Маковский

73

Фамилии трех русских живописцев. 1) Константин Егорович М., сын известного в свое время московского любителя искусства, одного из основателей тамошнего училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича М. (1800-86), род. В Москве в 1839 г. Под отцовским влиянием 12 лет от роду поступил в ученики упомянутого училища, в котором его наставниками были М. Скотти, С. Зарянко и В. Тропинин, и получил в 1857 г. Малую серебряную медаль от Акд. Художеств. В следующем за тем году переселился в СПб. И записался в ученики академии. Был награжден малой золотой медалью за картину "Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова", в 1862 г. По получении этой награды молодому живописцу предстояло участвовать в соискании большой золотой медали, но он вместе с 12 своими товарищами, недовольными тем, что им было отказано в выборе конкурсных задач по их собственному усмотрению, вышел из академии с званием художника 2 степени и принял участие в учреждении СПб.

Художнической артели, членом которой, оставался, однако, недолго. В 1867 г. За картины "Бедные дети" (находится у Д. В. Стасова в СПб.) и "Селедочница" и за три портрета (ген. Кауфмана, ген. Рокасовского и г-жи Ворониной) был признан академиком, а через год, за колоссальную и сложную картину "Масленица в Петербурге", возведен в профессоры. В 1876 г. Сделал поездку на Балканский полуо-в и в Египет. Многочисленные произведения М. — портреты и картины историческо-бытового, чисто жанрового и отчасти фантастического содержания — составили ему репутацию одного из талантливейших представителей современной русской живописи. С этими произведениями он являлся сперва на годичных академических выставках, а потом (с 1874 по 1883) на выставках Товарищества передвижных выставок, впоследствии же стал устраивать из них отдельные выставки.

Некоторые его картины были, кроме того, выставлены в Париже и Сев. Америке и распространили его известность за пределы России. Эффектность композиции и освещения, выразительный, хотя и недостаточно верный рисунок, сильный, блестящий, но излишне цветистый колорит, мастерство кисти, особенно при выписке костюмов и проч. Аксессуаров, отличают все вообще работы М., между которыми, сверх вышепоименованных, главными могут считаться. "Похороны в деревне" (1872. У К. Солдатенкова в Москве), "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876 в Имп. Эрмит., повторение в Аничковском дворце), "Болгарские мученицы" (1878), "Русалки" (1879, в Имп. Эрмит.), "Свадебный пир в боярской семье" (1885), "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1886), " Смерть Иоанна Грозного" (1888), "Под венец" (1890), портреты.

А. С. Даргомыжского, сенатора Веймарна, А. Е. Тимашева, жены художника с детьми, гр. Муравьева-Амурского, гр. С. Р. Строганова, певца О. Петрова и нек. Др. 2) Владимир Егорович М., брат предыдущего, род. В Москве, в 1846 г., художественное образование получил в Моск. Училище живописи, ваяния и зодчества. Заслужил от Акд. Худ. В 1865 г. Две малые серебр. Медали за "группу с нагой натуры" и за картину. "Мастерская художника", а в 1866 г. И большую такую же медаль за "Литературное чтение". Окончил курс упомянутого училища в том же году. В 1869 г. За картину "Крестьянские мальчики стерегут лошадей" Академия наградила его званием классного художника 1 степени и золотой медалью г-жи Лебрен, установленной для отличившихся в экспрессии, а в 1878 г.

За картину "Любители соловьев" (находится в Третьяковской галерее в Москве) признала академиком. С самого учреждения Товарищества передвижных художественных выставок он был деятельным его членом и почти ежегодно украшал эти выставки своими произведениями. Состоя в течение более 20 лет преподавателем в означенном моск. Училище, в значительной степени способствовал развитию многих молодых талантов. В 1894 г. Был назначен в профессоры-руководители одной из мастерских, учрежденных при Акд. Художеств по ее новому временному уставу, поселился в СПб., и вскоре занял пост ректора высшего художественного училища академии. Обладая находчивостью в композиции и тонкой наблюдательностью, превосходно изучив типы и нравы людей различных слоев общества и сделав свою технику вполне послушной идеям, М.

Занял по смерти В. Перова первое место среди русских жанристов и одно из видных между иностранными. Он изображает преимущественно сцены из быта нашего низшего и среднего сословий, задуманные остроумно, полные правды, проникнутые добродушным юмором или едкой сатирой. Кроме того, он успешно писал иногда портреты и пробовал свои силы в аквафортном гравировании, по части которого им издан в 1887 г. Любопытный альбом воспроизведений его собственных этюдов. Огромное количество картин, вышедших из-под его кисти, рассеяно по домам богатых любителей искусства. Некоторые из них находятся в Третьяковской галерее, в Москве. Наиболее замечательные произведения М. — "Приемная доктора" (1870), "Придворные певчие" (1870), "Любители соловьев" (1873), "Благотворительница" (1878), "Толкучий рынок в Москве" (1879), "У мирового" (1880), "В четыре руки" (1880), "Казначейство в день выдачи пенсии" и "Крах банка".

3) Николай Егорович М. (1842-86), брат предыдущих, получил первоначальное образование в Моск. Архитектурном училище дворцового ведомства, с 1859 по 1866 г. Учился в Акд. Худож. По отделению архитектуры и при окончании курса этого учреждении приобрел звание свободного художника с правом производить постройки. Однако вскоре он бросил специальность, к которой готовился, и, пристрастившись к живописи, стал писать перспективные виды и пейзажи. В 1872 г. За "Вид церкви в с. Дьякове Московской губ." Академия признала его классным художником 3 ст., а через год после того, за "Вид Москвы", повысила в классные художники 2 степени. В 1874 г. Он сделал поездку на Восток и привез запас материалов для своих последующих произведений.

Большинство его картин являлось на передвижных выставках. Лучшими из них могут считаться, сверх двух вышеупомянутых видов, следующие три. "Улица в Каире", "Нижний Новгород" (находится в Третьяковской галерее, в Москве) и "Ярмарка в Малороссии".А. С-в..

Значения в других словарях
Маковица

(архитект.) — см. Глава.. ..

Маковое масло

Добывается из семян мака (Papaver somniferum) и принадлежит к числу типических высыхающих масел (группа льняного масла, см. Масла жирные). Семена мака (белого) сперва подвергаются обыкновенно холодному прессованию, при чем получается высший, весьма слабо окрашенный, более легкий, приятного вкуса и запаха сорт М. Масла, употребляемый в пищу. Затем следует горячее прессование, дающее продукт более низкого качества, темнее окрашенный и идущий для технических целей (приготовление лаков, мыла, красок..

Маковское

С. Енисейской губ. И округа, на правом берегу р. Кеть, в 91 в. От окр. Г. Домов 50, жит. 309. Основано в 1618 г. И служило укреплением против тунгусов, а впоследствии, до конца XIX в., играло немаловажную роль в местной торговле. Из М. Отправлялись по Кети барки, каюки и лодки с сибирскими грузами на р. Обь, к Тюмени, Томску и Тобольску, а оттуда приплывали суда с грузами в Вост. Сибирь. До устройства почтовой дороги между Томском и Иркутском этим же водным путем шла летом почта, перевозились сс..

Маковые

(Papaveraceae) — семейство растений из двудольных свободнолепестных. Однолетние и многолетние травы, содержащие нередко млечный сок. Листья очередные, изредка противоположные. Деревянистые растения встречаются лишь в родах Bocconia и Dendromecon. У некоторых из подсемейства дымянковых имеются подземные шишки, представляющие то вздутое основание главного стебля, то вздутие корня. У некоторых видов рода Dicentra развиваются на корневищах настоящие луковички. Цветы или одинокие, или образуют кистео..

Дополнительный поиск Маковский Маковский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маковский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маковский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа