Макарий митрополит Всероссийский

51

(1428-1563) — Пострижение и монашеское воспитание получил в Пафнутиевом Боровском монастыре, где всецело проникся учением Пафнутия, отличительной чертой которого, по словам современного биографа, было чувство меры. Из архимандритов Можайского Лужецкого м-ря М. В 1526 г. Поставлен был архиепископом Новгородским, а в 1542 г. Возведен боярской партией (Шуйскими) на престол митрополита московского и всея Руси, хотя он и был убежденным приверженцем иосифлян, считавших самодержавие царя необходимым оплотом православия. Шуйские рассчитывали, по-видимому, на мягкость характера М., которая помешала ему сыграть видную политическую роль в царствование Иоанна IV. М. Не принимал непосредственного участия в низвержении Шуйских.

Как в эпоху влияния Сильвестра и Адашева, так и по падении их он сохранял положение высшего официального царского советника, но советы его никогда не превращались в требования. Иоанн Грозный всегда с любовью и уважением отзывался о своем отце-митрополите. Уважением проникнуты и все отзывы современников М., к какому бы лагерю они ни принадлежали. Даже кн. Курбский, ненавидевший иосифлян, не решается резко выражаться о М. Недружелюбно относятся к М. Новейшие историки (Карамзин и мн. Др.), считающие его главным виновником всех постановлений Стоглавого собора. Не имея значения как политический деятель, М. Занимает видное место в истории русской церкви и литературы. В бытность свою новгородским архиепископом М., как последователь Иосифа Волоцкого, вводил в монастырях своей епархии общежитие и заботился о водворении и распространении христианства между северно-русскими инородцами.

Идеей централизации как в государстве, так и в церкви проникнута канонизация святых, предпринятая М. Как митрополитом московским. Местное почитание или непочитание святых поддерживало обособленность областей, а иногда носило и прямо политический характер. Так, в Новгороде до последних годов независимости его не было чествования преп. Сергия, который считался покровителем Московского государства и потому особенно почитался в Москве. Канонизация святых, произведенная М., имела целью заменить областные священные предания преданиями общерусскими и подчинить первые центральному контролю. Как по количеству канонизованных святых (см.), так и по форме канонизации деятельность соборов 1547 и 1549 гг. Представляет собой явление небывалое в русской истории.

После этих соборов при митрополите М. Канонизовано было еще 6 святых. Видными эпизодами в истории русской церкви при М. Являются и соборы, созванные по поводу ересей Башкина (см.) и Косого (см.). Наконец, стремление М. Ко всестороннему улучшению положения церкви и народной нравственности, к устранению нестроений, коренившихся в особенностях быта отдельных областей, выразилось в созвании Стоглавого собора 1551 г., постановления которого известны под именем Стоглава (см.). М. Был не только по сану своему первоприсутствующим на соборе, но и по образованию и начитанности стоял выше всех других членов его. Как редакция всего Стоглава, так и большая часть ответов на царские вопросы (да и самых вопросов) бесспорно принадлежит М.

На это указывает сличение многих мест Стоглава с сочинениями М., явившимися раньше собора. Так, 3 и 33-я главы Стоглава часто представляют выдержки из послания М. В Свияжск ("Акты Истор.", I, 287), 52-я глава — из послания к царю в Казань (ibid. 290). Постановления собора о церковных имуществах исходят из тех же данных, на которых основан "Ответ" М. Иоанну, писанный раньше соборного постановления. Крупнейшую заслугу Стоглава и преимущественно М. Составляет открытие в Москве первой типографии для печатания священных книг по исправленным образцам. Лишившись со смертью М. Своего защитника, типография была разрушена фанатической чернью, а типографщики должны были бежать за границу. Через 10 лет после смерти М. Была нарушена и неприкосновенность церковных имуществ, которую он столь энергично защищал.

Ближайшее потомство не воздало М. По его заслугам. Московский собор 1667 г., предав анафеме Стоглав, обвинил его в "простоте и невежестве". Объединительным характером отличается и литературная деятельность М. Еще в бытность свою архиеп. Новгородским М. Поставил себе задачей собрать все "чтомые книги, яже в Русской земле обретаются". В результате получился громадный сборник "великих Миней Четий". О содержании, отношении к предшествовавшим аналогичным попыткам и дальнейшей судьбе этого сборника см. Минеи. Для собирания старых и составления новых житий русских святых М. Собрал вокруг себя многих деятелей, в числе которых были известный дьяк Дм. Герас. Толмачев и боярский сын Вас. Мих. Тучков. Сам М. Был между ними не только руководителем и редактором, но и ревностным сотрудником.

Он окончательно утвердил в нашей агиографической письменности то направление, которое возникло еще в XVI в., когда на первый план слагатели житий стали выдвигать нравственное назидание читателя. Бесхитростное изложение заменяется витиеватым "плетением словес", народный язык вытесняется церковно-славянским, вместо прежней краткой молитвы присоединяются похвальные слова в честь святого и описания чудес, совершавшихся по его кончине в разные времена. Такой характер носят как переделки старых редакций, так и вновь составленные при М. Жития. Число последних достигает 60. В последние годы своей жизни М., главным образом, занимался Степенной книгой (см.), и здесь играя роль руководителя и, по всей вероятности, редактора.

И в этой первой попытке обработки русской истории он выдвинул на первый план всероссийское значение Москвы. Наконец, М. Приписывают еще составление "сводной кормчей книги" и "великой книги правила келейного и путного". Из литературных произведений, написанных самим М., сохранились одно поучение, три речи, четыре послания и одна грамота. Поучение и речи М. Отличаются поразительной для того времени простотой и безыскусственностью изложения, чем и подтверждается свидетельство летописца, удивлявшегося способности М. Говорить всем удобопонятно. Послания написаны с обычной в тогдашней письменности искусственностью, витиеватостью, многоречием. Ср. Н. Лебедев, "М., митрополит всероссийский" (М., 1877) и ст. Заусцинского в "Журнале М.

Н. Пр.", 1881 г., №№ 10 и 11..

Значения в других словарях
Макарий Калязинский

Преподобный (ум. 1483), сын боярина Кожи, в юных летах принял монашество и основал Калязинский монастырь, в котором был игуменом. В 1521 г. Тело его найдено нетленным. Московский собор 1547 г. Причел его к лику святых. Память его — 17 марта. Неизданная "Повесть о житии" его имеется в рукописях Волоколамского м-ря.. ..

Макарий митр. романский

(ум. В 1557 г.) — автор молдавской летописи на славянском яз., законченной около 1551 г. Продолженная Евфимием, она представляет большой интерес для славянской литературы и историографии. Кроме многих мелких сочинений, М. Принадлежит особая редакция славянской Синтагмы Матвея Властаря. См. J. Bogdan, "Cronicele moldovenesci" (Бухарест, 1891). J. Sbiera, "Мişсаri cult. Ş i liter. La româ. Nii" (Черновцы, 1897).. ..

Макарий митрополит Киевский

— западно-русский (киевский) митрополит, муж святой жизни, избран был на митрополию в 1495 г. Собором четырех зап.-русских епископов, но на пути в Киев убит татарами (1497). Церковь наименовала его священномучеником. Тело его нетленно почивает в киевском Софийском соборе. Память — 1 мая.. ..

Макарий патриарх антиохийский

— родом араб из Алеппо, в мире священник Иоанн Заим, в 1636 г. Рукоположен в алеппские митрополиты, в 1648 г. — в патриархи антиохийские под именем Макария III (см. Еп. Порфирий Успенский, "Восток Христианский" 1874. Статью Муркоса в "Трудах Вост. Ком. Моск. Арх. Общ.", I, и его же, "К истории антиох. Патриархов" 1896). М. Застал свою церковь обремененной долгами и для их погашения два раза отправлялся за милостыней в православные страны. В 1-й раз выехал он около 1654 г. И на поместном московск..

Дополнительный поиск Макарий митрополит Всероссийский Макарий митрополит Всероссийский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Макарий митрополит Всероссийский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Макарий митрополит Всероссийский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 32 символа