Киренаики
Философская школа неполных сократиков, получившая свое название от Кирены — родины Аристиппа (см.), основателя школы. Кроме Аристиппа, ученика Сократа, и софистов, к составу школы принадлежали. Аретэ, дочь Аристиппа, Аристипп младший, внук основателя школы, Антипатр, Феодор, Гегезий и Анникерес. К., подобно киникам, поняли учение Сократа односторонне. В этике и осуществлении ее в жизни они видят цель философии, а цель жизни — в наслаждении, которое является безусловным благом. Теория должна только служить для обоснования этой точки зрения. Все наши восприятия сводятся к ощущениям, которые имеют субъективный характер. Только относительно ощущений мы не ошибаемся, о предметах же мы знать ничего не можем — следовательно, цель жизни не может заключаться в теории, а должна состоять в достижении того, что, по нашему ощущению, нам наиболее ценно.
Всякое ощущение есть только движение. Медленное движение приятно, быстрое движение неприятно. Состояние покоя соответствует состоянию безразличия. Благо есть наслаждение, т. Е. То, что нам приятно. Всякое наслаждение моментально и ограничено настоящим временем. Будущее и прошлое не в нашей власти. Искусство жить состоит в уменье наслаждаться моментом. Все наслаждения качественно равны и различаются только по степени. Предпочитать следует более сильные наслаждения. Хотя, вообще говоря, наслаждение есть благо, а страдание — зло, но при выборе того или другого действия нужно принимать в расчет и следствия, т. Е. Нужно слушать веления разума. Поэтому-то К. Настаивали на образовании, на изучении философии, в которой они видят условие счастья.
Анекдоты, сообщаемые об Аристиппе Диогеном Лаэртийским, показывают, что он умел приложить к жизни свое правило. Разумное наслаждение есть большое искусство, чем (циническое) отречение. Сократический момент этого учения состоит в том, что наслаждением следует пользоваться, но не следует ему покоряться. В жизни Аристиппа нетрудно подметить свободу духа, равнодушие ко всему внешнему, которыми отличался Сократ. Интересна критика эвдемонизма, которая находится в развитии самого эвдемонистического принципа. Феодор вывел крайние следствия из учения Аристиппа, высказав, что нет ничего недозволенного при известных условиях. Дружба — пустое слово, самопожертвование нелепо. Но в то же время Феодор совершенно правильно заметил, что наслаждение не в нашей власти и что, сделав наслаждение целью жизни, мы лишаем ее всякого смысла.
Поэтому, по мнению Феодора, следует стремиться не к отдельным моментам наслаждения, а к ровному состоянию души в течение всей жизни. Благо состоит в веселом настроении, зло — в грустном. Первое возникает из разумного понимания, второе — из глупости. Гегезий, прозванный "πεισιθανατος" (увещевающий умереть), довел эвдемонизм до пессимизма (см. Гегезий).Э. Радлов..
Дополнительный поиск Киренаики
На нашем сайте Вы найдете значение "Киренаики" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киренаики, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 9 символа