Медея

98

(Μήδεια) — дочь колхидского царя Эфета и Гекаты, внучка Гелиеса. Имя М. Тесно связано с одним из древнейших греческих сказаний, об аргонавтах, — обломком преданий о сношениях греков со странами Востока в доисторические времена. Чарам М. Научилась от матери. Гера и Афродита зажгли в ней страсть к Язону, когда последний, во главе аргонавтов, прибыл в Колхиду за золотым руном. Чудесная мазь М. Делает Язона мощным и неопалимым, и он укрощает дышащих огнем быков, вспахивает ими обширное поле. Чарами М. Усыплен тот змей, которому доверено было царем золотое руно, и Язон овладел сокровищем. Согласно уговору, в награду за услуги, Язон обязан был взять себе М. В жены и уехать в Грецию вместе с ней. Когда Эфет пустился в погоню за аргонавтами и уже настигал их, М.

Изрубила брата своего Ансирта на куски и бросала куски в море. Отец стал собирать останки сына, и погоня была замедлена. На Крите пал от руки М. Великан Тал. По прибытии в Иолк Язон, при помощи М., отомстил Пелии за его насилия и преступления. М. Уговорила дочерей Пелии зарезать отца и сварить в котле, уверяя, что из котла он выйдет живым и юным. По обнаружении цареубийства Язон и М. Бежали в Коринф. Когда, после 10 лет супружеской жизни, Язон изменил М. Ради Главки, или Креузы, дочери коринфского царя, М., в гневе на супруга, умертвила юную невесту Язона и ее отца, причем орудием смерти послужили платье и венец, отравленные ужасным ядом и принятые невестой в дар. Тут же умертвила М. Двух детей своих от Язона, а сама на драконовой колеснице бежала в Афины, к царю Эгею.

По одному из вариантов, М., по смерти Креонта, сделалась царицей Коринфа. Коринфские женщины, желая свергнуть с себя иго варварки и волшебницы, умертвили 14 детей ее у алтаря Геры Акраи, где М. Искала убежища. В Афинах М. Родила Эгею сына Меда, но и оттуда была изгнана, за покушение отравить царского сына Тезея. Конец жизни М. Провела в Колхиде, куда она возвратилась с сыном и где восстановила отца на царство, умертвив похитителя его власти, своего дядю Персеса. По другому сказанию, власть над Колхидой она предоставила сыну Меду, по имени которого названа была Медией (Мидией) завоеванная им страна. Черты кудесницы, изначала присущие образу М., возобладали над прочими ее свойствами в позднейших произведениях поэтов.

У поэта александрийской школы, Аполлония Родосского (ок. 280-200 до Р. Хр.), М. — общий тип кудесницы и чародейки, как изображает ее и Овидий в "Метаморфозах". Она низводит Луну на Землю, собирает и разгоняет тучи, потрясает леса и горы, смиряет змей и т. П. Древнейшее упоминание о М. Содержится в "Феогонии" Гезиода. Героиней драмы впервые сделал М. Неофрон. Еврипиду принадлежит честь разработки характера, в основных чертах своих созданного его предшественником. Ни последующая древность греческая и римская (Сенека), ни новые драматурги (Корнель, Легуве) не прибавили ничего существенного не только к характеру героини, но даже к построению драмы. Сказание о М. Сохранилось, кроме Еврипида, у Диодора, Аполлодора, Гигина и Павсания.

Имена городов Иолка, Коринфа, Афин, удерживаясь в сказании о М. До позднейших форм его, дают некоторое понятие о том, где возникло сказание и где получало дальнейшее развитие. Но проникнуть в первоначальные мотивы сказания или в его основу едва ли возможно. Мифологи склонны сводить все сказание о Язоне и М. К солнечно-лунному мифу (Преллер, М. Мюллер, Рошер) или в образе М. Видеть молнию, а в Язоне — солнечного героя, торжествующего над чудовищными силами грозы (Шварц, Дешарм). Кёлер сопоставляет множество европейских сказок и индийскую сказку о царевиче Срингабуджа, все с содержанием близким к тому, что рассказывается о M. ("Orient u. Occident", II, 113 сл.). Проф. Воеводский ищет в сказании о М. Следов людоедства ("Каннибализм в греч.

Мифах", 328 сл.).Ср. Patin, "Etudes sur les tragiques grecs. Euripide" (I, 116-196). L. Schiller, "M. Im Drama alter u neuer Zeit" (Инсб., 1864).Ф. Мищенко..

Значения в других словарях
Медем Николай Васильевич

(барон) — ген. От артиллерии (1796-1870). Был инспектором классов Артилл. Училища, потом проф. Истории военного искусства, тактики и стратегии в Военной акад. Составил программы и курсы своих предметов и совместно с бар. Зедделером (см.) установил практические по ним занятия. В 1836 г. Издал "Обозрение известнейших правил и систем стратегий", а в 1837 г. — "Руководство к тактике". Окончил службу председателем главного военно-учебного комитета и главным наблюдателем за преподаванием военных наук ..

Медем, графский и баронский род

Графский и баронский род, происходящий из Гессена. В третьей четверти XV в. М. Переселились в Прибалтийский край, где разделились на три ветви. В Гессене род М. Пресекся в конце XV в. — Вильгельм фон М. Был советником герцога Курляндского (1543). Одна ветвь рода М. Получила графское достоинство Римской империи в 1779 г. — О бароне Николай Васильевиче М. См. Соотв. Статью, из его сыновей барон Михаил (род. 1831) ныне сенатор, барон Николай (род. В 1833 г.) генерал-лейтенант, сенатор, был до 1895 ..

Меджед-Али

См. Мешед-Али.. ..

Меджибож

(Менджибож, Межибуж) - местечко Подольской губернии, Летичевского уезда. Дворов 621, жителей 5489. Из них евреев 65%. Две православных церкви, 1 католическая, синагога и 11 еврейских молитвенных домов, одноклассное училище, церковно-приходская школа, аптека. Базары еженедельно, 3 ярмарки. Заводы винокуренный, табачный мыловаренный. Под М. Устраивается лагерный сбор войск. Основанный в XII в русскими князьями, М. Два раза был столицей особого удела, в период борьбы между Маномаховичами и Ольгович..

Дополнительный поиск Медея Медея

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Медея" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Медея, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа