Катон Старший

69

(M. Porcius Cato), обыкновенно называемый в отличие от К., современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также у римских писателей Цензором (Censorius, Censor) — представляет собой одну из наиболее крупных фигур Древнего Рима и как государственный деятель, и как писатель. Происходя из плебейского рода Порциев, родоначальник которого, вероятно, занимался разведением свиней (porcus), К. Старший род. В 234 г до Р. Хр. (520 от осн. Рима) в Тускуле и провел свою юность частью в сабинском имении, занимаясь сельским хозяйством, частью в походах, частью выступая на римском форуме безвозмездным защитником обвиняемых. Уже 17 лет от роду он, сражаясь с Ганнибалом, имел, по словам Плутарха, множество ран. В 204 г., получив квестуру, отправился с П.

Сципионом, позже прозванным Африканским, в Сицилию, а в следующем году переправился с ним в Африку, занимаясь прикрытием транспортных судов при этой переправе. В 199 г. Он получил должность эдила, в 198 г. — претора, причем для управления ему досталась провинция Сардиния. В 195 г., несмотря на строгое преследование им в качестве претора ростовщиков, которые были прогнаны им с о-ва Сардинии, он был избран в консулы вместе с своим земляком и покровителем Л. Валерием Флакком. Усилия его в качестве консула помешать отмене Оппиева закона против роскоши остались без успеха. Получив в проконсульское управление ближнюю (Citerior) Испанию, он одержал там немало побед, за что по возвращении в Рим был награжден триумфом.

Он говорил, что завоевал в Испании больше городов, чем сколько пробыл там дней. В 191 г. Он принял в качестве легата Ман. Ацилия Глабриона участие в войне с Антиохом и разбил его войско при Фермопилах. Возвратившись в Рим, он стал принимать деятельное участие в заседаниях сената, в народных собраниях и в судебных делах. В сенате он заявил себя особенно противодействием к получению разными полководцами (Минуцием Фермом, Ман. Ацилием Глабрионом, М. Фульвием Нобилиором) триумфов. В 184 г. Он получил, вместе с тем же Л. Валерием Флакком, цензуру. В этой должности он ознаменовал себя необыкновенною строгостью. Исключил семь сенаторов из сената и, между ними, бывшего претора Манилия за то только, что тот днем и в присутствии дочери поцеловал свою жену.

Вычеркнул из списка всадников несколько лиц по маловажным предлогам (одного за толстоту, другого — за шутку во время цензорского смотра). Особенно же ратовал против роскоши, облагая высоким налогом женские украшения и молодых рабов и всюду восставая против нарушения общественных интересов в пользу частных (напр. Против захвата общественной земли при постройках и против злоупотребления общественными водопроводами). И впоследствии он был деятельным защитником всякой меры, направленной против порчи нравов, борясь всеми силами против иноземного (особенно греческого) влияния. Когда в 155 г. Прибыло в Рим афинское посольство с философом Карнеадом во главе и стало заметно действие его на римскую молодежь, К. Всячески старался о том, чтобы скорее спровадить гостей восвояси.

Его борьба против греческой образованности осталась без результата. Но непримиримая вражда к Карфагену, разрушения которого он упорно не переставал требовать до конца жизни (известно его обычное изречение в сенате. "Ceterum censeo Carthaginem esse delendam"), принесла свои плоды, хотя самому К. И не было суждено дожить до осуществления своего желания. Резкость его характера и строгость к людям нажили ему немало врагов. Поэтому, как свидетельствует Плиний Старший, он был 44 раза призываем к суду, но ни разу не был осужден. Умер в 149 г. В римской литературе он имеет значение еще большее, чем в госуд. Жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем в течение всего VI ст.

Рима, с началом которого возникла вообще римская словесность. Красноречие было теснейшим образом связано с политическою и вообще гражданскою жизнью в Риме и потому существовало в Риме с древнейших времен государства. Но только с К. Оно становится искусством, для которого требуется правильная подготовка. Несмотря на свою нелюбовь к грекам, К. Изучил по их книгам теорию красноречия и составил первую римскую риторику. Как этим руководством, так в особенности своими речами, где теория ораторского искусства прилагалась к делу, К. Обнаружил огромное влияние на красноречие своего времени, равно как и на последующих ораторов. После него осталось множество речей, сказанных в сенате, в народных собраниях и в судах. Во времена Цицерона их обращалось в публике более 150, и знаменитый оратор, изучивший их внимательно, говорит (Brut., 17), что в них находятся все достоинства, какие требуются от оратора.

Если этих речей в классический век красноречия уже не читали, то только потому, что этому мешал их устаревший язык. Цицерон сравнивает К., как оратора, с греческим оратором Лисией, находя между ними особенное сходство в остроте, изяществе и краткости. По силе и язвительности, какая иногда проявлялась в речах К., Плутарх (Cat., 4) сравнивает этого патриарха римского красноречия даже с Демосфеном. В пример этой силы и язвительности можно привести сохранившейся у Геллия (см.) отрывок, где, нападая на присвоивших себе общественные деньги полководцев, К. Говорит. "Воры, обокравшие частных лиц, проводят жизнь в острогах и цепях, а общественные воры — в золоте и пурпуре". Как образец искусной постройки речей К. Могут быть указаны сохраненные тем же Геллием (см.) отрывки из речи его в защиту родосцев, которым жадные до наживы сенаторы хотели было под пустым предлогом объявить войну, тогда как здравые политические соображения требовали поддержания мирных отношений с дружественным Риму богатым о-вом.

Отрывки эти приведены в переводе в "Лекциях по истории римской литературы" проф. Модестова (стр. 144-145, изд. 1888). Вообще речи К. До нас не дошли, а сохранившиеся в виде цитат у древних писателей отрывки относятся приблизительно к 93 речам и собраны у Мейера, в его "Oratorum Romanorum fragmenta" (Цюрих, 1872, 2-е изд.). К. Положил начало и римской историографии. Предшествовавшие ему римские историки писали по-гречески. Изданное К. В семи книгах сочинение "Origines" (Начала) — не только первое историческое сочинение на латинском языке, но и необыкновенно важно для знакомства с римскою и вообще с древнеиталийскою историей. Оно было написано по источникам, которыми потом уже мало пользовались римские анналисты и историки.

Тут были приняты во внимание древние фасты, местные летописи разных италийских городов. Это была вообще история насколько возможно документальная, и римские писатели от Корнелия Непота до Сервия единогласно говорят о необыкновенной тщательности автора ее в собрании материалов. Написана она была К. В старости. Хронологически она обнимала шесть столетий (до 603 г. От основания Рима), а название свое, "Начала", получила от того, что в ней две книги (вторая и третья) были посвящены происхождению разных городов Италии. Так, по крайней мере, объясняет это название Корнелий Непот (Cat., 3). Эти две книги, равно как и первая, говорившая о Риме царского периода, были, без сомнения, самыми ценными для римских историков.

От "Начал" до нас также дошли только отрывки, которые лучше всего изданы Герм. Петером в его "Historicorum Romanorum reliquiae" (Лпц., 1870). Речи и историческое сочинение под заглавием "Origines" были наиболее видными продуктами литературной деятельности К. Но, по словам Цицерона (De orat., III, 33), не было ничего, "чего бы не исследовал и не знал и о чем бы потом не писал К.". Он составил своего рода энциклопедию по разным наукам, в форме наставлений, предназначенных для сына его Марка (Praecepta ad filium). В этой энциклопедии находились статьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам, знание которых было полезно доброму гражданину. Ничего из этого сборника до нас не сохранилось, как не сохранились и письма К., собрание изречений знаменитых людей и стихотворная поэма, цитируемая Геллием (см.) и носившая заглавие "Carmen de moribus".

Дошло до нас — хотя, как все заставляет думать, далеко не в подлинном виде — лишь сочинение "О сельском хозяйстве" (De re rustica). В сочинении этом перемешаны без систематического порядка всевозможные правила, относящиеся к земледелию, садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и проч., причем сообщаются и практические наставления, до медицинских рецептов и слов для заговоров включительно. Сочинение "De re rustica", называемое некоторыми "De agricultura", обыкновенно печатается в изданиях сельскохозяйственных римских писателей ("Scriptores rei rusticae") и всего лучше издано Кейлем вместе с сочинением Варрона о том же предмете в 1884 г. (Лпц.). На русском языке есть специальное сочинение Зедергольма.

"О жизни и сочинениях К. Старшего" (М., 1857).В. Модестов..

Значения в других словарях
Катон Валерий

(Valerius Cato) — римский грамматик и поэт, р. Около 90 г. До Р. Хр. Был вольноотпущенником, занимался обучением знатных юношей поэзии. Написал несколько риторических сочинений и поэм, из которых упоминаются разными авторами. "Indignatio", "Lydia", "Diana".. ..

Катон Марк Порций

(обыкновенно называемый Младшим, также Утическим — Cato Uticensis) — правнук К.-цензора, род. В 95 г. До Р. Хр., рано потерял отца и дядю, взявшего его в дом свой, и уже мальчиком выказал твердость характера перед диктатором Суллою. В 72 г. К. Отличился в войне против восставших рабов, в 67 г. Был военным трибуном в Македонии, где беседы с философом Афинодором Кордилионом значительно расширили его образование. В сопровождении Афинодора К. Вернулся в Рим, занимался философиею и судебными речами и..

Катона Иожеф

(Joseph Katona) — венгерский драматург (1792-1830), написал несколько драм, имевших большой успех. "Bánkbán" (1821), "Стефан I, король венгерский" (1813), "Разрушение Иерусалима" и др. См. Р. Gyulai, "J. К. Und seine Tragödie Bankban" (1883).. ..

Катона Стефан

(Katona. 1732-1811) — аббат, венгерский историк. Главные труды его, до сих пор сохранившие свое значение для венгерской историографии. "Synopsis chronologica" (1771, 1775), "Historia critica regum Hungariae" (40 т., 1779-1817), "Orationes" (Пешт, 1813). См. Féjer, "Memoria St.Katonae" (Пешт, 1812), Joan. Nep. Stöjer, "Scriptores Provinciae Austriacae Societatis Jesu" (B. 1856). Ст. Alex. Flegler'a, в "Historische Zeitschrift" Зибеля (т. XVIII, 1867).. ..

Дополнительный поиск Катон Старший Катон Старший

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Катон Старший" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Катон Старший, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 13 символа