Либавский порт

73

Состоит собственно из двух портов. 1) коммерческого, или городского, расположенного в канале, проведенном из Л. Озера (см.) в море, и 2) военного Л. Порта, наименованного высочайшим приказом (6 дек. 1894) "портом Императора Александра III". Л. Порт в прежнее время находился в 3-х вер. К Ю от города, где Л. Озеро имело прежде исток в море. Не укрепленная болверками гавань представляла большие неудобства и часто заносилась песком. Поэтому в 1635 и 1686 гг. Были выписаны из Голландии гидротехники, которые составляли к устроению этих неудобств разные проекты, оставшиеся, впрочем, без исполнения. Только при герцоге Фридрихе-Казимире в 1697 г. Был устроен канал к С от города, по направлению малого ручейка, в том месте, где ныне существует гавань.

Канал этот имел 900 саж. Длины, от 9-10 фт. Глубины и от 20-30 саж. Ширины. Старый сток был запружен дамбою и впоследствии занесен песками, так что ныне он незаметен. При герцоге Эрнсте-Иоанне Бироне в 1737 г. Фарватер новой гавани был углублен до 14 фт., и в устранение неудобств от бара или отмели, образовавшейся от наносного песка, были построены морские дамбы, имевшие — южная 113 саж. И северная 150 саж. Длины. В 1802 и 1829 гг. Они были увеличены, так что в 60-х годах имели. Северная — 204 саж., а южная — 193 саж. (начинаясь от выдававшегося мыса, она выдвигалась на 10 саж. Дальше северной). В настоящее время (1895) при выходе из канала, составляющего городской коммерческий порт, в море, т. Е. В передовой коммерческий порт, виден с левой стороны южный (коммерческий) мол, ограждающий порт от волн и песчаных наносов, а по правую — короткий северный мол, удлиняющий набережную канала.

Длинный южный (коммерческий) мол начал строиться много десятков лет тому назад. Так как господствующим ветром на либавском побережье является юго-зап., то в этом направлении происходит в течение большой части года прибой волн. Море у Либавы никогда почти не бывает совершенно спокойно. На нем вечно большей или меньшей высоты и силы волны, идущие в юго-зап. Направлении. Волны эти отчасти перемещают подводный береговой песок по берегу с Ю на С, отчасти приносят песок, доставляемый морю впадающими в него реками (Висла, Неман и др.), и складывают его в отмели и банки, который угрожали совершенным обмелением Л. Коммерческого порта. Чтобы поставить преграду движению песков и избавить порт от угрожавшего обмеления — начали строить южный коммерческий мол.

Мол этот приходилось несколько раз удлинять, так как песок (подводные дюны), двигаясь вдоль наружной стороны мола, достигал конца его и заворачивал внутрь порта. В 60-х годах инженер Гейдатель, призванный для дальнейшего удлинения мола, дал ему более северное направление, почти перпендикулярное к волнам. Последующие строители мол хотя и продолжали удлинять, но не по одной и той же системе. Часть мола, падающая на время управления министерством ген. Паукера, представляет входящий угол. Надеялись, что в этом углу образуется песчаный водоворот, так что песок не будет двигаться к С и огибать конец мола, а постоянно будет отбрасываться встречной волной к Ю. Последствия не оправдали надежд. Пришлось вести мол дальше до глубины, для которой, по существующим взглядам, наносы не опасны.

В 1893 г. Было, наконец, завершено это грандиозное охранительное сооружение, которое, защищая от песчаных наносов коммерческий порт, вместе с тем защищает от них и находящийся рядом военный порт. Южный мол за 140 саж. До конца загибается к С. В том же направлении, в котором проведен загиб мола, почти параллельно с берегом с Ю на С тянутся дальнейшие оградительные сооружения — два волнолома, южный и северный. Назначение этих сооружений видно отчасти из их названия, отчасти из их расположения (см. Внешние портовые сооружения). Они ограждают и защищают с З Л. Порт от волн и бурь. За этими волноломами, как за крепкими стенами, суда в случае надобности могут находиться в безопасности. На головах волноломов имеются маяки.

С третьей стороны водного пространства, составляющего коммерческий и военный аванпорты, находится северный военный мол. В этих-то границах, т. Е. Между южным коммерческими молом, южным и северным волноломами, северным молом и, наконец, берегом, и находится тот бассейн (пространством в 4 кв. Вер.), который составляет коммерческий и военный аванпорты, отделенные друг от друга разделительным молом, который в настоящее время (в 1895 г.) уже доведен до длины 550 саж. И остановлен ввиду окончательного определения места постройки укрепления, ограждающего военный порт. Между обоими оградительными сооружениями, южным коммерческим молом и южным волноломом, находятся коммерческие ворота шириною 100 саж. Между южным и северным волноломами — западные военные ворота шириною 100 саж., наконец, между северным волноломом и северным молом — северные военные ворота шириною 125 саж.

Величина порта следующая. Длина северного (военного) мола (имеющего западное направление) 845 саж., длина северного волнолома 789 саж. И южного волнолома 360 саж. Южный (коммерческий) мол, длиною 840 саж. Считая от берега, идет сначала в северо-западном направлении, затем принимает более западное направление и, пройдя в таком направлении около 120 саж., круто поворачивает на С. К оборудованию либавского коммерческого порта согласно высочайше утвержденного 19 февраля 1890 г. Мнения государственного совета определено, сверх уже ранее ассигнованных сумм (с 1863 по 1884 гг. 41/2 млн. Р.), отпустить на работы в Л. Коммерческом порте в течение семи лет, начиная с 1890 г., 8850000 руб. Из этой суммы отпущено:--------------------------------------------------------------------------| По бюджету | 1890 г.

| 394000  | руб.  ||------------------------------------------------------------------------|| " | 1891 г. | 794000  | " ||------------------------------------------------------------------------|| " | 1892 г. | 768000  | " ||------------------------------------------------------------------------|| " | 1893 г. | 1744000  | " ||------------------------------------------------------------------------|| " | 1894 г. | 1831450  | " ||------------------------------------------------------------------------|| " | 1895 г. | 997200  | " |-------------------------------------------------------------------------- Главная часть проектированных работ должна быть окончена, согласно контракту, к 1-му января 1897 г.

В течение 1895 г. Намечены были к исполнению следующие работы. Постройка ремонтной казармы и склада (35 т. Р.), покупка парохода-ледореза (210 т. Р.), сооружение рейдовой набережной в 245 погонных сажен (516815 р.), землечерпательные работы (338000 р.), устройство освещения и др. Мелкие работы. Главное преимущество Л. Порта перед другими портами Балтийского моря (кроме Виндавского) состоит в том, что он замерзает только во время сильных и продолжительных морозов, да и то на короткое время. Другое удобство порта состоит в том, что устроенные на набережной его амбары и склады способствуют к скорейшей нагрузке и разгрузке кораблей. Такая скорость отправления понижает плату за фрахт. Так как Л. Порт — один из самых безопасных в Балтийском море, то и страховые премии с приходящих и отходящих кораблей значительно ниже, чем в прочих портах.

Ср. К. К. Случевский, "По северу России" (т. III, 93-100). "Отчет Либавского Биржевого Комитета" за 1894 г. Жаринцов, "О сооружении порта Императора Александра III в Либаве" (СПб., 1895). Л. В..

Значения в других словарях
Либавский 6-й пехотный полк

Принца Фридриха-Леопольда Прусского — сформирован в 1806 г. Из частей Петровского мушкетерского полка. Боевые отличия. 1) георгиевское полковое знамя за взятие Ловчи 22 августа 1877 г., и 2) знаки на шапки за штурм Варшавы 25 и 26 августа 1831 г.. ..

Либавский полк

(Либавский 6-й пехотный принца Фридриха-Леопольда Прусского полк) — сформирован в 1806 г. Из частей петровского мушкетерского полка. Боевые отличия. 1) георгиевское полковое знамя за взятие Ловчи 22 августа 1877 г., и 2) знаки на шапки за штурм Варшавы 25 и 26 августа 1831 г.. ..

Либавское озеро

(по-латыш. Leepajas-Eśers) — одно из самых значительных озер Курляндской губ., занимает пространство в 35 кв. В. Длина его 15 в., а ширина 21/2 в., глубина — от 2 до 31/2 фт. Лежит в очень низменной местности. Берега его местами песчаные, но большею частью болотисты. На сев. Низменной косе, отделяющей озеро от моря, расположен г. Либава. Как на самой косе, так и вдоль прибрежья в обе стороны собирают янтарь. В древности Л. Озеро составляло часть моря, впоследствии отступившего и оставившего по с..

Либаний

См. Ливаний.. ..

Дополнительный поиск Либавский порт Либавский порт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Либавский порт" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Либавский порт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 14 символа