Каннибализм

87

Или антропофагия, людоедство. Название "каннибалы" произошло от "Каниба" — имени, которым называли Колумбу жители Багамских островов обитателей Гаити, страшных будто бы людоедов. Впоследствии название "каннибал" стало равнозначительным антропофагу, хотя, по Геррера, "canibal" значило собственно "храбрый". О племенах людоедов упоминают уже многие писатели древности и путешественники средних веков. У них же встречаются указания на случаи людоедства и у культурных народов, вызванные голодом. В новые времена (с XVI в.) К. Был найден и описан у многих народов, во всех частях света (кроме Европы). Достоверно известно, что он практикуется местами и теперь, особенно во внутренней Африке, в Меланезии, на некоторых о-вах Малайского архипелага, в Австралии, во внутренних частях Бразилии, у некоторых народов сев.-зап.

Америки. Еще в начале нынешнего и в конце прошлого века К. Был распространен и на многих группах о-вов Полинезии, у многих североамериканских индейцев и эскимосов, в Южн. Африке и т. Д. В мифах, преданиях, языке, верованиях, обычаях имеются указания и на то, что К. Не был чужд и предкам культурных народов. Следы его можно констатировать в мифологии греков, в преданиях и сказках немцев и славян и т. Д. Некоторые исследователи предполагают даже, что людоедство характеризует собой одну из стадий развития — род болезни, через которую должно было пройти все человечество, все племена в известный, более или менее отдаленный период их жизни. Такое предположение невозможно доказать. Доисторическая археология не дает ему достаточных подтверждений.

Правда, были замечены как будто некоторые следы людоедства в отложениях каменного века (пещерах) Бельгии, Италии, Франции, даже в некоторых древних могилах или курганах. Но, во-первых, следы эти очень редки, недостаточно явственны и некоторыми признаются совершенно неубедительными, а во-вторых, известно много пещер и мест погребения, давших обильные остатки каменного века, в том числе и остатки человеческой трапезы, расколотые и иногда обглоданные кости различных животных — но между ними не было найдено ни одной подвергшейся подобному же раскалыванию или огладыванию кости человека. Не подлежит, однако, сомнению, что К. Прежде был распространен гораздо шире, чем теперь, и что следы употребления человеческого мяса в смысле непосредственного питания им или в религиозных, суеверных и символических целях могут быть констатированы у многих народов.

Вопрос о причинах, вызвавших людоедство, не разъяснен вполне и по настоящее время. Они могли быть различны — то чисто физические, именно голод, то психические, соединенные с известными представлениями. С другой стороны, однажды войдя в употребление, людоедство могло поддерживаться и даже получить более широкое распространение вследствие удовольствия, вызываемого этим способом питания. Голод, недостаток в дичи и вообще в мясе — вот, по-видимому, побудительные поводы к людоедству у пешересов Огненной Земли, у жителей некоторых о-вов Полинезии, в Бразилии, хотя и тут мы знаем народы, питающиеся исключительно растительной пищей. Местами в известное время года население (напр. Первобытные дикари Австралии) вынуждено вообще голодать, и тогда, в особенности если далекие поиски за дичью приводят его к столкновению с другим племенем, павшие и взятые в плен враги легко могут быть употреблены в пищу.

Затем, одним из наиболее первобытных мотивов К. Должна быть признана ярость, инстинктивное желание уничтожить врага в буквальном смысле этого слова. Примеры такой ярости представляет и история культурных народов, когда разъяренная толпа, убив ненавидимого ею человека, терзала его на части, пожирала его сердце, легкие и т. Д. Среди дикарей такие случаи были констатированы в разных странах и в различные эпохи. Слепая ярость осмысливается впоследствии представлением, что съедением врага последний совершенно уничтожается или что его дух переходит в дух его победителя, дает ему новую силу и храбрость. Вследствие этого съедаются преимущественно известные части тела. Глаза, сердце, печень, мозг, или пьется кровь и т.

Д., в которых особенно предполагается жизненная или одушевляющая тело сила. У некоторых народов убивались и съедались старики, чтобы душа их не умерла вместе с телом путем постепенной дряхлости, а продолжала бы жить в их потомках и сородичах. Первобытный человек не мог дойти до представления о вечности. Боги должны были умирать, как и люди. Даже в Греции показывались могилы Зевса, Дионисия, Афродиты и т. Д. Поэтому воплощенный бог или жрец его, а также царь у некоторых народов убивались, дабы их души могли перейти еще в полной силе в души других смертных. Впоследствии вместо царя или бога в жертву стали приноситься другие лица. У семитов в важных случаях приносился иногда в жертву для блага народа царский сын.

Обычай принесения в жертву первенцев существовал у многих народов. В таинствах Митры приносился в жертву мальчик, тело которого съедалось потом всеми присутствовавшими. У ацтеков Мексики также был религиозный обычай съедания бога, который чествовался в течение года в образе красивого юноши. Позже съедание бога заменяется съеданием посвященного ему животного или хлеба, которому придается иногда человекообразная форма (как и теперь еще кое-где в Европе после жатвы, из первого обмолоченного хлеба). У многих дикарей людоедство заключает в себе нечто религиозное, таинственное и совершается ночью, при участии жрецов или шаманов и т. Д. У других диких и варварских народов оно превращается просто в обжорство, для удовлетворения которого предпринимаются набеги на соседние племена с целью захвата пленных.

Такие племена каннибалов часто в культурном отношении стоят выше их окружающих, напр. Монбутту тропической Восточной Африки или жители о-вов Фиджи. Когда путешественник Швейнфурт гостил у короля монбутту, людоедство всячески скрывалось от европейца, так как королю было известно, что белые относятся к этому обычаю с отвращением. В настоящее время людоедство в больших размерах существует только во внутренней Африке и кое-где в Меланезии, преимущественно, следовательно, у темнокожих и курчавоволосых племен. Надо думать, что в скором времени, с распространением европейских колоний, людоедство окончательно исчезнет, и от него останутся только следы — в народных мифах, преданиях и верованиях. Ср. Andree, "Die Authropophagie" (Л., 1887).

Воеводский, "К. В греческих мифах" (СПб., 1874). Schaffhausen в "Archiv fur Anthropologie" (т. IV). Bergemann, "Die Verbreitung der Anthropophagie" (1893). Frazer, "The Golden Rough. A study in comparative Religion" (Л., 1890), а также многие путешествия и общие этнологические сочинения Леббока, Тэйлора, Летурно, Бастиана и др.Д. А..

Значения в других словарях
Каннелюры

Или ложки (архит.) — желобки, выдолбленные на стержне колонны, идущие по его длине и представляющие в своем разрезе либо сегмент круга (дорическ. Ордер), либо полное полукружие (ионическ. И коринфск. Ордера). В средние века и в эпоху Возрождения К. Иногда заполнялись — на всем своем протяжении или только в нижней части — выпуклым валиком или же снабжались лиственным украшением, а также шли по колонне не в виде прямых вертикальных углублений, но в виде спиралей и зигзагов, обвивающих стержень. См..

Канненберг

Лука (Kannenberg, 1648-1690) — лифлянд. Деятель, пастор, написал. "Disp. De pontifice maximo Hebraeorum" и "Disp. Theol. De polygamia" (Виттенберг, 1675).. ..

Каннинг гавань

(Canning-Harbour), или Mymла,. ..

Каннинг Джордж

(Canning) — английский государственный деятель, род. 11 апр. 1770 г., ум. 8 авг. 1827 г. Отец его, сын ирландского землевладельца, своей женитьбой на бедной ирландке, родственнице Шеридана, возбудил против себя недовольство своих родных, так что когда он умер, через год после рождения сына, последний остался на руках матери, не имевшей никаких средств. Ради заработка мать К. Поступила на сцену и вскоре вышла замуж за актера. Судьбою мальчика заинтересовался дядя его, богатый банкир Стратфорд К.,..

Дополнительный поиск Каннибализм Каннибализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Каннибализм" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каннибализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 11 символа