Монизм

126

(от греческого μονος — единый) — обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия. В этом смысле М. Противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плюрализму, допускающему бесконечное множество качественно различных субстанций (монады Лейбница, гомойомеры Анаксагора). Как материализм, так и идеализм представляют собой системы монистические. Впервые М. Был противопоставлен дуализму Вольфом, который себя причислял к дуалистам. Термин М. Получил распространение лишь в применении к гегелевской философии и в особенности в современной натурфилософии (Геккеля, Нуаре и др.), для которых духовное и материальное представляются не самостоятельными началами, а чем-то неразрывным.

В этом направлении вновь проявляются древние гилозоистические представления. Таким образом, значение термина монизм изменилось. Вольфова школа видела в монизме смешение понятий материи и духа и требовала их разделения. Если же в современной философской литературе и восстают против М. (Геккеля), то в сущности лишь для того, чтобы на место натуралистического понимания поставить иной М., исходящий из гносеологических воззрений, по которым материя и дух являются лишь различными сторонами одного и того же бытия, зависящими от субъективного понимания. Не может быть никакого сомнения в том, что истинная философия может быть только монистической. Основное требование всякой философской системы заключается в проведении единого начала, и отказаться от этого требования значит отказаться от возможности понять мир как целое, как космос (порядок).

Не всякий М., однако, имеет философское значение. Материалистическому М. Вполне справедливо противопоставляют дуалистическое миропонимание, которое как критический прием, как анализ понятий, имеет полное значение. Но на дуализме остановиться нельзя. Поняв различие духа и материи, нужно искать объединения в высшем понятии и в идеалистическом М., который субстанциальное значение признает лишь за духом, а в материи видит феномен, всецело объяснимый деятельностью духовного начала. Вся новая философия, начиная от Декарта, шла по этой дороге, и нужно полагать, что по этому направлению пойдет и будущая философия, пользуясь результатами идеализма XVII в. И начала XIX в.Э. Р..

Значения в других словарях
Монза

Р. Вологодской и Костромской губ., правый приток Костромы. Берет начало в Кадниковском уезде, в небольшом расстоянии от р. Сухоны, орошает уезды Кадниковский и Буйский. Общее направление к Ю.В., длина течения до 100 вер., ширина от 15 до 30 саж., глубина незначительна, берега вообще пологи. На М. Много мельниц. Весной по М. Производится значительный сплав леса, начиная от села Демьянова.. ..

Монигетти Ипполит Антонович

Архитектор (1819—78), род. В Москве. Пройдя блестящим образом курс московского Строгановского училища технического рисования, в 1834 г. Поступил в воспитанники Имп. Акд. Худ., в которой главным его наставником по архитектуре был проф. А. П. Брюллов. В 1839 г. За проект театрального училища М. Награжден мал. Зол. Медалью, но по болезни не конкурировал на получение большой такой же медали и, вышед из акд. С званием художника XIV кл., для поправления своего здоровья отправился в чужие края. Пробыв ..

Моника

(332—387) — мать блаж. Августина. Родилась от христианских родителей. Вступив в супружество с язычником, по имени Патрицием, под конец его жизни обратила его ко Христу. Из "Исповеди" Августина известно, с какой любовью и разумной заботливостью относилась она к сыну. В ней видят образец матери-христианки. Ее влиянием объясняют исправление ее сына. Сначала она с детьми жила в Карфагене, потом в Милане. После крещения сына М. Вместе с ним отправилась в Африку, но на пути скончалась в Остии. В 1430 ..

Монинское согласие новопоморское согласие

— раскольники, отделившиеся в 70-х гг. Прошлого века от поморцев московского Преображенского кладбища, называемых также феодосеевцами и принадлежащих к беспоповщине. Основатель М. Согласия, московский купец Василий Емельянов, отвергнув основные начала своего прежнего вероучения — безбрачие и немоление за царя, — установил следующие положения для новообразовавшейся общины. "женившиеся не согрешают. Брак чист. Ложе не скверно и не блазненно. Подобает молиться за предержащие власти". Из всех беспоп..

Дополнительный поиск Монизм Монизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монизм" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа