Могилы

59

С какого времени человек стал заботиться о своих мертвых, сказать трудно. Некоторые археологи полагают, что он не прилагал еще таких забот в течение древнейшего каменного, так назыв. Палеолитического века. Мнение это основывается на том, что до сих пор, в Европе по крайней мере, не было найдено М., несомненно относящихся к этой отдаленной эпохе, Находили, правда, человеческие костяки в пещерах (напр. В франц. Пещерах Cro-Magnon), в слоях, заключающих в себе остатки палеолитической культуры. Но присутствие их там объясняется вероятнее погребением их уже в более позднюю, неолитическую эпоху, когда обычай погребения в пещерах был очень распространен и при этом могли пользоваться и пещерами, служившими для обитания в предшествовавшую эпоху.

В древнейшую эпоху своей культурной жизни человек, может быть, уходил от умерших, переселялся на другое место, как это делали еще недавно некоторые дикари в Америке, Сибири и т. Д. Отсутствие погребения в настоящем смысле этого слова характеризует и некоторые народы, стоящие на несколько высшей стадии культуры. Так, у монголов мертвых просто выносят в степь и оставляют там на съедение зверям (особенно собакам) и птицам, причем считается хорошим признаком, если труп будет скоро съеден, тогда как долгое сохранение его вызывает толки, что умерший был большой грешник и потому его не хотят даже пожирать животные. Живущие в Индии и Персии парси (огнепоклонники) также не хоронят своих покойников, а имеют круглые каменные ограды или башни (без крыши), в которые опускают трупы, предоставляя их на съедение грифам, коршунам и другим хищным птицам.

В заботах об умершем выражаются два чувства. С одной стороны — любовь и сознание своего долга к покойному, с другой — боязнь его, опасение вызвать с его стороны недовольство, неприязнь, месть (см. Культ предков). Страхом перед умершими объясняются многие похоронные обычаи, напр. Крепкое завязывание покойника в кожу или одеяло, иногда даже перед последним издыханием (как это было в обычае у некоторых племен американских индейцев и др.). Возможно скорое погребение его или бегство из данного места и оставление умершего в его шалаше. Вынесение умершего не через дверь, а через нарочно прорезанное отверстие, которое потом заделывается (обычай, существующий как у америк. Индейцев, так и у многих наших северных инородцев и вызываемый опасением, как бы умерший не вернулся обратно).

Избегание встречи с покойником, запирание ворот по выносе тела, очищение после похорон огнем или водою. Погребение с умершим принадлежавших ему или любимых им вещей, также жен или предметов, способных обеспечить его существование или необходимых ему для воображаемого переезда на тот свет. Умилостивительные жертвоприношения, поминки, выставление пищи в доме в известные дни и т. П. Наконец, самое погребение (похороны, хоронение, прятание) подальше, в пещере, лесу, в глубокой яме, под большою насыпью и т. Д. У иных народов, впрочем, умерших хоронят поблизости, даже под самым жильем, что в особенности применяется к умершим детям. Позже, с развитием религиозных воззрений, вводятся иные обычаи, например помещение умершего в лодку и пускание последней в море, или сожжение трупа на костре, или, напротив, заботливое сохранение трупа посредством его высушивания, мумифицирования, бальзамирования.

В случае трупосожжения, оставшийся пепел, обгорелые кости и вещи обыкновенно собираются в сосуд (урну) или просто в кучу и предаются также погребению. У некоторых народов существует двойное погребение. Первое — временное, покуда не разложатся и не истлеют все мягкие части трупа, после чего кости вынимают, очищают, иногда окрашивают в красный цвет и погребают уже окончательно. У других народов, если одноплеменник погиб на чужбине, дома устраивается мнимое погребение. Делается могила и в нее кладутся вещи, принадлежавшие умершему. Вообще говоря, могила устраивается наподобие жилища, нынешнего или некогда бывшего в употреблении. Такой характер имеют, напр., погребальные пещеры (соответствующие жилым пещерам), катакомбы и мегалитические гробницы или дольмены (как бы искусственные пещеры), М.

В земле (соответствующие землянкам, особенно М. Магометан, у которых из ямы делается ниша в сторону, где и полагается умерший), М. Под насыпью (напоминающего чум, юрту, шатер), М. Над поверхностью земли, на помостах или в особых хижинах (как у некоторых сибирских инородцев) и т. Д. Гроб — из досок, выдолбленного ствола (колоды), камня (саркофаг), глины и т. Д. — вошел в употребление уже на более высоких стадиях культуры. У большинства народов труп обкладывается только несколькими досками, или над ним устраивается род шалаша (из стволов, брусьев), или он просто засыпается землей (иногда известного рода — напр. Красной глиной), или заливается известкой и т. П. Исследование М. Представляет вообще значительный интерес — в этнографическом, археологическом, антропологическом отношениях.

С одной стороны, в М. Находят остатки самих умерших, их кости, черепа, иногда остатки волос, а в некоторых случаях — целые мумифицированные трупы, которые могут дать некоторое понятие о типе погребенных, следовательно, о типе многих древних и исчезнувших уже народов. С другой стороны, обстановка М., находимые в них вещи — орудие, оружие, украшение, посуда, кости животных и т. Д. — знакомят нас до известной степени с бытом народа, его промышленностью, искусством, торговыми и иными сношениями, отчасти верованиями и т. Д. Благодаря лишь раскопкам и изучению содержания М. Удалось получить более полное понятие о быте и отчасти истории древних египтян, о культуре древних перуанцев, отчасти также классических народов, скифов, древних германцев и славян, многих финских и тюркских народов.

Изучение М. Затрудняется, с одной стороны, уничтожением многих М. (от времени, от распахивания и расхищения их человеком. М., в которых находились ценные вещи, напр. Золотые, очень часто оказываются расхищенными, иногда, по-видимому, еще в древние времена), с другой — трудностью определить эпоху погребений и принадлежность их тому или другому народу. Для эпох более поздних и для стран, находившихся в торговых сношениях с культурными, определению времени значительно способствуют монеты, находимые иногда в М. Но для более ранних эпох мы не имеем таких показателей и должны руководствоваться только характером и стилем полагавшихся с умершими изделий, что часто не дает возможности точно определить эпоху. В некоторых М.

— напр. Египта, Малой Азии, Греции, Крыма, Новороссии — были найдены весьма ценные предметы древнего искусства, во многих других — интересные образцы древнего вооружения, украшений, керамики, разные религиозные символы и амулеты, фрагменты тканей и т. П. В Зап. Европе древнейшие М. Были найдены в пещерах и дольменах. Они относятся к неолитической эпохе и началу бронзового века. Затем идут М. В земле, без насыпи и под насыпью, относящиеся к бронзовому и железному векам. М. Под насыпью известны на Западе под названием tumuli (ед. Ч. Tumulus), в Англии — barrows, в Соед. Шт. Амер. Mounds, в Германии — Hügelgräber. Изучение их в Европе дало много ценных данных для познания быта и культуры начала Средних веков, древних германцев, бриттов и т.

Д. В России, кроме немногих дольменов (на Кавказе и в Крыму), погребальных пещер (там же), катакомб (в Крыму), древние М. Можно отнести к двум главным типам — могильники и курганы. Могильники — это кладбища, в которых отдельные М. Слабо обозначены, насыпи их часто слились в одну сплошную возвышенность, а иногда и не обозначены вовсе явственными наружными признаками, так что М. Этого рода открываются лишь случайно (при пахании, напр., земли). Вообще говоря, могильники древнее курганов, хотя это и нельзя утверждать относительно всех последних. В Средней, Восточной и Западной России могильники характеризуют эпоху примерно VI—X вв. И заключают в себе остатки различные финских, литовских и славянских народностей, большею частью со следами погребения, но иногда и трупосожжения (могильники люцинский, ашераденский в Зап.

России, лядинский, курманский — в Средней, ананьинский, котловский — в Восточной России, М. Польши с урнами и др.). Курганы Средней и Зап. России представляют собою насыпи, более или менее высокие (но редко значительные), под которыми полагался умерший. Чаще всего встречается одиночное погребение, но иногда находят несколько костяков под одною насыпью и на одном уровне. В разных местностях курганы называются различно. Курганы, могилы, сопки, мары, панки и т. Д. Народ приписывает их обыкновенно литовцам, шведам, французам и т. Д., но несомненно, что это М. Гораздо более древние и заключают в себе остатки славян, финских и тюркских народностей IX—XIII вв., а на Востоке — и более поздних эпох (вообще обычай насыпать курганы стал исчезать с распространением христианства).

В Южной России были находимы курганы даже каменного века (костяки в скорченном положении, с каменными при них орудиями) и начала бронзового (каменные и бронзовые орудия, черепа и костяки иногда окрашены красной охрой). Особенно замечательны курганы скифские, иногда громадных размеров, с большими могилами на значительной глубине и со многими погребениями (иногда как бы какого-то царя или князя, с царицей, рабами, конями, массой золотых украшений, оружием, металлическими сосудами, глиняными амфорами и т. Д.). Раскопки этих курганов дали ряд ценных художественных изделий греческой работы IV—III вв. До Р. Хр. Там же встречаются М. И более поздних времен, славянской и тюркской эпохи, с иного рода оружием и посудой, с серебряными украшениями, иногда с монетами, конем и т.

Д. Ряды курганов характеризуют вообще южно-русские степи, особенно Новой России, а также прикавказские, приуральские, западно-сибирские. Но они встречаются и во многих других местностях России, преимущественно вдоль рек, служивших путями расселения и торговли. Сообразно различным областям и эпохам и принимая во внимание обстановку погребений и характер вещей в М., можно различать многие группы курганов. Каменного века, бронзового, скифские, скифо-сарматской эпохи (?), славянские (древлян, северян, кривичей и т. Д.), литовские, мерянские, московские и мн. Др. В Сибири (напр. В Минусинском крае) встречаются М., обставленные кругом высокими камнями (так наз. "маяки") и часто заключающие в себе медные орудия и оружие, кельты, кинжалы, ножи и т.

Д. Массой бронзовых изделий особого типа характеризуются также могильники Кавказа, Осетии, Чечни, Закавказья, исследованные преимущественно в течение последних пятнадцати лет. Сведения о русских курганах и вообще о результатах исследований древних М. В России разбросаны в "Отчетах" и др. Изданиях Имп. Археол. Комиссии, в "Трудах" русск. Археол. Съездов, в изданиях московского, петербургского, одесского, казанского, киевского и других археологических обществ, также в разных финляндских, прибалтийских, польских и сибирских изданиях.Д. Анучин..

Значения в других словарях
Могилевский Афанасий

Духовный писатель, протоиерей, проф. Богословия в Харьк. Унив., ум. В 1850 г. Напеч. "Российская риторика" (Харьк., 1817 и 1824), "Речь о необходимости христианского учения" (в "Речах Харьк. Унив.", 1820), "Беседы о важнейших истинах христианского учения" (Харьк., 1825), "Слова и речи" (Харьк., 1845).. ..

Могилевский Листок Сельского Хозяйства и Охоты

Еженедельная газета, орган могилевского общества сельского хозяйства, выходила в Могилеве в 1902—5 г. Ред. А. М. Королько.. ..

Могильна

Мст. Минской губ., Игуменского у., на р. Немане. Здесь в 1235 г. Была битва между литовцами и южно-русскими князьями. Победили первые. Жителей 923, дворов 158. Церковь, еврейский молитвенный дом, школа.. ..

Могильник

(орел-могильник. Aquila heliaca s. Imperialis) ошибочно описан под названием беркут (см. Также ст. Орлы).. ..

Дополнительный поиск Могилы Могилы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Могилы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Могилы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа