Коммуны

84

(communes) — в средние века, во Франции, самоуправляющиеся городские общины. Еще во времена римлян городская жизнь в Галлии была сильно развита. Страна была усеяна римскими муниципиями, богатыми и оживленными, пользовавшимися значительной долей самоуправления. В эпоху завоевания Галлии варварами в ней насчитывалось более ста civitates (более или менее значительных городских центров), не считая мелких castra (укрепленных лагерей). Затем галльские города приходят в полный упадок. С появлением варваров происходит отлив населения, не исключая и высших классов, в села и деревни. Рядом с падением материального благосостояния городского населения шло и ухудшение его юридического и социального положения. Оно должно было подчиниться тем же условиям, которые мало-помалу привели весь мелкий люд средневекового государства в зависимость от крупных землевладельцев.

К концу Х века во французских городах почти не оставалось свободных людей. Почти все они слились с деревенским населением в одну общую массу бесправных сервов, над которыми тяготел произвол феодального владельца. В большинстве городов феодальным сеньором оказался епископ. Стремление выйти из этого бесправного положения начинается очень рано. По мере того, как оживлялась торговля, поднимались промыслы и ремесла, горожане стали представлять все более и более крупную экономическую силу. Для борьбы с феодалами у них оказалась и некоторая организация. Еще задолго до начала этой борьбы среди городского населения стали возникать общества ремесленников, торговые корпорации, благотворительные братства для взаимной помощи и поддержки.

Так как многие города были поделены между несколькими феодальными владельцами, права и отношения которых часто сталкивались и перепутывались между собой, то нередко случалось, что горожане, ведя борьбу с одним из феодальных баронов, находили помощь в другом. Иногда такую поддержку им оказывал сам король (например, Людовики VI и VII. В их царствование городское движение, начавшееся в середине XI в., приняло уже весьма серьезные размеры). Наконец, и деньгами смягчалось упорство феодала. Деньгами же могла быть куплена помощь могущественного союзника, до короля включительно. Борьба горожан с их сеньорами была чрезвычайно упорна и велась с переменным счастьем в течение столетий. Восстание обыкновенно начиналось объявлением в данном городе К.

Это же название служило лозунгом восставших. С криками "коммуна, коммуна!" граждане брались за оружие против своих притеснителей. В случае успеха борьбы К. Устанавливалась законно, на основании договора между гражданами и сеньором. Последний давал коммунальную хартию, т. Е. Грамоту, в которой прежде всего подтверждал установление К. И точно определялись отношения между К. И сеньором. Иногда хартия заключала в себе некоторые пункты, касающиеся устройства будущей К. Для большей верности хартия обыкновенно подтверждалась сюзереном феодального владельца, иногда самим королем (последнее с течением времени превратилось в правило). Так как город, получивший коммунальную хартию, тем самым освобождался от власти своего бывшего сеньора, а центральная государственная власть в средние века была крайне слаба, то он естественно становился более или менее самостоятельным общественным и политическим организмом, входя, таким образом, в круг маленьких государств, из которых, в сущности, и состояло средневековое королевство.

К. Приравнивалась к феодальной баронии, представляя собой коллективную сеньорию. Подобно феодалу, К. Имела своего сюзерена, которому приносила hommage (присягу в верности), отбывала военную службу и оказывала помощь в 4-х определенных феодальным правом случаях. С другой стороны, К. Могла иметь своих вассалов. Как и барон, К. Имела свое войско (милицию) и пользовалась правом частной войны. Она могла заключать союзы с другими К. И феодалами. Известен даже случай, когда город Арль отправил 12 представителей, чтобы заключить "союз, дружбу и общение" с Людовиком VIII, королем Франции. Во внутренней жизни К. Пользовалась полной самостоятельностью. Члены ее выбирали коммунальное правительство. Мэра (в других местах — синдиков, консулов.

Их было обыкновенно от 2 до 6, редко больше), членов совета (jurés, paires, échevins) и др. Магистратов. Мэр и эшевены собирали с жителей подати и пошлины и налагали на них повинности, судили их и наказывали, наблюдали за порядком и издавали обязательные распоряжения. В важных случаях созывалась вся К., звоном вечевого колокола с городской башни (beffroí). Членами К. Были иногда все жители города, иногда только домовладельцы. В одних городах к К. Принадлежали только горожане, в других (на юге Франции) — также жившие в городе рыцари и духовные лица. В некоторых местах в К. Не принимались крепостные (сервы), незаконнорожденные, запутавшиеся в долгах, иногда даже весь класс рабочих. Вообще демократизм средневековых K.

Нужно понимать с большими оговорками и ограничениями. Впоследствии в них все больше и больше обозначалась рознь богатого класса и простого народа, а к концу средних веков некоторые К. Превратились в настоящие олигархии. К. Имела право принимать новых членов (за известный взнос), а также исключать из своей среды преступников, вообще опороченных и т. Д. Всей совокупностью перечисленных прав пользовались не все города, называвшиеся К. Такими республиками были лишь крупные богатые центры, преимущественно на юге Франции, как например Арль, Марсель, Тулуза. Самостоятельность других К. Была в большей или меньшей степени стеснена или непосредственным сеньором или, еще чаще, главным сюзереном данной местности. Императором германским, королем Франции или Англии.

Многим К., как и большинству мелких феодалов, не хватало фактического могущества, чтобы осуществлять свои верховные права. Наибольшей независимостью пользовались южные города, затем К. Северной и северо-восточной Франции. В последнем ряду стоят западные К. И вообще те, в которых было распространено так называемое "руанское право" (Etablissements de Rouen). В них сюзерену принадлежали большая часть доходов, важнейшие судебные дела и верховный надзор за городским управлением.Могучий толчок к освобождению городского населения от феодального произвола был дан революционным движением в отдельных городах Франции с XI в. Но это был не единственный путь. Рядом с этим стал развиваться другой, мирный процесс, приведший к той же цели.

Собственная выгода часто подсказывала феодалу, что лучше отказаться от произвола, который, парализуя развитие промыслов и торговли, подрывал благосостояние горожан. Многие феодальные владельцы добровольно давали грамоту, по которой повинности горожан устанавливались в раз и навсегда определенном размере, а во внутренних делах им предоставлялась большая или меньшая степень свободы. Такой город не становился коммуной, но получал все-таки прочное, обеспеченное существование, дававшее ему возможность богатеть и усиливаться. Постепенно откупаясь от отдельных повинностей и приобретая за деньги разные вольности, льготы и привилегии, он мало-помалу приближался к положению К. Таких villes de bourgeoisie было особенно много в доменах короля и других крупных феодальных владетелей.

К этому разряду городов принадлежали, между прочим, Париж и Орлеан. Наконец, третьим разрядом свободных городов были слободы (villes neuves), при учреждении которых феодал, в видах привлечения населения, предоставлял будущим жителям города разные льготы. Среди последних главное место занимали точно определенный размер и характер повинностей и самоуправление. Из всех форм городской свободы К. Оказалась наименее долговечной. Сложившись в эпоху распадения общества на отдельные обособленные друг от друга группы, раздробления территорий на маленькие, лишь слабо связанные между собой миры, в эпоху, когда не существовало еще ни государства, ни страны, ни нации в нашем смысле слова, К., естественно, приняли чисто средневековую форму, организовались в виде самостоятельных городских республик, маленьких государств в государстве.

Но зато они и могли существовать только до тех пор, пока был в силе средневековый феодальный строй. Вместе с ним отжили свой век и К. Та же могучая централизующая сила, которая уничтожила верховные права феодальных баронов и независимость духовенства, подчинила себе К. Не успела эта форма городской свободы развиться и окрепнуть, как королевская власть дала ей себя почувствовать. Уже при Филиппе-Августе (1180-1223) легисты провозгласили принцип, что все К., в чьих бы владениях они ни находились, делаются королевскими городами и зависят непосредственно от короля, — и этот принцип не замедлил войти в жизнь при преемниках Филиппа II. Они ограничивали юрисдикцию К., принимали в парламент апелляции на решения коммунального суда, подчиняли себе коммунальную милицию, присваивали надзор за управлением магистратов, вмешивались в выборы должностных лиц.

Непокорные города наказывались штрафами или даже отнятием коммунальной хартии, которую потом приходилось покупать снова. Сумма штрафов и выкупов достигала иногда громадных размеров. Это еще более расстраивало городские финансы, и без того обыкновенно находившиеся в плачевном состоянии вследствие дурного и даже недобросовестного управления. Неурядицы в денежных делах, в свою очередь, давали лишний повод вмешиваться королевской власти. При Людовике Святом королевская счетная палата присвоила себе контроль над финансами в К. Многие города, подавленные массой долгов и доведенные до полного банкротства, принуждены были ликвидировать свои дела и отдаться в полное распоряжение короля. Не менее удобный повод для вмешательства представляли и внутренние раздоры, борьба партий, злоупотребления олигархического правительства во многих К., угнетенное положение низших слоев городского населения.

В результате, при вступлении на престол Филиппа Валуа (в 1328 г.), во Франции уже оставалось немного К., а те, которые еще носили это название, в сущности уже перестали быть К — т. Е. Самостоятельными городскими республиками. Таким образом, К. Просуществовали недолго. Но с ними исчезла лишь своеобразная средневековая форма свободы горожан. Существеннейшие результаты городского движения во Франции остались. Масса городского населения навсегда освободилась от гнета феодалов и развилась в крупную общественную силу. Рядом с двумя средневековыми сословиями, феодальной аристократией и духовенством, стало третье, буржуазия, которая сыграла впоследствии такую громадную роль в исторических судьбах Франции.Ср. Luchaire, "Los communes françaises sous les Capétiens directs".

Aug. Thierry, "Lettres sur l'histoire de France". Guizot, "Histoire de la civilisation en France" (4-й т.). Смирнов, "К. Средневековой Франции".С. Моравский..

Значения в других словарях
Коммунизм

Словом К. Обозначают. Во-первых, такой общественный порядок, при котором в сфере имущественных отношений отсутствует частная собственность (всякая или только на недвижимость), а в сфере отношений семейных место брака занимает беспорядочное половое сожительство, и, во-вторых, те религиозные, нравственные и экономические учения, которые, отвергая пользу и справедливость частной собственности, требуют, чтобы субъектом всех имущественных прав была община, союз, народ или все человечество и чтобы осн..

Коммуникация

Коммуникационные линии, в военном смысле — пути, соединяющие базу (территориальную полосу в тылу армии, на которой собраны все средства для ведения войны) с местом расположения армии. Путями этими могут быть обыкновенные дороги, судоходные реки, железные дороги. Наиболее удобный и дешевый путь — водяной, но им не всегда возможно пользоваться, вследствие спада вод или их замерзания. При устройстве К. Линии на обыкновенной дороге, ее разделяют на этапы величиной в 1 переход (20-30 верст). В каждом..

Коммутатор

(электрический) [Иногда словом К. Обозначают также коллектор (см.) динамоэлектрической машины.]. Под названием К. Понимают приборы трех родов. 1) приборы, служащие для изменения тока в одной и той же цепи, 2) приборы, служащие для перевода тока из одной цепи в другую, и 3) приборы, служащие для размыкания и замыкания цепи.Приборы, служащие для изменения направления тока в одной и той же цепи, применяются, главным образом, при электрических измерениях и в научных исследованиях над электрическим т..

Коммутация

Угол при Солнце, образуемый линиями, проведенными от центра Солнца к Земле и к какой-нибудь планете. Еще чаще под К. Разумеют проекцию этого угла на плоскость эклиптики, так что если угол К. Равен 0°, то планета находится в противостоянии с Солнцем, если же он равен 180°, то в соединении.В. В. В.. ..

Дополнительный поиск Коммуны Коммуны

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Коммуны" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Коммуны, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа