Митрополичьи вотчины в древней Руси

56

М. Вотчины для содержания митрополита возникают тотчас по принятии русскими христианства. С. Перенесением М. Кафедры сначала во Владимир, затем в Москву начинаются приобретения земельных владений митрополита на северо-востоке России. Особенно значительны были приобретения митрополита Фотия (1403—31), Ионы (1449—61), Филиппа I (1466—73), Геронтия (1473—89), Симона (1496—1511), Варлаама (1511—22) и Даниила (1522—39). В конце XV в. М. Обширные владения находились в 15 уездах Московского царства. В это-то самое время у правительства начинает созревать мысль о необходимости положить предел увеличению земельных владений духовенства вообще и митрополитов в частности. Стоглавый собор (1551), собор 1573 г. И в особенности собор 1581 г.

Постановили "митрополиту и владыкам или монастырем земель не покупати и в закладе не держати", под страхом конфискации. Этим был положен предел дальнейшему распространению М. Земельных владений, они получили твердый определенный объем. Способами приобретения М. Кафедрой земельных владений были. Пожалование князей, покупка, вклады, мена, залог, выкуп от покупщика земель, на которых были церкви, монастыри и проч. До середины XV в. Необходимо различать два вида земельных владений митрополитов. Один — это земли, полученные кафедрой не в собственность, а в управление, на началах кормления. В них кафедра имела суд, получала судебные пошлины, наместничьи дани. Мало-помалу кафедра старалась обратить эти земли в частную собственность, приобретая разными способами земли живших в этих волостях вотчинников, а также охраняя их от вмешательства в дела управления и суда княжеских чиновников.

К концу XV в. И к началу XVI в. Правительство уже почти не различало земель, отданных кафедре в управление, от земель, принадлежавших ей на правах полной собственности. Последние составляли второй вид земельных владений М. Кафедры. Здесь она являлась не только фактическим владельцем, но и юридическим собственником, имея полные права пользования и распоряжения. До середины XVI в. Право кафедры на распоряжение своими землями не подвергается ограничениям. С этого же времени на Руси развивается теория "неподвижности" или неотчуждаемости церковных земель. Собор 1503 г. В своем послании к великому князю Иоанну III утверждал, что "всеми божественными соборы вселенскими и поместными не велено святителем и монастырем церковных стяжаний недвижимых ни продати, ни отдати".

Эти положения собора были утверждены постановлениями духовных соборов 1551, 1581 и 1584 гг. Митрополит, таким образом, теряет право распоряжения земельными владениями. Прежнее владение на праве собственности теперь уравнялось с тем, которое он имел только на началах кормления. Митрополичьи владения образовали особый институт в государстве, ставший в своеобразные отношения к последнему. Общая грамота на все владения митрополита впервые была дана Иоанном IV в 1551 г. Право пользования в М. Владениях не было ограничено. Главнейшими видами его были. 1) временное пользование, в которое кафедра отдавала свои земли и воды. 2) непосредственное владение и пользование землями самой кафедрой. 3) бессрочное и постоянное владение и пользование установлений, учрежденных на землях кафедры (сел, деревень, городов, монастырей).

4) отдача в поместье лицам, служившим кафедре. Управление М. Землями велось, под непосредственным руководством и распоряжением митрополита, М. Боярами, детьми боярскими и людьми, которые состояли при кафедре. Что касается положения М. Вотчин в государстве в административном отношении, то на первых порах они не были изъяты из ведения наместников и волостей, за исключением тех, которые были отданы в управление самому митрополиту. Со второй половины XIV в. Некоторые М. Владения освобождались, по жалованным грамотам князей, от местной княжеской администрации и общего тягла с местными жителями. Подобное освобождение в XV в. Делается еще чаще, а с 1551 г. Является общим правилом для всех владений митрополита. С учреждением воевод и губных старост, последние старались привлечь к своему ведению М.

Земли, но митрополиты выпрашивали у правительства жалованные грамоты и, таким образом, их земли выделялись из местного управления и ставились под особое управление, органы которого вполне зависели от митрополита. В финансовом отношении М. Вотчины мало чем отличались от земельных владений других разрядов населения государства. Основанием для раскладки у них были те же "муж", "двор", "дым", "соха", хотя раскладка иногда предоставлялась усмотрению самой кафедры. Виды податей и повинностей у кафедры были так же разнообразны, как и у остального населения. Ханские ярлыки освобождали, правда, владения митрополитов от некоторых платежей и повинностей, но митрополиты не всегда имели возможность пользоваться этой льготой.

Редко предоставляли М. Вотчинам льготы князья. Но объем этих льгот никогда не доходил до полного освобождения владений митрополита от всех платежей и повинностей и, главным образом, касался сборов временных. В отношении финансового управления владения митрополита рано начинают освобождаться от княжеских чиновников. Управление предоставляется митрополиту. В судебном отношении земли митрополита первоначально были подчинены общим государственным судам, но рано уже появились изъятия. Несомненно, что М. "церковные люди", о которых упоминается в уставах Владимира и Ярослава, были подчинены митрополиту в делах гражданских. Ханские ярлыки предоставляют митрополиту довольно широкую юрисдикцию. Предоставляют ее в отдельных владениях и жалованные, и уставные грамоты князей XIV и XV вв.

С XVI в. Привилегированное положение М. Земель в судебном отношении начинает объединяться и обобщаться, а в 1551 г. Митрополиту дана жалованная грамота, подтвержденная в 1585 г., которой была введена особая юрисдикция для населения всех М. Вотчин. С этого времени по гражданским делам, в которых были замешаны только лица, принадлежащие кафедре, суд ведал митрополит, под апелляцией князю, или его чиновники, кому он прикажет, под апелляцией ему, митрополиту. В спорах между населенцами земель кафедры и посторонними лицами и в делах уголовных, в которых замешаны М. Населенцы, назначался суд "сместный", "войчий", в котором участвовали судьи с обеих сторон. Решения "сместного" суда приводились в исполнение судебной стороной подсудимого.

В случае разногласия дело переносилось на суд князя. С 1527 г. Насельникам М. Земель в отношении суда предоставляется важная льгота, данная сначала только для села Быкова Московского уезда, а затем получившая довольно широкое распространение. По делам гражданским их можно было требовать в суд только два раза в году — перед Рождеством и перед Пасхой. Льгота представляла собой много неудобств для посторонних лиц и вызывала в XVII в. Справедливые жалобы населения. Третий вид суда для М. Вотчин, государственный, назначался тогда, когда шел спор о самом праве кафедры на владение тем или другим земельным участком. Дела подобного рода в XV в. Разбирали в низшей инстанции княжеские судьи, вместе с "судными мужами", а в XVI в.

— писцы и переписчик с товарищами. В высшей инстанции — князь с боярами.См. М. Горчаков, "О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и св. Синода, 968—1730 гг." (СПб., 1871).Ник. Василенко..

Значения в других словарях
Митрополиты русские

Bo главе русской церковной иерархии до введения патриаршества (1589) стоял М. До XIV в. Русь представляла собой одну митрополию, с местопребыванием М. Сначала в Киеве (до XIII в.), затем во Владимире-на-Клязьме и с XIV в. — в Москве. С усилением литовско-русского государства начинаются стремления литовских князей стать в церковных делах в независимое положение от северо-восточной Руси. Начинаются попытки создать особую митрополию в Киеве, что и удается в середине XV в. Вопрос о том — кто был пер..

Митрополиты юго-западной Руси

В 1458 г. Константинопольский патриарх Григорий IV Мамма, принявший флорентийскую унию, проживая в Риме, посвятил ученика Исидора (см.), Григория Болгарина, на митрополию всероссийскую. Но так как в Москве был М. Иона (см.), то папа Пий II, отправляя Григория к польскому королю Казимиру IV, поручил ему митрополию киевскую или литовскую, к которой причислил 9 епархий. Брянскую, смоленскую, перемышльскую, туровскую, луцкую, владимирскую-на-Волыни, полоцкую, холмскую и галицкую. Григорий начал ряд ..

Митропольский Михаил Иванович

(1834—1894) — писатель, магистр спб. Духовной академии. Был профессором философии в казанской духовной академии. Главные труды М. "Оксфордская школа или так называемый пюзеизм в Англии" ("Правосл. Собеседник", 1861, I). "Первоначальное обнаружение ересей в христианской церкви" ("Правосл. Обозрение", 1861, декабрь). "Празднование 19 февраля в Америке" ("Правосл. Собеседник", 1865, I). "Душа человека и ее отношение к телу, по учению современного естествознания" (ib., 1879, II).. ..

Митрофан воронежский епископ

(в миру Михаил) — святой, первый воронежский епископ. Род. В 1623 г. В 1663 г. Постригся в Золотниковской пустыни Владимирской области, где и пробыл до 1666 г. Выбранный настоятелем Яхромского Козмина монастыря, он через 10 лет был переведен игуменом в Макарьев Желтоводский монастырь и в 1682 г. Назначен воронежским епископом, по желанию Федора Алексеевича. Во время постройки в Воронеже адмиралтейства и флота и приготовлений Петра к Азовскому походу М. Был его ревностным помощником и даже в 1695..

Дополнительный поиск Митрополичьи вотчины в древней Руси Митрополичьи вотчины в древней Руси

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Митрополичьи вотчины в древней Руси" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Митрополичьи вотчины в древней Руси, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 35 символа