Лама буддийский монах
— слово тибетское (в дословном переводе — "небесная мать"), термин для обозначения лица, принявшего на себя монашеские обеты буддизма. Появление этого термина в Тибете относится приблизительно к XI или к началу XII в., в Китае же он вошел в употребление с XIII в. В ту пору титулом Л. Именовались в Тибете только высшие жрецы, что и дало повод европейским ученым предполагать, будто слово Л. Есть не более, как тибетская передача индийского. Ачарья. Со времени реформы Цзонхавы, когда буддизм в Тибете разделился на две секты, Л., оставшиеся верными старому толку, стали именоваться "красношапочными" или, по-китайски, "красноплатьевыми" Л., цзонхависты же, по преимуществу называющие свою секту ламаизмом-"желто-шапочными" или "желтоплатьевыми" Л.
В тибетской и монгольской литературах встречается еще упоминание о "черношапочных" и "цветношапочных" Л. Первые — это Л., занимающиеся магией, о вторых же неизвестно ничего определенного. Впоследствии понятие о Л., как о верховном жреце и наставнике совершенно утратилось в ламайском мире Азии, и Л. Начали называть как в Тибете так и в Монголии всякое лицо, принявшее на себя монашеские обеты. С этим же значением слово Л. Перешло и к бурятам. Внешними отличительными признаками каждого Л. Является снятие волос с головы (некоторые их бреют, некоторые стригут под гребенку) и ношение длинного, широкого плата, перекидываемого через левое плечо и пропускаемого под правую мышку. Сословие Л. Разделяется на три степени. Гэлун, гэцул и баньди (у калмыков — маньчжи).
У всех народов, исповедующих ламаизм, Л. Пользуются большим уважением, так как почитаются представителями Будды на земле, могущими разрешить всякое сомнение верующего и направить его на путь истины. У современной маньчжурской династии в Китае Л. Также пользуются почетом и привилегиями, в силу влияния их в буддийских странах, подвластных маньчжурам. Русское правительство ограничило число Л., среди исповедующих ламаизм бурят и калмыков, определенными штатами. Но так как ламаиты всегда стараются обойти это постановление, то в среде их появились так назыв. "штатные" и "нештатные" Л. Штатные Л. Избавлены от всякого рода повинностей и телесных наказаний. В предупреждение ламских поборов с народа, для хозяйства бурятских ламайских монастырей примежевано из прилежащих к ним земель количество, сообразное с числом лиц, находящихся в монастыре по штату.
У калмыков, в отличие от всех прочих ламаитов, слово Л. Употребляется исключительно как титул верховного жреца, являющегося непосредственным начальником всех ламайских монастырей (хурулов) и духовных лиц в калмыцкой степи. Л. Избирается здесь народными представителями и акт его избрания представляется главным попечителем калмыцкого народа, через посредство астраханского губернатора, министру внутренних дел, на Высочайшее утверждение. При управлении Л. Калмыцкого народа имеются особые письмоводитель, переводчик и писец, состоящие на жалованье русского правительства. Сам Л. Также получает содержание, в количестве 700 р. С. На обязанности Л. Калмыцкого народа состоит. А) наблюдение за благоустройством хурулов и нравственностью состоящего при оных духовенства.
Б) попечение о способах содержания хурулов, без вымогательства и притеснения калмыков. В) дела по возведению в духовное звание и неправильному его присвоению и г) дела о несогласиях супругов, разбор степеней родства и вообще бракоразводные дела калмыков. А. П. .
Дополнительный поиск Лама буддийский монах
На нашем сайте Вы найдете значение "Лама буддийский монах" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лама буддийский монах, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 21 символа