Ктесия

81

(Κτησίας) — сын Ктесиоха, греческий историк, уроженец дорийского Книда, из рода Асклепиадов, современник Геродота, Гиппократа, Ксенофонта. Писал по-ионийски. Состоял врачом при дворе персидской царицы Парисатиды в течение 17 лет (415-398 г. До Р. Хр.). После сражения при Кунаксе (401) излечил Артаксеркса от раны. Остаток жизни провел в родном городе или в Спарте. Сочинения К. "Персия", "Индия", "О реках", "О горах", "Плавание вокруг Азии". Замечательнейшее из них — "Персия" (Περσικά), в 23 книгах, из которых первые шесть содержали в себе историю Ассирии и Мидии, следующие семь — историю Персии от Кира до смерти Ксеркса, последние десять — дальнейшую историю Персии до 398 г., когда К. Покинул персидский двор. Пребыванием в Сузах К.

Воспользовался для ознакомления с персидским языком, с персидскими источниками, устными и письменными, официальными и частными и сообщил грекам множество сведений о странах дальнего Востока, о персидском царстве и о греко-персидских войнах. Одним из мотивов к составлению "Персии" было, по словам самого автора, желание исправить показания Геродота, которого он часто изобличает во лжи и называет баснописцем. Из перс. Царских летописей (βασιλικαί διφθέραι, άναγραφαί) К. Заимствовал легендарные известия и романические рассказы о древнейших временах Ассирии, объединяемых именами Нина, Семирамиды и Сарданапала. Достоверность этой части "Персии", известной нам из Диодора, весьма невелика. Во многом показания К. Менее благоприятны для варваров, нежели Геродотовские.

Он одинаково с Геродотом говорит о поражениях варваров при Марафоне, Фермопилах, Платеях и Саламине, о бегстве Ксеркса и т. П. Весьма заметно расположение автора к Спарте и ее героям, каковы, например, Леонид, Клеарх. Из афинских военачальников более других прославлены им Мильтиад, Фемистокл, Аристид. Но торжество над варварами изображается как дело всех эллинов, а не одних афинян, на чем настаивает Геродот. Многим известиям К. По истории Персии и греко-персидских отношений должно быть отдано предпочтение перед Геродотовскими. Но К. Еще больше, чем Геродот, склонен был украшать историю занимательными рассказами, хотя бы и самыми неправдоподобными. Большой простор этой своей наклонности дал К. В сочинении об Индии.

Оно же главным образом подавало повод позднейшим критикам — Арриану, Аристотелю, Лукиану, Страбону — к обличительным отзывам о К. Правда, многие рассказы К. Об Индии нашли себе подтверждение в известиях позднейших путешественников. Но рядом с ними есть и самые невероятные сообщения. К. Не довольствуется рассказами о небывалых животных. Он всячески силится уверить читателя, что этих животных он видел сам или говорит о них со слов очевидцев. В Индии К. Не был и писал о ней по рассказам пограничных с Индией персов. "Персия" и "Индия" дошли до нас в так наз. Извлечении патриарха Фотия (biblioth. Cod. 72), а также в изложении и цитатах Диодора (II кн.), Страбона, Афенея, Плутарха (Artaxerxes) и др. Отрывки с объяснениями. "С.

Cnidii operum reliquiae" изд. F. Bähr (Фрейб. 1824) и, в виде дополнения к Геродоту, Дидо (П. 1858). "С., the frr. Of the Persika". Ed. By I. Gilmore (Л. 1888). Fr. Spiegel, "Ausland" (1877).Ф. Мищенко..

Значения в других словарях
Ктеноплана

(Ctenoplana Kowalevskii) — своеобразный морской организм, открытый проф. Коротневым (1886) у Зондских о-вов и потом там же был найден Willey (1896) половозрелый (мужской) экземпляр. Подобно целоплане (см.) это форма связывает ктенофор с турбеллариями. Подобно последним она является ползающей и её кишечник неправильно разветвлен. Но она сохраняет два типичные для ктенофор щупальца и 8 гребней, могущих втягиваться в углубление кожи. Имеется аборальный орган. Половые продукты (в отличие от ктенофор..

Ктенофоры

(Ctenophora) — то же, что гребневики.. ..

Ктипеит

Разность углекислого кальция, встречающаяся в виде круглых радиальнолучистых и концентрически-скорлуповатых горошин (так назыв. "гороховый камень") в отложениях Карлсбадского шпруделя.. ..

Ктистолатры

(κτιστολάτραι) — одна из многочисленных монофизитских партий, выделившаяся в конце эпохи христологических споров. В основе учения К. Лежит теория Юлиана Галикарнасского, утверждавшего, что тело Иисуса Христа нетленно (почему последователи этого учителя назывались άφθαρτοδοκήται). Из партии афтартодокетов выделилась партия К., развивших учение Юлиана в том смысле, что тело Спасителя создано. Название К. Дано было их противниками, актиститами, в насмешку (ктистолатры — почитатели твари).. ..

Дополнительный поиск Ктесия Ктесия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ктесия" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ктесия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа