Леший

86

Лесной дух, хозяйничающий, по народному представлению, в лесах. Другие названия его. Лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок и даже лес. Нашим Л. Соответствуют греческие сатиры, римские фавны, сильваны, немецкие лесные люди (Waldleute), шведские скоугманы и друг. Л. Может встать выше самых высоких деревьев и ниже травы. Чаще всего он является в виде рослого мужика, в бараньем полушубке, неподпоясанном и с левой полою, запахнутой на правую. Глаза у него без бровей и ресниц, иногда на голове и бороде зеленые волосы. Голос оглушительно громкий, глаза страшно блестят, иногда вместо глаз звезды. В Киевской и Черниговской губ. Лисунов представляют великанами сероватого и пепельного цвета. Иногда Л.

Показывается голым и напоминает черта. У него рога на голове, ноги козлиные, борода такая же — клином, на руках длинные когти, вся нижняя половина тела мохнатая. Нередко Л. Оборачивается собакой (Калужская губ.) и волком. Когда Л. Идет по лесу дозором, то при его приближении шумит лес и трещат деревья. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет. Л. Живут в лесных трущобах, некоторые одиноко, другие — семьями, причем строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. Существует поверье, что Л. При наступлении зимы (на Ерофея, 4-го октября) проваливаются сквозь землю, исчезая на целую зиму, а весной опять выскакивают из земли. Расставаясь с лесом, они бесятся, ломают деревья и разгоняют всех зверей по норам.

В эту пору крестьяне боятся ходить в лес. Впрочем, не все Л. Исчезают на зиму. В некоторых местностях им приписываются зимние вьюги. В больших лесах живут по два и по три Л., которые иногда ссорятся между собой при дележе лесных дач (Архангельская губ.). Ссоры доходят до драки, Л. Бьют друг друга столетними деревьями, которые они вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. Камни и стволы деревьев они бросают верст на 50 и более. Нередки также битвы Л. С водяными, преимущественно в ночную пору. Л. — властитель над лесными зверями. Всего более он любит медведя, и когда сам пьет вино, до которого большой охотник, то потчует непременно и медведя. Последний караулит Л., когда тот опьяненный ляжет спать, и оберегает его от нападения водяных.

Л., по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью малороссов, полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. Постоянно разгуливая по лесу, Л. Любит качаться на древесных ветвях, как в люльке или на качелях, почему в некоторых губерниях ему дают название зыбочник (от зыбка). Отношение Л. К людям — большей частью враждебное. Он старается заплутать путника в лесу, переставляя с умыслом с одного места на другое дорожные знаки или сам перекидываясь деревом, которое служит приметой. Иногда он принимает вид знакомого человека и, заводя разговор, незаметно отводит путника от дороги. Иногда он плачет как ребенок или стонет, как умирающий, в чаще леса, чтоб заманить туда сострадательного мужика и защекотать его насмерть.

Шутки Л. Сопровождаются громким смехом. Кого Л. Обойдет в лесу, у того единственное средство найти дорогу — снять с ног лапти и переворотить в них стельки, т. Е., вынув из лаптей солому, положить ее так, чтобы постилка пришлась наоборот. От шуток Л. Люди нередко сходят с ума. Если случится кому заболеть, воротясь из лесу, то предполагается, что он "след лешего перешел". Для исцеления больной должен умилостивить Л., отнеся ему в дар ломоть хлеба и щепоть соли, завернутые в чистой тряпице. По поверью Олонецкой губ., каждый пастух должен подарить Л. На лето корову, не то он озлобится и перепортит все стадо. В Архангельской губ. Думают, что Л., если пастухи успеют задобрить его, пасет деревенское стадо. Охотники также должны приносить жертву Л.

На поклон они приносят в лес краюшку хлеба или блин и кладут это приношенье на какой-нибудь пень. В заговорах, произносимых на успех в звериной ловле, встречаются обращения к Л. Чтобы вызвать Л., нужно нарубить молодых березок и сложить их кругом, верхушками в середину, затем снять с себя крест и, став в кругу, крикнуть громко. "дедушка". — и Л. Тотчас явится. Другой способ — срубить в лесу сосну так, чтобы она при падении сломила две осины, стать на осины лицом к северу и говорить. "лесовик-великан. Пришед к тебе (имярек) с поклоном, заведи с ним дружбу!". Человек, вступающий в договор с Л., отдает ему в кабалу свою душу, за что Л. Обязуется помогать ему в охоте, пригонять зверей и охранять стадо. Конечно, на знакомство с Л.

Отваживаются одни колдуны. В Новгородской губ. Пастухи, знающие заговоры, нанимают Л. На службу пасти стадо и охранять его от зверей. Стараясь вредить человеку, защекотать, задушить его, Л., с другой стороны, падки до женщин. Чтобы освободить похищенных им девиц, необходимо служить молебны, но и это средство действительно лишь в том случае, если они во время пребывания своего между лешими ни разу не отведают их пищи. Только тогда выдают Л. Своих пленниц и выносят их на то место, откуда их похитили. Иногда Л. Уводят и детей, при чем последние дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду. Взамен похищенного младенца, Л. Иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, превращая ту и другое в живого ребенка, иногда же оставляют свое детище, безобразное, глупое и обжорливое.

Достигнув 11 лет, подменыш убегает в лес, а если остается между людьми, то делается колдуном. Рождаются Л. От брака черта с земной ведьмой, иногда от людей, совершивших тяжкое преступление или погибших без креста на шее и т. П. В разных местах записана сложившаяся под влиянием библейским легенда о происхождении Л., водяных, домовых и других духов от воинства сатаны, низвергнутого Богом на землю. Нередко в представлениях народа Л. Носит уже двойственный характер. Он является то сильным, страшным духом, то простым народным чертом, глуповатым, которого умный мужик легко может обмануть. См. Терещенко, "Быт русского народа" (VI, 133-136). Афанасьев, "Поэтические воззрения славян на природу" (II, 326-349). "Новгородский сборник" (I, 284).

"Живая старина" (1894, вып. I, 6-8). "Этнографическое обозрение" (VII, 30-34, VIII, 85, XIII, 214). О лесных духах у европейских народов см. Wilhelm Mannhardt, "Wald— und Feldkulte" (Б., 1875-77, глава. "Die Waldgeister und ihre Sippe") и Э. Тэйлор, "Первобытная культура" (СПб., 1872, глава XV. Анимизм).Bc. Миллер..

Значения в других словарях
Лешетицкая

(A. H.) — см. Есипова.. ..

Лешетицкий

Федор Осипович — пианист, композитор и педагог, род. В 1831 г. Близ Кракова. С 1862 по 1878 г. Был проф. Фортепианной игры в спб. Консерватории, где сгруппировал около себя целый ряд педагогов, поставивших фортепианные классы на высокий уровень. Л. Концертировал во многих городах Европы. Написал кантаты, романсы, фортепианные пьесы и одноактную оперу "Первая морщина", поставленную в 1867 г. В Праге и Вене. Теперь Л. Живет в Вене.Н. С.. ..

Лешко

Имя это приурочивается к двум мифическим польским князьям. По одному мифу, Л. Был основателем польского государства. Простой пастух, он хитростью победил своих соперников на скачках, устроенных в качестве состязания для выбора князя, и, увеличив доставшееся ему таким путем государство новыми завоеваниями, перед смертью разделил его между своими 20 сыновьями. Другой миф знает князя Л. Как внука Пяста и сына кн. Земовита. Этот Л. Также представляется мужественным завоевателем. Оба мифа, особенно п..

Лешко Белый

Сын Казимира Справедливого, князя краковского и сандомирского, и русской княжны Елены, род. Около 1188 г., ум. В 1227 г. По смерти отца его, в 1194 г., он наследовал его княжества, но Мешко Старый отнял у него Краков, воспользовавшись раздором между воеводами из-за опеки над Л. Смерть Мешка не возвратила Л. Кракова, так как тамошним князем сделался сын Мешка, Владислав Тонконогий. Оставшись лишь князем сандомирским, Л. С достижением зрелого возраста вмешался в дела галицкого княжества и в 1205 г..

Дополнительный поиск Леший Леший

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Леший" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Леший, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 5 символа