Кудрявцев Петр Николаевич

104

Профессор московского университета, ученик, друг и преемник Грановского, род. В 1816 г. Отец его был священником Даниловского кладбища в Москве, мать умерла рано. Учился К. В московской духовной семинарии, потом в московском университете по 1-му отделению философского факультета. По окончании курса был учителем русской словесности в институте обер-офицерских сирот московского воспитательного дома. Нравственная прелесть молодого преподавателя обаятельно действовала на учениц, а гуманность и деликатность отношений вызывали к нему глубокую симпатию. На одной из своих учениц, Варваре Арсеньевне Нелидовой, К. Впоследствии женился. В марте 1845 г., по рекомендации Грановского, К. Был отправлен за границу и пробыл там до середины 1847 г.

Один семестр К. Занимался в Берлине, где слушал Шеллинга, один — в Париже. Остальное время провел в Гейдельберге, Дрездене, Мюнхене, всюду осматривая с любовью памятники искусства (см. "Письма" к Галахову, в "Русск. Вестнике", где К. Передает свои заграничные впечатления). С 1847 г. К. Стал читать всеобщую историю в московском университете. Осенью 1856 г. К. Вторично отправился за границу, главным образом в Италию ("Письма из Флоренции"). Здесь, в марте 1857 г., его постигло "безысходное и бесконечное горе" — умерла его жена. У него быстро развилась чахотка, и в январе 1858 г. Его не стало. Литератор и художник, историк и психолог, К., будучи еще студентом, писал небольшие повести под псевдонимом А. Н. (Нестроев). До 1839 г. Им написаны.

"Катенька Пылаева" (в "Телескопе"), "Антонина", "Две страсти" (ibid.) и "Флейта" (в "Московском Наблюдателе"). Своими задушевными, грустными повестями К. Скоро приобрел известность в литературе, познакомился и сблизился с Белинским, передавшим ему редакцию "Моск. Наблюдателя", стал работать в "Русском Инвалиде" и "Отечественных Записках". С 1841 г. К. Напечатал в "Отеч. Зап." несколько рецензий и статей, там же и в "Современнике" — повести. "Цветок", "Недоумение", "Живая картина", "Последний визит", "Ошибка", "Сбоев", "Без рассвета". Все беллетристические произведения К. Проникнуты меланхолией. В них сказались наблюдательность и тонкий психологический анализ. Ученые труды его, сохранившие и до сих пор научное значение, распадаются на 3 отдела.

Статьи на теоретико-исторические сюжеты, чисто исторические сочинения и литературно-критические. В статье "О достоверности истории" ("Отеч. Зап." 1851 г.) К. Дает прекрасную характеристику ученых заслуг Нибура и горячо отстаивает значение истории, как науки. Статья "О современных задачах истории" ("Отечественные Записки", 1858, т. 87), вызванная речью Грановского на ту же тему, посвящена вопросу о важности художественной формы в исторических сочинениях. Здесь же К. Указывает на связь истории с естествознанием и выясняет значение психологического метода в истории. Статья. "Последнее время греческой независимости" ("Пропилеи", 1852) — рецензия на книгу Бабста. "О сочинении Ешевского. Аполлинарий Сидоний" ("Отечественные Записки", 1855) — горячая, сильная рецензия на соч.

Ешевского, с которым К. Разошелся в оценке личности Сидония и характера галло-римской литературы V в. Превосходная статья. "Древнейшая римская история по исследованию Швеглера" ("Отеч. Записки" 1854, т. XCIII) знакомит с приемами и выводами немецкого ученого. К чисто историческим вопросам относится сочин. "Римские женщины" (1856), где дается ряд поэтически прекрасных характеристик, рисующих нравы римского общества в императорский период. Самый обширный и капитальный труд Е. — "Судьбы Италии от падения западной римской империи до восстановления ее Карлом" (1850). В этом соч. К. Широко, ярко и живо раскрывает сложную картину процесса "жизненности" лонгобардского начала в Италии, рассматривает зарождение итальянской национальности, обрисовывает ее индивидуальные черты, дает тонкую характеристику династии Каролингов и вскрывает ее отношения к папству.

Продолжением этого замечательного труда служит прекрасная монография "Каролинги в Италии", в 3-х статьях, из которых только 1-я была напечатана в "Отеч. Записках" 1852 г. Сочинение это не кончено. Доведено до 843 г. К новой истории относятся "Осада Лейдена" (напечат. В 1855 г., в "Сборнике статей профессоров моск. Унив.") и "Жозеф Бонапарт в Италии" ("Московск. Вед." 1855), где К. Дает характеристику Наполеона, считая его кондотьером. Интересуясь личностью и психологией в истории, К. Написал этюд под загл. "Карл V" ("Русский Вестник", 1856). В противоположность взгляду Минье, К. Подчеркивает значение внешних событий в жизни Карла, как политического деятеля, рассматривает его политические и религиозные идеалы. В мечтательности его политических планов К.

Находит объяснение неудач Карла. Страницы, посвященные реформации, полны драматизма. "Юность Катерины Медичи", написанная в Италии ("Русский Вестн.", 1857), переносит читателя в флорентийскую республику. Истинное художественное наслаждение доставляют статьи К. Литературно-критические и очерки по истории искусств. Художественный вкус К. Богат и разнообразен. Италия, любимая его страна, фигурирует и здесь. В статье "Дант, его век и жизнь" ("Отечеств. Записки", 1855-56), К. Картинно изобразил детство и юность Данте и дал прекрасный очерк итальянской литературы в XIII в., рассмотрев и политическую историю Италии. Глубоким психологическим чутьем и тонким анализом отличается этюд "Об Эдипе-царе Софокла" ("Пропилеи", 1852).

Две статьи К. "Венера Милосская" ("Отечественные Записки", 1847), и "Бельведер" (там же, 1846) — замечательные страницы из его первого заграничного путешествия. В "Бельведере" К. Дает прекрасную оценку и характеристику итальянских художников, в "Венере Милосской" восторженно рассказывает о посещении им Лувра и воспевает искусство. После смерти Грановского К. Написал "Воспоминание о Т. Н. Грановском" ("Отечеств. Зап.", 1855), работал над изданием его сочинений и написал введение к ним — "Известие о литературных трудах Грановского". С 1856 г. К. Был одним из редакторов "Русского Вестника" и до конца жизни вел там политическое обозрение. Он работал над биографией своего учителя, но успел написать только "Детство и юность Грановского" (напечатано уже после смерти К., в "Русск.

Вестнике", 1858). Лекции К. Были для некоторых "откровением". Они увлекали поэтической свежестью чувства, живостью и полнотой картины. В истории он искал жизненного ее начала. Наука для него — живая сила, и на первом плане — культурно-исторические вопросы. Вместе с слушателями он весь уходил в глубь общественной жизни известной эпохи и раскрывал самый процесс развития исторической науки. "Сочинения" П. Н. Кудрявцева изд. В Москве, в 1887-89 г. (собраны важнейшие исторические и критико-литературные статьи). Биографии К. Пока нет. Важнейшие статьи и заметки о К. "По поводу кончины К.", Ешевского ("Моск. Ведомости" 1858, № 9). Его же, "Кудрявцев, как преподаватель" ("Русс. Вестн." 1858, № 2). "Биографический словарь проф. Моск. Унив." (ч.

I, стр. 444). Крылов, "Мои воспоминания о Грановском и Кудрявцеве" ("Журн. Для воспитания", 1858, т. III). "Воспоминание о К. Студента" (Моск. Ведом." 1858, № 123). "Некролог К.", Каткова ("Русский Вестн." 1858, № 1). "Воспоминания о К.", М. Н. Капустина ("Русск. Вестн." 1858, № 3). "Речь надгробная" проф. Соловьева ("Русск. Вестн." 1858 № 2). Некролог в "Современнике" (1858, № 2). "Воспоминания о К.", А. Д. Галахова ("Русский Вестник", 1858, № 4). E. Тур, "Биография К.", в "Полярной Звезде". Пыпин, "История русской этнографии" (т. II, 42, 424-25 стр.). "Воспоминания о К." В. П. ("Московская Газета", 1866, № 4). Герье, "К. В его учено-литературных трудах" ("Вестник Европы", 1887, № 9-10). См. Также заметку о К. В IX кн. "Русской Мысли" за 1895 г.П. К..

Значения в других словарях
Кудрявцев Александр Николаевич

(1840-88) — протоиерей, известный богослов. Сын сельского священника Владимирской губ., учился в моск. Духовной акад., был диаконом посольской церкви в Вене, путешествовал по Венгрии, Сербии и Чехии. В это время (1867-72) К. Сотрудничал в "Моск. Ведомостях", сообщая сведения о современном славянстве. С 1873 г. Был проф. Богословия в новороссийском унив., читая иногда и каноническое право. Славился, как выдающийся проповедник. Соч. Его. "Мухамеданская религия в ее происхождении, существе и отноше..

Кудрявцев Виктор Дмитриевич

(1828-1892) — русский философ. Происходя из духовного звания, он окончил курс в московской духовной академии и там же занимал кафедру истории философии. Преподавал логику и историю философии покойному Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу. В целом ряде статей он касался вопросов, которые были предметом особенного внимания у нас в период шестидесятых годов (о позитивизме и материализме, о прогрессе, о дарвинизме и т. П.). Ему удалось также изложить значительную часть своей философской сист..

Кудрявцев Петр Павлович

Духовный писатель. Род. В 1868 г. Учился в киевской духовной академии, в которой преподает историю философии. Главные труды К. "Христианский взгляд на жизнь" (Киев, 1899). "К вопросу об отношении христианства к язычеству" (Киев, 1903). "К характеристике современного эмпиризма" ("Труды Киевской Дух. Академии", 1904, №№ l — 2). "К вопросу о введении в гимназиях пропедевтического курса философии" (Киев, 1905). "В области церковно-приходской жизни" (в журнале "Руководство для сельск. Пастырей" за 19..

Кудрявцевы

Русские дворянские роды. Один из них восходит к началу XVI в. (1506) и внесен в VI часть родословной книги Тверской губ. Другой восходит к началу XVII в. Степан Борисович К. († 1646) был дьяком посольского и челобитенного приказов. Никифор Семенович, дьяк при посольстве в Царьграде (1676), был там задержан, но вскоре освобожден. Никита Алферьевич, стольник, был комендантом в Казани (1708). Его сын Нефед, ген.-майор, убит в Казани пугачевцами. Евгений Александрович (род. В 1828 г.) — ныне сенатор..

Дополнительный поиск Кудрявцев Петр Николаевич Кудрявцев Петр Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кудрявцев Петр Николаевич" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кудрявцев Петр Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 25 символа