Киево-Печерская лавра

94

Находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделенные глубокой, спускающейся до Днепра ложбиной. В XI в. Эта местность была покрыта лесом. Сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Илларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 г. Илларион был выбран митрополитом, и его пещера опустела. В это время в Киев пришел с Афона монах Антоний, уроженец города Любеча. Житье в киевских монастырях пришлось ему не по нраву, и он поселился в пещере Иллариона. Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий, из города Курска. Когда число их возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру.

Эта пещера послужила началом "ближних" пещер, названных так в противоположность прежним, "дальним". С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель все увеличивалось, и Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Была построена церковь на месте нынешнего главного собора (1062). Возникший монастырь получил название Печерского. В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввел в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования.

В 1073 г. Была заложена великая каменная церковь, оконченная и освященная в 1089 г. Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками. Храм этот, хотя и в значительно измененном виде, существует и поныне. В 1096 г. Обитель сильно пострадала от половцев, но скоро вновь отстроилась. С течением времени пристраивались новые церкви. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых. На него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой монастырь, пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен.

Монастырю принадлежало еще село Лесники. Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время великого поста. В XI и XII вв. Из монастыря вышло до 20 епископов, которые все сохраняли большое почтение к родной обители. В 1240 г., во время Батыева нашествия, монастырь был разорен. Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря. В XIV в. Он был уже возобновлен, и великая церковь сделалась усыпальницей многих княжеских и знатных родов. В 1470 г. Киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил великую церковь. В 1483 г. Менгли-Гирей сжег и ограбил монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться. В 1593 г. Ему принадлежали два города — Радомысл и Васильков, до 50 сел и около 15 селищ и деревень в разных местах западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошовыми данями и бобровыми гонами.

С XV в. Монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В 1555-56 гг. Великая церковь опять была обновлена и украшена. В 1596 г. Было решено подчинить монастырь, до тех пор зависевший только от константинопольского патриарха, киевскому униатскому митрополиту. Попытке исполнить это решение монахи, с архимандритом Никифором Туром во главе, оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырем, в 1598 г., была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI в., монастырь получил титул лавры и ставропигию константинопольского патриарха. С этого времени начинается деятельность лавры в защиту православия. При архимандрите Елисее Плетенецком и Зах.

Копыстенском в монастыре заведена была типография и началось печатание богослужебных и полемических книг. Преемник их, Петр Могила, завел здесь училище, которое впоследствии было соединено с училищем братским и послужило началом Киево-могилянской коллегии. Гетман Самойлович обвел лавру земляным валом, а Мазепа — каменной стеной. При Петре Великом укрепления Самойловича были расширены и образовали нынешнюю Печерскую крепость. В 1718 г. Пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 г. Церковь была возобновлена.В состав Печерской лавры теперь входят 6 монастырей. Главный при великой церкви, Больничный, Ближние пещеры, Дальние пещеры, Голосеевская пустынь и Китаевская пустынь. Великая лаврская церковь имеет форму квадрата (21 сажень длины и 201/2 ширины).

Высота ее в стенах 7 саженей, от пола до купола с крестом 22 сажени. 7 куполов ее вызолочены. Древняя церковь XI в. — теперь срединная часть храма, с 3 алтарными полукружиями и средним куполом. Древней фресковой живописи не сохранилось. В этом храме находится и чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию, чудесно полученная греческими художниками в Влахернском храме и принесенная ими в Киев. Здесь же почивают мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св. Михаила и хранится глава св. Равноапостольного князя Владимира. В нише в северо-западном углу церкви — надгробие князя Константина Ив. Острожского. Под алтарем Стефановского придела — усыпальница. В Богословском приделе находится икона Божией Матери, перед которой молился Игорь Олегович во время его убиения в 1147 г.

В средней части храма находится несколько гробниц, между прочим митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдмаршала П. А. Румянцева. Ризница заключает в себе замечательные по древности и ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекцию портретов. На хорах библиотека лавры и ее документы. Прежнее книгохранилище, вероятно, сгорело в 1718 г. К юго-западу от великой церкви находится высочайшая в России лаврская колокольня (46 саженей высоты), с которой открывается великолепный вид верст на 50. Построена она в 1745 г. Вблизи главных лаврских ворот расположен св. Троицкий Больничный монастырь, основанный в XII в. Черниговским князем Николой Святошей. При монастыре больница. Во дворе лавры монашеские кельи образуют три улицы.

При лавре помещается и типография, основанная в 1616 г. Ближние и Дальние пещеры, на берегу Днепра, разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 угодников, в Дальних — 45. При лавре обширная гостиница для богомольцев. Настоятели лавры до середины XIV в. Титуловались игуменами, а иногда архимандритами. В 1688 г. Лавра подчинена московскому патриарху, а ее архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами. В 1786 г. Лавра подчинена киевскому митрополиту, которому присвоен титул ее священноархимандрита. Управляет лаврой наместник, с духовным собором.Ср. Патерик печерский (несколько изд.). Кальнофойский, "Τερατούργημα" (К., 1638). "Краткое историческое описание Киево-Печерской лавры" (К., 1795, и еще несколько изд.).

"Описание Киево-Печерской лавры", сочинение Евгения Болховитинова (К., 1831 и др. Изд.). П. Л.(ебединцев), "Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии" ("Киевская Старина", 1886, V-VIII, X, XI, и отдельно).Е. К..

Значения в других словарях
Киево-Воронежская железная дорога

В 1866 г. Была дана концессия на постройку железной дороги от Курска до Киева. В 1891 г. Разрешена постройка Курско-Воронежской линии, причем железная дорога переименована в Киево-Воронежскую. В том же году разрешены прокладка второго пути от Курска до Киева и постройка узкоколейных подъездных путей. От станции Коренева до города Рыльска (22 версты), от ст. Коренева до города Суджи (37 верст), от станции Конотоп до села Пироговка (92 версты), от станции Круты до города Чернигова (75 верст), от с..

Киево-Петропавловский монастырь

В 1640 г. Доминиканцы выстроили в Киеве на Подоле монастырь св. Николая, который был ограблен и разорен казаками в 1649 г. После присоединения Киева к России здание монастыря было отдано в распоряжение ректора братских школ, но монастырь лежал в развалинах, где завели даже кабак. В 1691 г. Царской грамотой дозволено было митрополиту Варлааму Ясинскому возобновить монастырь, с переименованием его в Петропавловский и с припиской к митрополичьей Софийской кафедре. Бедственное положение монастыря ул..

Киево-Пустынно-Николаевский монастырь

В середине XI в. В Киеве существовал женский Николаевский монастырь, в котором постриглась мать Феодосия Печерского. Где именно находился этот монастырь — неизвестно. О Пустынно-Николаевском монастыре на Аскольдовой могиле впервые упоминается в послесловии к Евангелию 1411 г. И в отказной 1427 г. С этого времени идет ряд актов на имущества, приобретаемые монастырем по королевским грамотам, завещаниям или путем покупки. К концу XVI в. Монастырь владел уже обширными угодьями. Во время унии он силь..

Киево-Слупский-Николаевский монастырь

В конце XVII в. На поле против Пустынно-Николаевского монастыря стоял каменный столб (слуп) с образом св. Николая. Название Слупа перешло и на построенную здесь около 1715 г. Церковь. В 1831 г. Сюда переведен штат Пустынно-Николаевского монастыря. С 1841 г. Монастырь считается во 2 классе. Пребывание епископа уманского, викария киевской епархии.E. К.. ..

Дополнительный поиск Киево-Печерская лавра Киево-Печерская лавра

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Киево-Печерская лавра" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киево-Печерская лавра, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 21 символа