Карматы
Крупная ветвь религиозно-политической секты исмаилитов (см.), перенесшая центр своей деятельности из Сирии в Персию. В 887 г. Ахмед, сын ибн-Меймуна Каддаха (см. Исмаилиты), послал в Иран даыя Хосейна эль-Эхвази, и он обратил в исмаилизм погонщика Хемдана по прозвищу "Кар мат", т. Е. "уродливый". По происхождению Хемдан принадлежал к презираемому племени севадских набатейцев, состоявшему из крестьян и рабов. Возвратившись к своим землякам, он ловко и деятельно стал проводить среди них учение о грядущем избавителе, установил коммунизм (касавшийся и жен), внушил, что обряды и всякие внешние религиозные предписания — излишни, и провозгласил, что исмаилитам Бог разрешает безнаказанно грабить имущество и проливать кровь своих противников мусульман.
К. Очень скоро разрослись в целое хищническое государство. Сам Хемдан К. Верил, что он действует в пользу алидов, а не каддахов. Убедившись в противном, он отрекся от доктрины и исчез куда-то бесследно. Но дело, начатое им, не остановилось. К секте присоединялись во множестве пролетарии и вообще люди, недовольные социальными порядками. В 890 г. Карматы основали в своем Иракском Севаде крепость Дароль-хиджре. Оттуда в 899-901 гг. Они благодаря даыю Абу-Саиду распространились в Бахрейне, где население также состояло из пролетариев и людей презираемых. Халифы чувствовали себя бессильными перед К., в течение 3/4 века являющимися бичом Аравии, Сирии, Ирака и Персии. Они грабят, уводят жителей в неволю, налагают окупы и внушают панический страх.
В 930 г. Сын Абу-Саида, Абу-Тâгир, давно уже не дававший проезда пилигримам в Мекку и действовавший по приказаниям фатымида Обейдоллаха, решил окончательно уничтожить хадж (см.). Внезапно напав на Мекку, он произвел страшную резню и похитил "Черный камень" (см. Кааба). Только в 939 г. Святыня за огромный выкуп возвращена была мохаммеданам. В 969 г. К порвали связь с Фатымидской династией, и с того времени их неслыханное могущество стало падать. Вместо них выдвигаются ассасины (см.). К. Бахрейнские стояли к исламу ближе, чем севадские. Принципиально они не отвергали Корана, а объясняли его иносказательно (отсюда их прозвище "батынии", т. Е. Аллегористы). Литература предмета указана в статье Исмаилиты. Сверх того, важное значение имеют статьи М.
Дефремери о батыниях, разбросанные в "Journal Asiatique" (40-е и 50-е года).Л. Крымский..
Дополнительный поиск Карматы
На нашем сайте Вы найдете значение "Карматы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Карматы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 7 символа