Монолог

72

Речь наедине, произносимая действующим лицом в драме, а также рассказ или торжественное обращение к другим лицам. Вообще под М. Подразумевается эпизодическое появление в драме отрывков эпического или лирического характера, побуждающих зрителя к некоторому размышлению, к остановке на данном моменте деиствия. М. Не есть неизбежная часть драмы. Развитие его представляется неравномерным, отчасти случайным. Древнеклассическая драма не способствовала развитию М. Аристотель в своей "Поэтике", говоря о главных элементах драмы, отводит М. Последнее место. Он является у древних или в виде монодрамы (см.), или в виде лирических отступлений, вложенных в уста хора (пессимистические размышления о жизни в "Эдипе в Колоне" Софокла), или в виде рассказов так наз.

Вестников (как в "Антигоне" Софокла). Иногда, впрочем, М. В современном значении слова встречается и в античных драмах. Аристотель жалуется на то, что более ранние поэты зачастую влагали в уста своих лиц М. Политического характера, а современные философу драматурги — М. Риторические, адвокатского пошиба. Более правильное развитие М. Мог получить лишь при смене античной "драмы положения" новейшей "драмой характеров" (см. Драма), когда главным содержанием драмы стало действие, происходящее в душе человека. Даже у Корнеля и Расина встречается лирический М., явно противоречащий основам ложноклассической трагедии. Вполне свободно и сознательно пользуется М. Шекспир. В особенности богат монологами "Гамлет". М. "Быть иль не быть" до того часто выделяли из трагедии, что, по замечанию Льюиса, даже актеры перестали обращать внимание на его значение в действии и читают его так, как будто это просто прекрасное рассуждение о жизни и смерти, излюбленное публикой.

Верный взгляд на М. Выказали в своих драмах Шекспир и Гёте, старавшиеся примирить "драму положения" с "драмой характеров". М. В этих драмах, как и у Шекспира, никогда не выходит из границ характеристики действующего лица. Напр. Лирический монолог Иоанны в "Орлеанской деве" Шиллера ("Молчит гроза военной непогоды") есть одно из самых драматических мест трагедии, так как на глазах зрителя из столкновения внутренних чувств долга и страсти возникает как бы ропот против небесных сил, постепенно растущий и достигающий все большего напряжения. При дальнейшем развитии лирического элемента в европейской драме М. Получил еще более важное значение, особенно в драмах романтиков начала и первой половины XIX в. Так, байроновский "Манфред" состоит почти целиком из одних М.

В "Вильяме Ратклифе" Гейне, трагедиях Грильпарцера, драмах Виктора Гюго М. Играет первенствующую роль. Из романтической трагедии М. Перешел и в мелодраму. Русская драматургия XVIII и XIX в. Отчасти отражала в себе направления европейской драмы, и сообразно этому менялись взгляды авторов на роль М. В общем русская драма не злоупотребляет М. Так, в "Борисе Годунове" Пушкина М. Не выходит из пределов характеристики, а Островского (напр. В комедии "Не было ни гроша, да вдруг алтын" М. Скупца в последнем акте) М. Есть в то же время монодрама. В новейшей европейской драме, под влиянием натурализма уклоняющейся от психологии и незаметно возвращающейся к типу античной драмы (на этот раз роль "рока" играют бессознательные инстинкты, "природа"), М.

Перестает играть существенную роль и даже совершенно упраздняется у Ибсена, Гауптмана, Стриндберга. То же замечается и у нас ("Доктор Мошков" Боборыкина). Это явление знаменует лишь реакцию против злоупотреблений лирическим элементом драмы, а отнюдь не полное упразднение М., являющегося как с точки зрения сценического эффекта, так и с точки зрения поэтических требований одной из законных условностей драматического искусства. Монологам тенденциозного характера с намеками на современность особенно благоприятствует комедия. В греческой комедии (Аристофан) хор в известном месте обращался к зрителям с так наз. "парабасой", т. Е. Беседой, не имевшей прямого отношения к действию комедии. О текущих делах республики, об общественных нравах и т.

П. Роль таких "парабас" в новой комедии играют М. Личностей вроде мольеровского Альцеста, или грибоедовского Чацкого, или Гоголевского городничего в "Ревизоре" ("Чего смеетесь. Над собою смеетесь!"). В особенности процветает этого рода М. В новейшей парижской комедии на "злобы дня" Дюма-сына, Сарду и т. П. Они влагаются в уста так наз. "резонера" комедии, заменившего древний комический хор.Вс. Ч..

Значения в других словарях
Моноклиноэдрическая система

См. Одноклиномерная система.. ..

Моном

См. Одночлен.. ..

Мономания

(Monomanie) — психиатрический термин, введенный в начале нашего столетия Эскиролем. Основная идея учения о М. Заключается в том, что помешательство может быть частичным, оставлять значительные области душевной жизни совершенно здоровыми. Соответственно этому учению различали, напр., М. Аффективную, инстинктивную, эротическую, пожарную (или пироманию — в смысле болезненного влечения к поджогам), М. Убийства, самоубийства и т. П. Подобное выделение "пунктов" помешательства или отдельных болезненны..

Дополнительный поиск Монолог Монолог

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монолог" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монолог, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа