Неделя православия

71

Так называется первая Н. (воскресенье) великого поста, день совершения торжества православия, установленного в Греции в первой половине IX в., в память окончательной победы православной церкви над ересями, особенно иконоборческой. Богослужение, приспособленное к торжеству и называемое чином православия, тогда же было составлено Мефодием, патриархом константинопольским. В XII и XIV вв. Оно было значительно дополнено. В настоящее время обряд православия, совершаемый в Константинополе в первое воскресенье великого поста, состоит исключительно в поминовении усопших, молитву за которых читает сам патриарх. О совершении чина православия в России первые бесспорные упоминания относятся к XIV в. И принадлежат митрополиту Киприану.

В России греческий синодик этого чина был дополнен сначала именами "новых еретиков" (Кассиан, архимандрит Юрьева монастыря, Ивашко Максим, Некрас Рукавов, Иван Курицын и Митя Коноплев). В конце XVII и в начале XVIII вв. Перечисление "новых еретиков" было заменено словами. "Кассиан архимандрит с товарищи", но внесены вновь. "вор и изменник и клятвопреступник и душегубец Стенька Разин с единомышленниками своими". "новый еретик Гришка Отрепьев Росстрига...". "изменник и вор новые четверти подъячей Тимошка Акиндинов". Изменник лже-Василий I Шуйский. "бывший протопоп Аввакум и поп Лазарь, Федор роздиакон" и др., первые расколоучители. Никита Суздальский, Сергий Нижегородский и др. Расколоучители конца XVII и начала XVIII вв.

Все не признававшие и не принимавшие новоисправленных книг. Всех анафематствований возглашалось тогда около 20, а имен лиц, которым возглашалась вечная память, было до 4000. В царствование Екатерины II, Гавриилом, митрополитом новгородским и с.-петербургским, чин православия был исправлен и значительно сокращен исключением из него. 1) множества имен, которым возглашалась вечная память, и 2) имен многих гражданских преступников и всех расколоучителей, которым провозглашалась анафема. Этот чин в первый раз напечатан в 1767 г. И почти неизменно сохранялся до 1869 г., когда он вновь был пересмотрен. Еще по изданию 1850 г., в "Последовании в Н. Православия", возглашалась анафема "дерзающим на бунт и измену, яко Гришке Отрепьеву, Ивану Мазепе и другим подобным".

Ныне все анафематствования безличны. Торжество православия совершается в кафедральных церквах, по прочтении часов или перед окончанием литургии. Чин православия содержит в себе чтение символа веры, произнесение анафемы и провозглашение вечной памяти всем защитникам православия. Церковь анафематствует отрицающих бытие Божие и Промысел, духовность существа Божия и его свойства, равносущие и равночестность Сына Божия и Святого Духа Богу Отцу. Отвергающих необходимость пришествия на землю, страдания и смерти Сына Божия для спасения человека. Не приемлющих благодати искупления. Отвергающих приснодевство Пресвятой Богородицы. Не верующих, что Дух Святой действовал через пророков и апостолов и ныне пребывает в сердцах истинных христиан и наставляет их на всякую истину.

Отрицающих бессмертие души, кончину века, суд и вечное воздаяние по делам. Отметающих таинства. Отвергающих соборы и их предания. Отвергающих божественное происхождение царской власти и надлежащее отношение к ней и, наконец, отметающих и хулящих св. Иконы. Всех анафематствований 12. После каждого возглашения клир от имени церкви трижды поет анафема. Наконец, провозглашается вечная память всем подвизавшимся в православии словом, писанием и жизнью. Поименно воспоминаются Константин Великий и св. Елена, Феодосий Великий и Феодосий Младший, Юстиниан, святые Владимир и Ольга, все русские императоры и императрицы.Ср. "Древняя Российская Вивлиофика", изд. 1775 г., ч. VIII. Ст. Семенов, "О чине православия" (Киев, 1856). К. Никольский, "Анафематствование, совершаемое в первую неделю великого поста" (СПб., 1879).

Рецензия на это сочинение профессора Горчакова в "Отчете о 23 присуждении наград графа Уварова". Ф. Успенский, "Очерки по истории византийской образованности" (СПб., 1892)..

Значения в других словарях
Недельщик

Так назывался в допетровской Руси судебный пристав, исполнявший свои обязанности по неделям ("быть в неделях"). Состояли Н. При дьяках, которые вносили их имена в особые книги, при вступлении в должность. Обязанности их заключались в оповещении сторон о вызове в суд и доставлении их к суду, а также в поимке татей и разбойников. Все это делалось самим Н. Только в пределах города. Для вызова в суд уездных людей каждый Н. Содержал при себе по семи ездоков, которые также были записаны в книги у дьяк..

Неделя

1) период времени в семь суток, существующий почти во всех календарях и основанный на переменах фаз Луны (см.). 2) церковно-славянское название воскресенья.. ..

Неделя с.-петербургская газета

— еженедельная газета, основана в марте 1866 г., номинально — генералом Мундтом, на самом деле — П. А. Валуевым. В феврале 1867 г. Перестала выходить, за неимением подписчиков, после чего перешла в руки книгопродавца Генкеля, возобновившего ее издание в декабре того же года. Фактическое заведование газетой поручено было доктору Конради. С января 1869 г. Оно перешло в руки Е. И. Конради (см.), при ближайшем участии П. А. Гайдебурова и Ю. А. Росселя. В том же году газета была остановлена на 6 меся..

Неделя с.-петербургская газета (дополнение к статье)

— газета (изд. В. П. Гайдебурова). Прекратилась в 1901 г.. ..

Дополнительный поиск Неделя православия Неделя православия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Неделя православия" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неделя православия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 18 символа