного капитана в жидовский закон". В этой резолюции говорится и о "совращении Борухом, с прочими жидами, в Смоленске простого народа и построении им жидовской школы". В первой же половине XVIII в. Св. Дмитрию Ростовскому известны были И. На Дону, которых он называл щельниками, их смешивали с молоканами, называли также селезневцами и иконоборцами. Затем в 1811 г. Во многих местностях неожиданно обнаружены были жидовствующие (см.

Соотв. Статью), причем сектанты Каширского уезда Тульской губ. Заявили, что веру свою "исповедуют издревле". Ересь эта в первой четверти XIX ст. Была обнаружена в губ. Московской, Тульской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской, Астраханской, Ставропольской и Воронежской, и в одной последней сектантов официально считалось 3771 человек (по данным 1889 г. Число это уменьшилось до 930, именно. В Бобровском уезде 176 мужчин и 172 женщ., в Павловском 297 мужчин и 285 женщ.). После суровых мероприятий 1825 г. Сектанты из центральных губерний переходят на окраины. Несколько десятков семейств поселены были в губ. Иркутской, Енисейской и Тобольской. В 1840 г. В станице Александровой, близ Пятигорска, их оказывается 775 мужч.

И 720 женщ., зачисленных в казаки. Около этого же времени они жили в Кизляре, на Тереке и в др. Пунктах сев. Предгорий Кавказа. В 1830—1840-х гг. Начинается массовое переселение их в Закавказье. В настоящее время они встречаются там во многих городах и селениях, в числе от 1 — 2 до 325 семей. Всего больше их в с. Привольном, Ленкоранского уезда, куда сектанты переселились из Кизляра (сведения относятся к 1867 г.). Из губ. Европ. России И., кроме Воронежской и Тамбовской губ., в большом количестве встречаются в Балашевском у. Саратовской губ. По официальным данным конца 1880-х гг. Всех И. В России считается 3173 д. Обоего пола. Из отрывочных данных, имеющихся в литературе о вероучении И. (данные эти собраны в ст. Н. Астырева в "Сев. Вестнике" 1891 г.

№ 6), можно заключить, что они распадаются на две фракции. На геров (древнеевр. Слово, значит пришелец, обращенный) и субботников. Первые совершенно отрешились от христианства, изучают древнееврейский язык, на нем молятся, признают талмуд, во всем хотят быть похожими на коренных евреев и вместе с ними верят, что ожидаемый Мессия будет земным царем. Вторые также соблюдают все еврейские обряды (в том числе и обрезание), но молитвы читают в русском переводе и признают Новый Завет, ставя его, ниже Ветхого. Св. Троицы субботники не признают, Иисуса Христа считают пророком, но не воплотившимся сыном Божиим. Ожидают Мессию, но это будет великий философ, нравоучитель, который водворит на земле царство духа, разума и свободы.

По имеющимся в литературе сообщениям, И. Трудолюбивы, занимаются преимущественно земледелием, пьянства и разврата не знают. Очень привержены к чтению, приветливы, гостеприимны. Охотно оказывают помощь как своим одноверцам, так и православным. По отношению к последним ведут себя сдержанно и уступчиво. От участия в мирских повинностях не уклоняются. В 1844 г. Из баптистской секты адвентистов (см. Соотв. Статью) выделилась в Северной Америке фракция субботников, которые признают св. Троицу и проповедуют строгую умеренность. Ср. О ней Dresbach, "Prot. Sekten der Gegenwart" (1888)..

Значения в других словарях
Иудейские монеты

См. Еврейские монеты.. ..

Иудейское царство

Название южной половины еврейской монархии после распадения ее, по смерти Соломона, на два самостоятельных царства — Иудейское и Израильское. Первым царем его был сын Соломона, Ровоам, при котором и состоялось разделение. Народ северных колен, недовольный тяжелыми налогами, которых не хотел облегчить Ровоам, отложился от дома Давидова, так что за ним осталось только два колена — Иудино и Вениаминово. Но в Иудином колене сосредоточивалась вся историческая слава народа, с его столицей и общенародн..

Иудея

Южная часть Палестины, получившая свое название от колена Иудина, которому она досталась в удел при разделе Земли Обетованной по завоевании ее Иисусом Навином. Понятие И. Иногда, особенно после плена вавилонского, расширялось до объема всей Палестины, как страны, населенной иудеями. Понимаемая в тесном смысле, она составляла во времена И. Христа только четвертую часть всей страны (Иудея, Самария, Галилея и Заиорданье). См. Палестина.А. Л.. ..

Иудино дерево

"муза-агач" по-татарски — см. Багрянник и Бобовые (отд. Цезальпиниевые).. ..

Иудействующие

Русская рационалистич. Секта, возникшая во 2-й половине XV в. В Новгороде.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Дополнительный поиск Иудействующие Иудействующие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иудействующие" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иудействующие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 13 символа