Мертвая природа

160

(nature morte, Stilleben) — так называется род произведений живописи, изображающих битую дичь и других животных, цветы, плоды, раковины, вазы и многие другие неодушевленные предметы, принадлежащие к произведениям природы и человеческих рук. В этом роде живописи первое достоинство есть точное подражание изображаемым предметам, и в распоряжении художника остается лишь изящная их группировка и колоритная приятная светотень. Одни художники исполняют такие картины в декоративном вкусе и пишут свои композиции широко и свободно, другие любят живопись тонкую и чрезвычайно законченную. Неподвижность модели, возможность продолжительного неизменного ее освещения позволяют доводить техническое исполнение до крайней степени совершенства, так что может быть ни в каком другом роде собственно живопись, в смысле исполнения, не достигает такой высоты, как в этом.

Происхождение этого рода живописи надо искать в Голландии, и первоначально изображения М. Природы делались, вероятно, просто для вывесок. Первым по времени художником М. Природы считается Давид де Гем (1570—1632), за которым следовало много других де Гемов, в числе которых и знаменитый Ян Давид де Гем. Главнейшие художники, следовавшие один за другим до начала XVIII столетия, поименованы в ст. Голландская живопись (см.). Огромные картины Снидерса, современника Рубенса, изображавшие мясные и рыбные лавки, хотя и оживленные человеческими фигурами, в сущности, должны быть отнесены тоже к М. Природе. На эти произведения был немалый спрос у голландцев, любивших все, что изображало и напоминало им их обычный быт до малейших подробностей.

Галерея Эрмитажа богата прекрасными произведениями этого рода. У других народов этот род не имел такого значения. У французов, например, он имел скорее декоративное значение, хотя нередко служил областью, в которой техническое мастерство с присущим французам вкусом находило высшее себе выражение. Таковы, например, произведения современного нам французского художника Валлона. В России этот род живописи не имеет почти никакого значения, кроме декоративного, и то случайного.Ф. П..

Значения в других словарях
Мертвая голова

См. Мумия.. ..

Мертвая голова (бабочка)

Бражник М. Голова (Acherontia atropos) — бабочка. См. Бражник М. Голова и Бабочки, табл. II, фиг. 3.. ..

Мертвая точка

Положение, занимаемое движущей частью механизма, когда все действующие силы находятся в мгновенном равновесии и дальнейшее перемещение совершается лишь вследствие инерции от приобретенной скорости.. ..

Мертвецкий Велик-день

(Велык-день) в малорусском поверье — Пасха мертвецов, бывающая, по одним, в светлый четверг, по другим — на первой неделе Великого поста. Тогда мертвецы служат ночью в церкви. Квитка-Основьяненко построил на этом поверье рассказ. "М. Велыкдень". См. Велик день.Н. С—в.. ..

Дополнительный поиск Мертвая природа Мертвая природа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мертвая природа" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мертвая природа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 15 символа