Музыкально-издательское дело

65

Музыкальные сочинения (раньше всего — вокальные сочинения духовн. Содержания) до изобретения книгопечатания распространялись в списках, рассылавшихся в разные страны. Изобретение книгопечатания вызвало и попытки нотопечатания (см. Ноты). Большого развития издание музыкальных произведений достигает во Франции трудами семьи Бальяр (Baillard), с 1552 г. Привилегия, полученная этой семьей, значительно тормозила М.-издательское дело во Франции, где в середине XVIII века ноты печатались еще теми же устаревшими типами, что и в XVI в. В 1755 г. Брейткопф (см. Соотв. Статью) изобрел сложные нотные типы, что сделало нотопечатание изящным и удобным, но вместе с тем трудным и дорогим. Типографский способ печатания нот ныне не уступает печатанию нот с гравированных металлических досок.

Это обстоятельство вызвало быстрый рост, а вместе с ним и распространение М. Изданий. Издание М. Произведений сосредоточено главным образом в Лейпциге, где с 1829 г. Существует союз немецких торговцев музыкальными изданиями, издающий свои "Mitteilungen" (с 1888 г.), с ежегодными статистическими обозрениями немецкой М. Торговли. Из 274 исключительно М.-издательских фирм Лейпцига (1894) всего более выдается фирма Брейткопф и Гертель (особенно дешевые классики). В Лейпциге же находится единственная за границей русская М.-издательская фирма Митрофана Петровича Беляева (с 1885 г.), почти исключительно занятая изданиями произведений русских композиторов (см. Два каталога 1895 г., с портретами русских композиторов).

Число напечатанных ей М. Произведении достигает 900. В 1893 г. На немецком музыкальном рынке появилось с лишком 10 тысяч названий М. Произведений. В 1893 г. М. Произведениями торговали в Германии, кроме лейпцигских, еще 2503 книжные фирмы. В России изобретениями по части нотопечатания стали пользоваться позже других стран. Как и на Западе, у нас раньше всего появляются сочинения духовной музыки, в том числе "Ирмологий" (см. Соотв. Статью) — одна из самых старинных нотных книг всего славянства, уже в 1704 г. Бывшая в употреблении в Курижском м-ре (близ Харькова). В Москве напечатаны нотным наборным шрифтом (1772 г.) ныне весьма редкие "Октоих" (нотный), "Ирмологий" (нотный), "Праздники" (нотного издания). "Богогласник" (пространный) напечатан в 1790 г.

В Почаевской лавре, тем же шрифтом. Первое светское нотное издание — "Пролог" на коронацию императрицы Елизаветы Петровны, под заглавием "Титово милосердие", — напечатан в 1742 г. В Москве. Издания синода вскоре уступают место изданиям в области музыки народной и учебной. Первыми учебниками были "Методический опыт, каким образом выучить детей читать музыку" (перев. С франц., М. 1773) и "Клавикордная школа, или краткое и основательное показание к согласию и мелодии, с практическими примерами, изъясненное Лелейном" (там же, перев. С нем.). В Петербурге в 1781 г. Появилось впервые "Собрание наилучших российских песен", без имени собирателя. Первая оперная партитура вышла в 1790 г. "Горе-богатырь Косометович", слова императрицы Екатерины II, музыка Мартини, переложенная для клавира с голосами Иваном Прачем, издавшим в 1790 г.

"Собрание русских народных песен". В 1791 г. Вышла партитура "Олега", слова Екатерины II, музыка Сарти, Каннобио и Пашкевича. В 1792 г. — "Новый российский песенник". Одной из первых издательских музыкальных фирм в России была фирма И. Д. Герстенберга, существовавшая в СПб. Всего два года (1794—96). Около 1810 г. Возникает в Петербурге фирма "Карл Пец" (издала сочинения Карла Арнольда, Карла Мейера, Фильда и др.). Фирма "Одеон" (владелец — Хурсалкин) издала впервые большинство романсов Глинки и напечатала клавир-аусцуги его опер "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила" (с немецкими текстами Ю. К. Арнольда). Фирма "М. Бернард" (см.), существующая с 1829 г., издала большинство романсов А. С. Даргомыжского, 12 романсов (избранных) М.

И. Глинки, основала в 1840 г. Журнал "Нувеллист" (см.) и пр. В начале 50-х годов издания фирмы "Одеон" перешли к Ф. Стелловскому (приобретшему и издания фирмы К. Пец), который издал "Аскольдову могилу" Верстовского, "Русалку" Даргомыжского, "Рогнеду", "Юдифь", "Вражью силу" Серова и др. Оперы, а также "Музыкальный Альбом" (прил. К журналу "Пантеон"), несколько оркестровых сочинений М. Глинки и пр. Фирма существовала до 1887 г. Фирма "Брандус и Дюфур" издавала "Музыкальный Свет" с 1847 г. В начале 60-х годов возникает довольно известная в свое время фирма "А. Битнер", имевшая отделение в Гамбурге. Перестала существовать в 1893 г. В 1869 г. Основана фирма "В. Бессель и К°". Ею изданы оперы "Каменный гость" А. Даргомыжского, "Опричник" П.

Чайковского, "Кавказский пленник" Кюи, "Хованщина" Мусоргского, "Снегурочка" и "Псковитянка" Н. Римского-Корсакова, "Демон" Рубинштейна, "Корделия" Н. Соловьева, "Тушинцы" Бларамберга, много хоровых сочинений, оркестровых партитур и т. Д. Василий Васильевич Бессель (род. В 1843 г.) перевел на русский язык "Обозрение всеобщей истории музыки" Шлюттера. В 1872—77 гг. Издавал специально-музыкальный журнал "Музыкальный Листок", позднее журнал "Музыкальное Обозрение". В конце 70-х гг. В Москве возникает фирма "П. Юргенсон", издавшая много сочинений П. Чайковского и перепечатки сочинений иностранных композиторов. Она приобрела в 1889 г. Большую часть изданий М. Бернарда. В 1887 г. Издания Ф. Стелловского перешли к фирме "А. Гутхейль". Наша музык.

Издательская деятельность в последние годы значительно возросла. Десятки граверов нотных работают теперь в России, а общее число изданных за последние 20 лет сочинений превышает 30 тысяч номеров.О нотных изданиях церковных XVII и XVIII вв. См. Статью Н. Бессонова, "Судьба нотных певческих книг. Одна из ветвей истории моск. Печатного дела" ("Православное Обозрение", 1864 г., май и июнь), и брошюру В. Бесселя, "Материалы к истории нотно-издательского дела в России" (СПб., 1895).—ский..

Значения в других словарях
Музыка и Пение

Ежемес. Нотный журн. См. Музыкальные журналы.. ..

Музыка и Театр

Газета. См. Музыкальные журналы.. ..

Музыкальное Обозрение

Газета. См. Музыкальные журналы.. ..

Музыкальные журналы

В России, по порядку их возникновения. — М. Увеселения — ежемесячное издание, выходившее в Москве в 1774 г. И заключавшее в себе "оды, песни российские, как духовные, так и светские, арии, дуэты польские, минуеты английские, контра-танцы французские, котильоны, балеты и прочие знатные штуки для клавикордов, скрипок, кларинет и других инструментов". Это — первая попытка издавать в России музыкальные журналы, по мысли московского капельмейстера Керцелли и на средства Христиана-Людвига Вевера. Всег..

Дополнительный поиск Музыкально-издательское дело Музыкально-издательское дело

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Музыкально-издательское дело" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Музыкально-издательское дело, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 28 символа