Маркевич Болеслав Михайлович

66

Романист (1822-84), происходил из польской семьи, детство провел в имении отца в Волынской губ. Получив под руководством француза-гувернера тщательное литературное образование, М. Поступил в одесский Ришельевский лицей, где окончил курс на юридическом отделении. Службу начал в мин. Госуд. Имуществ, в 1848-53 г. Был чиновником особых поручений при москов. Генерал-губернаторе, затем служил в государственной канцелярии и мин. Внутр. Дел, а с 1866 г. Перешел в мин. Народ. Просв. Чиновником особых поручений. Позднее был членом совета министра. Человек приятный в обществе, занимательный рассказчик, прекрасный декламатор, устроитель домашних спектаклей и пикников, М. Был типичным "чиновником особых поручений" на все руки и был принят в аристократических сферах.

В 1875 г. Карьере его был положен неожиданный конец. Его в 24 часа уволили от службы. Выяснилось, что он получил 5 т. Р. За то, что "содействовал" отобранию "СПб. Вед." от В. Ф. Корша и передаче их в другие руки. Увольнение его произвело большую сенсацию, особенно ввиду того, что всего за несколько месяцев до того М., всегда говоривший в своих произведениях об "утрате идеалов", "чистом искусстве", "мерзостном материализме" и т. Д., поместил корреспонденцию в "Моск. Вед.", где всех либеральных журналистов обозвал "разбойниками пера и мошенниками печати". Поработав некоторое время в "Голосе", где писал воскресные фельетоны, под псевдонимом "Волна", М. Стал усердным поставщиком романов и повестей для "Русского Вестника", где напечатал обширную "трилогию".

"Четверть века назад" (1878), "Перелом" (1880) и "Бездна" (1883-84. Не окончена). В "Москов. Вед." он помещал корреспонденции (за подписью "Иногородний обыватель"), в которых давал полную волю своему озлоблению против "петербургской" журналистики и ее любимцев. Одна из них, в которой он, после оваций, выпавших на долю Тургенева в 1879 г., обвинял великого романиста в "кувыркании" перед молодежью, послужила предметом шумного литературного инцидента. При всей своей кротости, Тургенев не выдержал и ответил письмом к редактору "Вестника Европы" ("Соч.", т. X), которое заканчивалось такою характеристикой "Иногороднего обывателя". "И как подумаешь, из чьих уст исходят эти клеветы, эти обвинения. Из уст человека, с младых ногтей заслужившего репутацию виртуоза в деле низкопоклонства и "кувыркания", сперва добровольного, а наконец даже невольного.

Правда — ему ни терять, ни бояться нечего. Его имя стало нарицательным именем, и он не из числа людей, которых дозволительно потребовать к ответу". Вскоре после смерти М. Было издано собрание его сочинений (СПб., 1885). Значительнейшая их часть написана в 70-х гг., после того как шум, поднятый "Мариной из Алого Рога" (1873), заставил М. Обратить внимание на свои беллетристические способности. В 80-х гг. Имела некоторый сценический успех драма "Чад жизни" (или "Ольга Ранцева"), выкроенная из "Перелома". Художественное дарование М. Само по себе не принадлежит к числу крупных. Те из его сочинений, где нет острой приправы тенденциознейшего освещения общественной жизни 60-х и 70-х гг., совершенно затерялись в массе журнального балласта, а в тех произведениях, которые читались в силу посторонних искусству соображений, все чисто художественное, за немногими исключениями (таков, напр., тип интриганки Ольги Ранцевой в "Переломе"), довольно ординарно.

Воюя с движением 60-х гг., извратившим "чистое искусство" введением "тенденции", М., однако, очень хорошо понял, какие преимущества дает тенденциозность писателю, неспособному обратить на себя внимание непосредственно художественными достоинствами. М. — самый тенденциозный из всей "плеяды" "Русского Вестника", избравшей своей специальностью дискредитирование русского либерализма. По определению автора наиболее обстоятельной статьи о М., К. К. Арсеньева, он обратил роман в "орудие регресса". Все, что проповедовалось в передовых статьях "Моск. Вед.", находило эхо в произведениях М., причем он пускал в ход средство, недоступное публицисту — извращенное и порой прямо пасквильное изображение не любезных издателю "Моск.

Ведомостей" лиц. Это сообщало произведениям Маркевича пикантность и давало ему читателей. Под прозрачными псевдонимами он выводил крупных государственных людей, и средняя публика, всегда жадная до интимной жизни высокопоставленных лиц, набрасывалась на сенсационные разоблачения М. С тем же жаром, с каким публика немецкая читает Грегора Самарова и друг. Авторов, пишущих романы на сюжеты из "современной истории". Если верить его трилогии, столь мало оправдывающей свое заглавие. "Правдивая история", то государственная измена охватила в 60 и 70-х гг. Не только общество, но и высшие сферы правительственной власти, включая министров и членов государственного совета. Прокуроры и жандармы не преследуют, а покровительствуют крамоле, исправники — друзья пропагандистов и т.

П. Прогрессивная молодежь — это собрание жалких трусов, невежд и глупцов, для которых, по убеждению положительного лица трилогии — проповедника "сильной власти" Троекурова — есть только один путь вразумления. Нагайка.Ср. К. Арсеньев, "Критич. Этюды" (ч. II). "Русский Вест." (1886, №№ 3 и 4).С. Венгеров..

Значения в других словарях
Маркевич Алексей Иванович

Историк. Род. В 1847 г., обучался в Лицее кн. Безбородко и на историко-филологическом факультете Новороссийского унив. Защитив диссертации магистерскую. "О местничестве. Т. I. Русская историография в отношении к местничеству" (1879) и докторскую. "История местничества в Московском государстве в XV-XVII вв." (1888), был до 1895 г. Проф. Новоросс. Унив. Написал довольно много статей, брошюр и рецензий, главным образом по русской истории XVI и XVII вв., по археологии и по истории русской литературы..

Маркевич Андрей Иванович

Генерал-лейтенант, военный писатель (1769-1832). Был директором 2-го кадетского корпуса. Оригин. Труды его все посвящены артиллерии. "Чертежи всех употребляемых в полевой артиллерии орудий" (1806), "Подробное описание артиллерийских оковок", "Новый вернейший способ ставить диоптры и мушки на артиллерийских орудиях", "Руководство к артиллерийскому искусству" (1820) и др. Был до самой смерти членом всех комиссий и комитетов, учреждавшихся для усовершенствования как морской, так и сухопутной артилл..

Маркевич Николай Андреевич

Историк Малороссии (1804-1860), происходил из рода Марковичей (см.), усвоивших с XVIII в. Полонизованную форму фамильного имени. Окончив курс в пансионе при Педагогическом институте в Петербурге, М. Рано начал писать стихи и, под впечатлением чтения Байрона, в 1829 г. Издал две книжки. "Элегии и еврейские мелодии" и "Стихотворения эротические и Паризина". В 1831 г. М. Напечатал "Украинские мелодии", заключающие в себе, в поэтической форме, некоторые народные поверья и предания и очерки историчес..

Маркевич Ян

(Markiewicz, род. В начале XVII в., ум. Между 1674 и 1680 гг.) — польский писатель. Служил в рядах войска, позже принял духовный сан. Сочинением. "De alienatione sex villarum a capitulo Posnamensi" он открыл поход против самовластия иезуитов в Польше и затем не переставал печатно нападать на них (напр. "Replicatio canoinca ad responsum theologicum Soc. Jesu prov. Poloniae in materia Decimarum", "Scandalum expugnatum in laudem inst. Soc. Jesu"), пока, по проискам иезуитов, не был лишен места. Отп..

Дополнительный поиск Маркевич Болеслав Михайлович Маркевич Болеслав Михайлович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маркевич Болеслав Михайлович" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маркевич Болеслав Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 28 символа