Кун-Фу-цзы

141

(K'ung-fu-tzu, Khoung-fon-tseou) — правильное китайское название знаменитого философа, переделанное католическими миссионерами в Confucius (у нас, отсюда, Конфуций). Собственно имя К. — Чжун-ни (как его и называют не-конфуцианские писатели), а малое имя или кличка — Цю (так называет он сам себя). Родился он в 551 г. До Р. Хр., в средней части нынешней провинции Шань-дун. В зрелом возрасте он странствовал из удела в удел, но умер на родине в 479 г. Его могила указывается теперь в г. Цюй-фоу-сянь, где находится обширный храм в его честь и живут его потомки, служащие жертвоприносителями в этом храме (чествование К. Жертвоприношениями началось с 195 г. До Р. Хр.). Первая биография К. Помещена в Сы-ма-цяневых "Исторических записках" (Ши-цзи, I в.

До Р. Хр.). Весьма вероятно, что деятельность К. Отличалась гораздо более скромными размерами, чем ее описывают китайские ученые, и что только впоследствии его приверженцы, достигнув первенствующего значения в государстве, старались возвысить своего первоучителя. Конфуцианство известно в Китае под именем жу-цзяо, "религии ученых". В названии его не упоминается ни о К., ни о главных пунктах его учения (в противоположность китайским названиям других религий). Из классических книг произведением К. Несомненно можно считать только Чунь-цю ("Весна и Осень", летопись удела Лу с 722 по 481 г. До Р. Хр.). Затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин ("Книга стихотворений"). Хотя число учеников К. Определяется китайскими учеными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников.

Любимейшим из них был Янь-юань. В чем состояло учение самого К., теперь определить нельзя, так как все классические книги, автором или редактором которых выставляют его китайские ученые, дошли до нас в редакциях гораздо более поздних времен. Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось только вопросами этики и политики и совершенно не касалось метафизических вопросов и вообще всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а только усвояется верой. Вера в загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, чтобы то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека.

Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков. Вторым лицом в конфуцианстве после Конфуция считается Мэн-цзы. Об обстоятельствах жизни его еще менее известно, чем относительно Конфуция. Родина его определяется почти в том же месте, как и Конфуция, год рождения — 371, смерти — 288 до Р. Хр. Судя по книге, названной его именем (а может быть это и псевдоним), Мэн-дзы является ревностным распространителем конфуцианской доктрины. Сделав уступку народным верованиям допущением культа различных божеств (большею частью шаманских), конфуцианство заняло совершенно изолированное и спокойное положение относительно своих, так сказать, внешних врагов — буддизма и даосизма, предоставило последним вести борьбу между собою и, мирно уживаясь с ними, продолжало идти по той же дороге, по которой направили его первые деятели, все более и более захватывая в свои руки весь строй китайской жизни.

Только в конце XI в. По Р. Хр. Начинается для конфуцианства новая эра. На конфуцианской основе явилась новая, натурально-дуалистическая философия. Первый толчок этому был дан сочинениями философа Чжоу-цзы (или Чжоу-лянь-ци, Чжоу-дунь-и, 1017-1073), продолжателями которого были Чжан-цзы (Чжан-мин-дао, Чжан-цзай, 1020-1067) и два брата, Чэн-хао и Чэн-и. Самым знаменитым представителем этого нового направления конфуцианской философии является философ Чжу-си или Чжу-цзы (1130-1200), воззрения которого, а в частности толкования на классические книги, имеют общеобязательную силу во всем Китае. Наиболее известно его сочинение. Цзя-ли — "Домашние церемонии", содержащее в себе изложение обрядов совершаемых при достижении совершеннолетия, свадьбах, похоронах и жертвоприношениях в честь предков.

Сочинения всех представителей новой конфуцианской философии собраны и изданы вместе (Син-ли-да-цюань, 1415 г. 70 кн., 120 авторов. Син-ли-цзин-и — сокращение предыдущей, при настоящей династии). Специальный термин для нее. Син-ли — "новые законы", "новая философия" впервые употреблен Чэнь-чунем, учеником Чжу-си. Как велика литература конфуцианская, можно видеть из того, что одно собрание сочинений писателей по этой части только при нынешней династии (изд. В 1829 г.) составило 50 больших томов.Для удовлетворения религиозных потребностей народа конфуцианство ограничилось с одной стороны строго определенным ритуалом культа предков (единственного, по мнению некоторых синологов, культа у первобытных китайцев) и вытекающих из него обрядов, a с другой стороны — признанием культа лиц удостоенных государственного чествования или пользующихся чисто народным почитанием.

Главным предметом чествования должны служить предки, до 4-го колена включительно. Каждому из них посвящена отдельная дощечка или таблица. Эти таблицы хранятся в особых шкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и возжением курительных свечей, а в известные дни — и жертвоприношениями, из различных напитков и кушаний. Перед этими же таблицами должны совершаться и обязательные доклады о всякой более или менее значительной отлучке из дома и о всяком выдающемся событии в доме. Главнейшие обряды после смерти. Малое, затем большое одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника (собственно — полотняной куклы, в которую, как предполагается, переселяется душа усопшего) и, наконец, погребение (не позже 100 дней после кончины, причем душа покойного, по представлению китайца, переселяется в таблицу с его именем).

Пока тело находится в доме (точнее — в рогожном шатре около него, во дворе), рекомендуется, для увеселения тоскующей души усопшего, приглашать музыкантов (играющих у ворот дома), а вся семья ежедневно утром и вечером собирается около гроба и оплакивает покойного. При этом старшее лицо в доме возжигает курительные свечи и совершает возлияние вина. Траур (всегда белого цвета, причем визитные карточки пишутся не на красной бумаге, как всегда, а на желтой) делится на несколько степеней, сообразно продолжительности времени и качеству носимой в это время одежды. Самый полный траур носится по родителям, женой по мужу и т. Д. Во время траура нельзя есть мяса и овощей, пить вина, слушать музыку и вообще веселиться.

При заключении брака главное и общеобязательное требование — чтобы жених и невеста носили разные фамилии (поэтому родство по матери совершенно не принимается во внимание) и имели первый не менее 16 лет, вторая — не менее 14. Главные обряды при заключении брачного союза. Формальное сватовство, сговор, встреча женихом невесты в ее доме, питье сочетальной чаши за ужином в доме жениха и, наконец, представление молодой предкам мужа, в род которого она теперь вступает. "Обряд надевания шапки" совершается кем-либо из родственников (но не отцом), в присутствии всей родни, с докладыванием и жертвоприношениями предкам, над юношей 15-20 лет. При этом последний получает новое имя и, как ставший уже совершеннолетним, является ко всем старшим родственникам и знакомым.

Соответствующий обряд совершается и над девочкой, по достижении ею 15 лет и по просватании, кем-либо из родственниц и с меньшей торжественностью. Государственным чествованием пользуются все государи всех династий, равно как и царствующий государь, затем все лица, принесшие пользу всему государству (изобретатели земледелия, шелководства и пр., великие ученые — Конфуций и 86 его учеников и последователей) или его части (чэн-ваны — "гении-хранители городов"). Чествования может быть удостоен всякий, о чьей полезной деятельности местное начальство и население засвидетельствует перед императором. Народное чествование ничем не стеснено. В каждой местности много своих местно—чтимых (даже одной семьей) духов. В данный день на могилу или в храм, в честь "пожалованного духом", является старший чиновник (при государственном чествовании) или член семьи, совершает определенное количество коленопреклонений, возжигает перед таблицей курительные свечи, иногда ставит жертвы из съедобных вещей.

Его помощником прочитывается написанная на отдельном листе специальная молитва, которая затем тут же и сжигается в фонарике-столбе, находящемся на дворе прямо против статуи или изображения духа. К обрядам в честь лиц, пользующихся общегосударственным чествованием, чиновники относятся совершенно формально. Понятен, поэтому, китайский индифферентизм в деле религии. Китайский буддист или магометанин спокойно мирится с конфуцианскими обрядами, получившими общеобязательную силу вследствие вековых традиций и санкции правительства.Литература. Васильев, "Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и даосизм" (СПб. 1873). Георгиевский, "Принципы жизни Китая" (СПб., 1888). Иакинф, "Китай в гражданском и нравственном состоянии" (СПб.

1848). Р. Amiot, "Vie de Koung-tsée, appelé vulgairement Confucius" ("Mém. Conc. Les Chinois", XII). Его же, "Abrégé histonque des principaux traits de la vie de Confucius", "Abrégé de la vie des principaux d'entre les disciples de Koung-tsée" (ib. XIII). E. C. Bridgman, "Life and times of Confucius". ("Chin. Rep.", XI). J. Edkins, "A Sketch of the life of Confucius" ("Journal N. C. B. R. A. S.", Art. I, vol, II, № 1). Plath, "Confucius und seiner Schüler. Leben und Lehren". Legge, "The Chinese classics" (v. I, prolegomena). A. W. Loomis, "Confucius and the Chinese Classics". G. Von der Gabelentz, "Confucius und seine Lehre" (Лпц., 1888). Du Bose, "The Dragon, Image and Demon, or the three Religions of China" (Лонд., 1886).А. О. И..

Значения в других словарях
Кун-Сент-Миклош

Или Куманский Св. Николай (мад. Kún-Szent-Miklós, словенск. Kumansky sv. Mikulaš) — гор. В Венгрии, в Пешт— Пилиш — Шольт — Малокуманском комитате. Жит. 8293, преимущественно евангеликов-мадьяр. Реформатская гимназия.. ..

Кун-тугды

Или Кунтувдей (Кунтувдый, Кунтугдый) — кн. Торков, в 1183 г. Участвовал в походе кн. Игоря Святославича на половцев. В 1190 г. Его схватил кн. Святослав Всеволодович, но отпустил его по просьбе князя Рюрика Ростиславича, "зане бе мужь дерз и надобен в Руси". К "не стерпя сорома своего", пришел на Русь с половцами, которых русские князья побили. Позже Рюрик дал ему городок на Роси, Дверен. Ср. "Полное Собр. Росс. Летоп." (II, 127, 129, 139-141, 319, 322-323).А. Э.. ..

Куна

Слово "К." допускает два толкования. Куньи меха или шкурки, и деньги в современном смысле. Слово "К." появляется в древнерусских памятниках с XI в. Особенно часто оно встречается в "Русской Правде", вместе с другими названиями денег. Ногата, резана, векоша, веверица. О достоинстве К. До сих пор существуют различные мнения. Приверженцы теории кожаных денег, барон Шодуар и другие, думали, что кунами назывались шкурки куниц, имевшие в торговле некоторую определенную цену, так что 50 кун составляли ..

Куна (мст.)

Мст. Подольской губ., Гайсинского у., в 4 в. От у. Г., при впадении р. Куны в Собь. Жит. 1000. Церкви правосл. И католич.. ..

Дополнительный поиск Кун-Фу-цзы Кун-Фу-цзы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кун-Фу-цзы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кун-Фу-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа