Леонтьев Константин Николаевич

82

(1831-91) — публицист и повествователь, оригинальный и талантливый проповедник крайне консервативных взглядов. Из калужских помещиков, учился медицине в моск. Унив., был в крымскую кампанию военным врачом, потом домашним и сельским в Нижегородской губ. После краткого пребывания в Петербурге поступил в азиатский дп. М. Ин. Дел и 10 лет (1863-73) прожил в Турции, занимая различные консульские должности (на о. Крите, в Адрианополе, Тульче, Янине, Зице и Салониках). Выйдя в отставку, провел более года на Афоне и затем вернулся в Россию, где жил большей частью в своей деревне. В 1880 г. Был помощником редактора "Варш. Дневника", кн. Н. Голицына, потом был назначен цензором в Москву. В 1887 г. Опять вышел в отставку, поселился в Оптиной пустыни и через 4 года, приняв тайное пострижение с именем Климента, перехал в Сергиев посад, где и умер 12 ноября 1891 г.Первые беллетристические произведения Л.

(из русской жизни, несколько повестей и два романа. "Подлипки" и "В своем краю", в "Отечественных Записках" 1856-1866 гг.), хотя и не лишены таланта, но, по позднейшему признанию самого автора, не представляют значительного интереса, будучи написаны под преобладающим влиянием Ж. Занда по идеям и Тургенева по стилю. Литературная самобытность Л. Проявилась вполне в его повестях "Из жизни христиан в Турции" (изд. Отдельно Катковым в 1876 г. Сюда же принадлежит рассказ "Сфакиот", роман "Камень Сизифа" и начало романа "Египетский голубь", не вошедшие в этот сборник). И. С. Аксаков, враждебно относившийся к политическим и церковным взглядам Л., у которого находил "сладострастный культ палки", был в восхищении от его восточных повестей и говорил.

"Прочтя их, не нужно и в Турцию ехать". Во время жизни в греко-турецких городах произошел в Л. Умственный переворот, закончившийся на Афоне. Прежний натуралист и жоржзандист, напечатавший, между прочим, уже в зрелом возрасте "в высшей степени безнравственное (по его собственному, преувеличенному отзыву), чувственное, языческое, дьявольское сочинение, тонко-развратное, ничего христианского в себе не имеющее" — сделался крайним и искренним сторонником византийско-аскетического религиозного идеала. Этой стороной новое мировоззрение Л. Далеко не исчерпывается. Оно было вообще лишено цельности. Одного срединного и господствующего принципа в нем не было, но отдельные взгляды были весьма замечательны своей определенностью, прямотой и смелой последовательностью.

По своему отношению к славянофильству, которое он называл "мечтательным и неясным учением", Л. Представляет необходимый момент в истории русского самосознания. Желая привести свои пестрые мысли и стремления к некоторому, хотя бы только формальному единству, он называл себя принципиальным или идейным консерватором (в противоположность грубо-практическому или эмпирическому консерватизму). Дорогими, требующими и достойными охранения он считал, главным образом. 1) реально-мистическое, строго-церковное и монашеское христианство византийского и отчасти римского типа, 2) крепкую, сосредоточенную монархическую государственность и 3) красоту жизни в самобытных национальных формах. Все это нужно охранять против одного общего врага — уравнительного буржуазного прогресса, торжествующего в новейшей европейской истории.

Вражда к этому прогрессу составляла главный "пафос" в писаниях Л., выработавшего особую теорию развития, где он своеобразно варьировал идеи Гегеля, Сен-Симона, Ог. Конта и Герберта Спенсера (которых, впрочем, не изучал систематически). По Л., человечество в целом и в частях проходит через три последовательные состояния. Первоначальной простоты (подобно организму в зачаточном и незрелом, младенческом периоде), затем положительного расчленения (подобно развитому цветущему возрасту организма) и, наконец, смесительного упрощения и уравнения или вторичной простоты (дряхлость, умирание и разложение организма). Так, германцы в эпоху переселения народов представляли первичную простоту быта, Европа средних и начала новых веков — цветущее расчленение жизненных форм, а с "просветительного" движения XVIII в.

И великой французской революции европейское человечество решительно входит в эпоху смесительного упрощения и разложения. От названных европейских мыслителей, которые также отмечали критически и отрицательный характер новейшей истории, Л. Отличается тем, что считает это разложение для Европы окончательным и ждет нового и положительного от России. В этом он сходится с славянофилами, но тут же и расходится с ними в трех существенных пунктах. 1) Современное "разложение" Европы он считает простым следствием общего естественного закона, а вовсе не какого-нибудь порока в коренных началах ее жизни, от которого будто бы Россия свободна. Эту славянофильскую точку зрения Л. Так излагает и осмеивает. "правда, истина, цельность, любовь и т.

П. У нас, а на Западе — рационализм, ложь, насильственность, борьба и т. П. Признаюсь — у меня это возбуждает лишь улыбку. Нельзя на таких общеморальных различиях строить практические надежды. Трогательное и симпатическое ребячество. Это пережитой уже момент русской мысли". 2) Новая великая будущность для России представляется Л. Желательной и возможной, а не роковой и неизбежной, как думают славянофилы. Иногда эта будущность кажется ему даже маловероятной. Россия уже прожила 1000 л., а губительный процесс эгалитарной буржуазности начался и у нас после крымской войны и освобождения крестьян. 3) Помимо неуверенности в исполнении его желаний для России, самый предмет этих желаний был у Л. Не совсем тот, что у славянофилов.

Вот главные черты его культурно-политического идеала, как он сам его резюмировал. "государство должно быть пестро, сложно, крепко, сословно и с осторожностью подвижно, вообще сурово, иногда и до свирепости. Церковь должна быть независимее нынешней, иерархия должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее. Быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от Запада единстве. Законы, принципы власти должны быть строже, люди должны стараться быть лично добрее — одно уравновесит другое. Наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе". Идеал Л. Был византийским, а не славянским. Он прямо доказывал, что "славянство" есть термин без всякого определенного культурного содержания, что славянские народы жили и живут чужими началами.

Их нынешняя культура слагается отчасти из слабых остатков традиционного византизма, большей же частью — из стремительно усвоенных элементов прогрессивного европеизма. Этот второй, ненавистный Л. Элемент решительно преобладает у славян австрийских, а в последнее время возобладал и у балканских. Поэтому слияние славян с Россией, к которому стремится панславизм, не только не может быть целью здравой политики с русской точки зрения, но было бы прямо для нас опасным, так как усилило бы новыми струями уравнительного прогресса наши разлагающие демократические элементы и ослабило бы истинно консервативные, т. Е. Византийские начала нашей жизни. В церковно-политическом споре между греками и болгарами Л. Решительно стал на сторону первых, вследствие чего разошелся с своим начальником, послом в Константинополе, ген.

Игнатьевым, а также с Катковым. — Л. Пламенно желал, чтобы Россия завоевала Константинополь, но не затем, чтобы сделать его центром славянской либерально-демократической федерации, а затем, чтобы в древней столице укрепить и развить истинно консервативный культурный строй и восстановить Восточное царство на прежних византийских началах, только восполненных национально-русским учреждением принудительной земледельческой общины. Вообще Л. Во всех сферах высоко ценил принудительный характер отношений, без которого, по его мнению, жизненные формы не могут сохранять своей раздельности и устойчивости. Ослабление принудительной власти есть верный признак и вместе с тем содействующая причина разложения или "смесительного упрощения" жизни.

В своем презрении к чистой этике и в своем культе самоутверждающейся силы и красоты Л. Предвосхитил многие мысли Ничше, вдвойне парадоксальные под пером афонского послушника и оптинского монаха. Л. Религиозно верил в положительную истину христианства, в узко-монашеском смысле личного спасения. Он политически надеялся на торжество консервативных начал в нашем отечестве, на взятие Царьграда русскими войсками и на основание великой неовизантийской или греко-российской культуры. Наконец, он эстетически любил все красивое и сильное. Эти три мотива господствуют в его писаниях, а отсутствие между ними внутренней положительной связи есть главный недостаток его миросозерцания. Из идеи личного душеспасения путем монашеским (как его понимал Л.) логически вытекает равнодушие к мирским политическим интересам и отрицание интереса эстетического.

В свою очередь политика, хотя бы консервативная, не имеет ничего общего с душеспасением и с эстетикой. Наконец, становясь на точку зрения эстетическую, несомненно должно бы предпочесть идеалы древнего язычества, средневекового рыцарства и эпохи Возрождения идеалам византийских монахов и чиновников, особенно в их русской реставрации. Таким образом, три главные предмета, подлежащие охранению принципиального или идейного консерватизма, не согласованы между собой. Не свободно от внутреннего противоречия и враждебное отношение Л. К новой европейской цивилизации, которую он сам же признавал за неизбежный фазис естественного процесса. Справедливо укоряя славянофилов за их ребяческое осуждение Запада, он сам впадал в еще большее ребячество.

Славянофилы были по крайней мере последовательны. Представляя всю зап. Историю как плод человеческого злодейства, они имели в этом ложном представлении достаточное основание для негодования и вражды. Но ожесточенно нападать на заведомые следствия естественной необходимости — хуже, чем бить камень, о который споткнулся. Не имели достаточного основания и надежды Л., связанные с завоеванием Царьграда. Почему вступление русских солдат и чиновников на почву образованности, давно умершей естественной смертью, должно будет не только остановить уже начавшийся в России процесс уравнительного смешения, но и создать еще небывало великую консервативную культуру. Надежды и мечтания Л. Не вытекали из христианства, которое он, однако, исповедовал как безусловную истину.

Ему оставалась неясной универсальная природа этой истины и невозможность принимать ее наполовину. Но если главные мотивы, из которых слагалось миросозерцание Л., не были им согласованы между собой, то к каждому из них он относился серьезно и с увлечением, как свидетельствует вся его жизнь. Своим убеждением он принес в жертву успешно начатую дипломатическую карьеру, вследствие чего семь лет терпел тяжелую нужду. Свои крайние мнения он без всяких оговорок высказывал и в такое время, когда это не могло принести ему ничего, кроме общего презрения и осмеяния. Большая часть политических, критических и публицистических произведений Л. Соединена в сборнике "Восток, Россия и Славянство" (М., 1885-1886). После этого он напечатал в "Гражданине" ряд статей, под общим заглавием "Записки Отшельника".

Одна из них, "Национальная политика как орудие всемирной революции", изд. Отдельной брошюрой (М., 1889). При жизни Л. На него мало обращали внимания в литературе. Можно назвать только статьи Н. С. Лескова ("Голос", 1881, и "Новости", 1883) и Вл. Соловьева ("Русь", 1883). После его смерти, кроме некрологов, появились следующие ст. В. Розанова в "Русск. Вестнике" (1892), А. Александрова (там же), Влад. Соловьева в "Русск. Обозрении" (l892), кн. С. Трубецкого в "Вестн. Европы" (1892), П. Милюкова в "Вопр. Филос. И психологии" (1893), Л. Тихомирова в "Русск. Обозрении" (1894), свящ. И. Фуделя (т. Же, 1895). По обилию материала для характеристики особенно важны статьи о. Фуделя и г. Александрова.Вл. Соловьев..

Значения в других словарях
Леонтьев Владимир Николаевич

Писатель, брат К. Н. Л. С 1862 г. Был редактором "Соврем. Слова", в котором поместил ряд статей о крестьянской реформе. Позже был помощником редактора "Голоса". В 1870 г. Принял на себя издание "Искры", но в следующем году денежные неудачи заставили его бежать за границу, где он и ум. В 1870-х гг. Л. Издал отд. "Оправданные, осужденные и укрывшиеся от суда" (1867).. ..

Леонтьев Иван Леонтьевич

Талантливый беллетрист. Изв. Под псевд. Ив. Щеглов. Род. В 1856 г., учился в Павловском военном училище, служил на кавказском театре войны 1877-78 гг. Артиллер. Капитан в отставке. В 1881 г. Поместил в "Нов. Обозр." прекрасный рассказ из военной жизни. "Первое сражение" (изд. Отд.). Затем Л. Написал ряд рассказов, повестей и романов ("Гордиев узел", "Мильон терзаний" и др.), помещая их в "Отечественных Записках", "Вестнике Европы", последние годы в "Русском Обозрении" и др. В 1886 г. Были напеча..

Леонтьев Михаил Иванович

Двоюродный племянник царицы Натальи Кирилловны. В 1717 г. Женился на племяннице князя Меншикова. В l730 г. Был в числе трех депутатов, отправленных верховниками в Митаву к Анне Иоанновне. В 1735 г. Он с 28 т. Войска выступил в Крым, но вскоре должен был вернуться в Украйну вследствие холода и недостатка в фураже. В 1736 г. Участвовал в занятии Минихом Перекопа и овладел Кинбурном. В следующем году находился при взятии Очакова. Позже был киевским ген.-губ. Ум. В 1753 г.. ..

Леонтьев Николай Васильевич

Писатель, член росс. Акд., служил в измайловском полку. Ум. В 1824 г. Кроме ряда торжественных од, нап. Очень вдумчивые "Басни" (СПб., 1766) и "Чувствования отца, скорбящего о кончине незабвенной своей дочери, гр. А. Н. Салтыковой" (СПб., 1823). Ср. Сухомлинов, "Ист. Рос. Акд." и "Рус. Поэзия" С. А. Венгерова. Вып. 6.. ..

Дополнительный поиск Леонтьев Константин Николаевич Леонтьев Константин Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Леонтьев Константин Николаевич" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Леонтьев Константин Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 30 символа