Мадонна

107

(Madonna) — сокращение итальянских слов mia donna, т. E. "моя госпожа". С давнего времени употребляется в Италии преимущественно как наименование Богоматери при упоминаниях о ней и в молитвенных обращениях к ее помощи, а также служит для обозначения ее икон и изваяний. В этом втором, художественном значении слово М. Перешло из итальянского языка и в другие западноевропейские языки. Самые древние изображения Пресвятой Девы, относящиеся ко II и III вв., мы находим в стенной живописи римских первохристианских катакомб, которая представляет ее то в виде оранты (молельщицы) — женщины с покрывалом на голове, с распростертыми и воздетыми вверх руками, иногда с Младенцем-Спасителем на лоне (напр. В одной из фресок катакомбы св.

Агнесы), то в виде молодой матери, сидящей и держащей на своих коленях младенца (напр. В катакомбе св. Присциллы). Несколько позже являются в катакомбных живописи и рельефах изображения М. С Младенцем на руках, принимающей поклонение волхвов (напр. Во фресках катакомб св. Каллиста, конца II или начала III в. Св. Домициллы, III в., и св. Марцеллина и Петра, III в.). В V в. Изображения Богородицы размножаются и переходят из подземных кладбищ в базилики, причем исполняются не только кистью, но и мозаичной работой (напр. "Матерь Божия", "Благовещение" и "Поклонение волхвов" на триумфальной арке црк. Санта-Мариа-Маджоре, в Риме). Распространение и усиление культа Приснодевы были причиной появления в следовавшие затем столетия множества ее икон не только в храмах, но и в домах благочестивых людей.

Но так как в это время искусство в Италии и остальной Зап. Европе находилось в упадке и художественная деятельность процветала еще только в Вост. Империи, то образа М. Писались повсюду либо греческими мастерами, либо их итальянскими учениками, вследствие чего имели вполне византийский характер и суровый, иератически-неизменный тип. Первым живописцем, осмелившимся отступить от этого типа, был Чимабуе, который, своей знаменитой М., написанной около 1270 г. Для флорентийской црк. С.-Мариа-Новелла, указал последующим итальянским живописцам путь к достижению в изображениях Богоматери большей жизненности и изящества. После него, по мере пробуждения внимания к природе и к памятникам классич. Древности, эти изображения все более и более освобождаются от византийского влияния и, сделавшись одной из любимейших задач художественного творчества, получают все большее и большее разнообразие, все сильнее и сильнее отражают в себе индивидуальность своих исполнителей и, наконец, в цветущую пору Возрождения достигают высокого совершенства.

Богоматерь является в них идеалом женской красоты и грации, девственной чистоты, смирения, молитвенного умиления, родительской нежности — то скромной матерью, всецело погруженной в заботы о своем малютке-Сыне, то юной девою, объятою священным экстазом, то величественной, но кроткой царицей, милосердно взирающею на прибегающих к ее заступничеству. В средние века нередко представляли ее в костюме горожанок того времени, в конце же этой эпохи и в XVI ст. Стали изображать чаще всего в алой, широкорукавной тунике, плотно облегающей тело, и в широкой синей мантии, накинутой иногда не только на плечи, но и на голову, и украшенной по борту золотым шитьем и драгоценными каменьями. Порою на ее челе лежит венок, сплетенный из лилий или роз, как эмблема непорочности и любви.

Другие многочисленные символические атрибуты, заимствованные преимущественно из церковных песнопений о Богородице, сопровождают ее на иконах. Солнце и луна, нимб или лучезарное сияние вокруг головы, полумесяц под ногами, звезда на головном покрывале, двенадцать звезд в виде венца над головой, лилия или роза в руке, нередко целая беседка из роз на заднем плане иконы. По большей части М. Изображается сидящей и держащей на своих коленях или подле себя, Младенца-Христа, одетого в белую сорочку или совершенно нагого. Обычными атрибутами его служат земной шар (эмблема вседержительства), яблоко или плод гранатового дерева (эмблема искупления человечества от грехопадения), колосья пшеницы и голубь (эмблема хлеба и вина в таинстве евхаристии), какая-либо птичка, преимущественно щегленок, агнец и др.

Произвольно выбранные художником животные и плоды. На больших алтарных образах, художники любили изображать Богоматерь в славе (М. Da gloria), стоящей на облаках, то с Младенцем на руках, то без него, окруженной сиянием или мандорлою (см.) и сопровождаемую двумя, четырьмя архангелами или целым сонмом коленопреклоненных ангелов, поклоняющихся М. Или прославляющих ее пением и музыкой (как, напр., на знаменитой картине Фра Анджелико во флорентийской галерее Уффици), а также представителями Ветхого и Нового Заветов. Еще чаще М. Является на алтарных иконах в виде Небесной Царицы, с короной на голове и Младенцем на коленях. Она сидит на троне, по сторонам которого стоят ангелы или отцы Церкви и другие святые. К этим побочным фигурам порою присоединяются младенец Иоанн Креститель со своей эмблемой, агнцем, св.

Екатерина, которой Спаситель надевает на палец обручальное кольцо, ангелы, сидящие у подножия трона и играющие на музыкальных инструментах, коленопреклоненные заказчики иконы и т. Д. Кроме вышеозначенных типов изображений, можно указать на М., осеняющую страждущих и скорбящих своей мантией, полы которой поддерживают ангелы (M. Della misericordia), M. Плачущую и стенящую над телом Спасителя, снятым со креста (Pietà), M. С мечом или семью мечами, вонзенными в ее грудь (Mater dolorosa), M., возносящуюся на небо (l'Assunto), M. В виде юной девы, парящей среди облаков в лучезарном сиянии и окруженной сонмом маленьких ангелов и херувимов (M. Immaculata, "Бессеменное зачатие") и т. Д. Вообще художники эпохи Возрождения, изобретая новые мотивы для изображения М.

И делая ее главным предметом более или менее сложных композиций, давали полную волю своей фантазии, вследствие чего эти композиции бесконечно разнообразны и в конце эпохи порой совершенно утрачивают религиозный характер. Превосходнее всех других олицетворял Пресв. Деву великий Рафаэль Санцио, с поразительным совершенством воплощавший в своих М. И "Св. Семействах" идеал чистейшей женской красоты и удивительно тонко передававший в них чувства молодой матери, всецело ушедшей в любовь к своему дитяти, счастливой им или задумавшейся об ожидающей его участи. Всех картин подобного рода, несомненно принадлежащих Рафаэлю или приписываемых ему современной художественной критикой с большим или меньшим основанием, насчитывается 54.

Они известны или по аристократическим фамилиям, которым некогда принадлежали (напр. М. Домов Конестабилле-Стаффа, Альба, Солли, Темпи, Колонна, Ансидеи, Альдобрандони, Террануова), или по некоторым изображенным на них аксессуарам и особенностям их композиции (напр. М. С безбородым Иосифом, со щегленком, с диадемой, с рыбой, с окном, заклеенным бумагой, с розой, со светильниками, под дубом, на кресле, под балдахином, на прогулке). Кроме того, всесветной знаменитостью пользуются Рафаэлевские М. Под названиями. "Великогерцогская", "Фонтенеблоская" (или Франциска I), "Орлеанская", "из Фолиньо", "Прекрасная Садовница" и "Жемчужина". Но ни в одной из них гений художника не выразился с таким блеском и полнотой, как в "Сикстинской М." — лучшем перле Дрезденской картинной галереи.МАДОННА СИКСТИНСКАЯ Рафаэля (в Дрезденской галерее)Из прочих живописцев Италии своими М.

Наиболее прославились Сандро Боттичелли, Филиппо и Филиппино Липпи, Л. Да Винчи, Б. Луини, Фр. Франчья, Корреджо (М. Со св. Севастианом, М. Со св. Георгием, М. С раковиной), Джов. Беллини, Тициан (М. Семейства Пезаро), Пальма Старший и нек. Др. Между М., вышедшими из-под кисти неитальянских художников, особенно уважаются многочисленные "Бессеменные зачатия" испанца Мурильо (одно из них, находящееся в музее дель Прадо в Мадриде, воспроизведено в картинке, приложенной к настоящей статье) и произведения немцев Л. Кранаха Ст. (М. С виноградной лозой, в мюнхенск. Пинакотеке) и Г. Гольбейна Мл. (М. Семейства Мейера, оригинал в Дармштадтской, копия в Дрезденской галерее).МАДОННА Г. Гольбейна Младшего (в Дармштадтской картинной галерее)МАДОННА Б.-Э.

Мурильо (в мадридском музее дель Прадо)Ср. Anna Jameson, "Legendes of the Madonna" (Лондон, 3 изд. 1863). Rohault de Fleary, "La Sainte Vierge" (Пар., 1878). Eckl, "Die Madonna als Gegenstand christlicher Kunstmalerei und Sculptur" (1883)..

Значения в других словарях
Мадонинна

Прежняя золотая и серебряная монета в Италии, с изображением Богородицы, серебряная — ценой в добрую лиру (lira buona), около 4/5 нынешней лиры.. ..

Мадонис Джованни

Итальянский композитор. В 1731—46 гг. Служил в орк. Спб. Импер. Театра. Считается одним из первых, начавших писать "русскую" музыку. Он аранжировал русские народные песни на итальянский манер. Основал, своей русской сюитой и двумя симфониями на русские темы, тот псевдо-русск. Композиционный стиль, который господствовал до Глинки. М. Написал еще кантату в честь Елизаветы "Россия по печали паки обрадованная" и произведения для скрипки.Н. Б—н.. ..

Мадонна ди Кампильо

(Madonna di Campiglio) — воздушный курорт в Тироле, прежний странноприимный дом (госпиций), на высоте 1553 м, у подножья Монте-Спинале, в грандиозной горной местности, между группами Бренты (3176 м) и Пресанеллы (3566 м). Ежегодных посетителей около 1200 чел. Ср. Kuntze u. Pfeiffer, "Madonna di Campiglio und seine Umgebung" (Рейхенберг, 1894).. ..

Мадонна*

(Madonna) — сокращение итальянских слов mia donna, т. E. "моя госпожа". С давнего времени употребляется в Италии преимущественно как наименование Богоматери при упоминаниях о ней и в молитвенных обращениях к ее помощи, а также служит для обозначения ее икон и изваяний. В этом втором, художественном значении слово М. Перешло из итальянского языка и в другие западноевропейские языки. Самые древние изображения Пресвятой Девы, относящиеся ко II и III вв., мы находим в стенной живописи римских первох..

Дополнительный поиск Мадонна Мадонна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мадонна" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мадонна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа