Неронов

64

(Иоанн) — московский протопоп (1591—1670). С юношеских лет чувствуя наклонность к страннической жизни, Н. Путешествовал из села в село, находя пристанище у причетников, которым помогал в церковных службах. До тонкости изучил богослужебный устав и считался потом авторитетным знатоком обрядовой практики. Посвященный в сан диакона и затем священника, Н. Служил последовательно в селе Никольском, Лыскове и Нижнем Новгороде. Здесь он приобрел симпатии прихожан организацией общественной благотворительности и смелыми обличениями по адресу местного воеводы, за что поплатился 40-дневным заключением в тюрьме. В 40-х гг. XVII в. Н. Был переведен в Москву на почетное место ключаря Успенского собора, а впоследствии назначен протопопом московского Казанского собора.

В Москве Н. Сблизился с царским духовником Бонифатьевым и вскоре стал видным членом того могущественного кружка, который, при слабом патриархе Иосифе, фактически держал в своих руках кормила церковного правления. Сюда же примкнул и бежавший с сельского прихода Аввакум, которому Н. Дал у себя приют. Когда с 1649 г. Вызванные в Москву киевские ученые начали исправление богослужебных книг на новых основаниях, Н. Открыто стал в ряды их противников. Первую реформаторскую попытку Никона ("Память о поклонах", 1653 г.) Н. Встретил крайне враждебно и вел о ней речь с патриархом в столь резком тоне, что его сослали в Новоспасский, потом в Симонов монастырь. Здесь его заковали в цепь, "били немилостиво" и, наконец, отправили в Спасо-Каменный монастырь.

Иноки приняли Н. С великим почетом, как страдальца за веру. Богомольцы из окрестностей собирались слушать стойкого борца за древлее благочестие. Узник вел переписку с влиятельными друзьями в Москве и даже находил возможность посылать грамоты царю. Но через полгода Н. Так надоел настоятелю и братии своей благочестивою ревностью, что его заточили в келию и послали донос в Москву. В 1654 г. Н. Перевели "за оток окиана моря", в глухой Кандалашский монастырь. Переездом своим Н. Воспользовался в целях пропаганды. Так, в Вологде он открыто в церкви громил нововведения и убеждал держаться старины. Хотя в Кандалашском монастыре Н. Держали очень строго, но он ухитрился убежать и в глухую ночь переплыл на Соловки. Здесь беглеца встретили как самого дорогого гостя и облегчили ему переезд в Москву, куда Н.

Прибыл тайно, приютившись в доме Бонифатьева. В 1656 г. Н. Принял монашество, с именем Григория. На соборе того же года Н. Был лишен сана и предан отлучению. Последнее, впрочем, скоро было снято с Н. Усилиям друзей удалось установить довольно мирные отношения между патриархом и Н., но упрямый протопоп не мог успокоиться при виде переустройства церковно-обрядовых порядков и при личных беседах с Никоном резко порицал его действия. В 1664 г. H. Судился за пропаганду раскола в Вологде. На соборе 1666 г. H. "отречеся лестного си учения", но все-таки был сослан в Волоколамский монастырь, с запрещением служения и отлучением от причастия. В 1667 г. H. Вторично покаялся, и хотя собор дал о нем отзыв, что он "пребысть в истине непостоянен, яко трость", однако он получил прощение и был назначен архимандритом в Переяславский монастырь.

Прежние друзья отшатнулись от него. Написал несколько челобитных царю, царице, Ст. Бонифатьеву и одну "общую отписку ко всем христолюбцам". По тону они мягче подобных посланий других расколовождей (а послания к царице просто носят характер "слезниц"), но, в общем, не имеют ни литературных, ни богословских достоинств. Особенно он отстаивал принцип соборности в церковном устройстве, против абсолютизма и личного деспотизма Никона. От других вождей раскола H. Отличается нравственной шаткостью и готовностью идти на компромиссы.См. П. Знаменский, "Иоанн H." (в "Православном Собеседнике", 1869, март-апрель). И. Харламов, "Протопоп Иван H." ("Древняя и Новая Россия", 1881. Т. I). "Материалы для истории раскола", т. I.К. X..

Значения в других словарях
Нерома

("сиречь Жомойть" в Переяславо-Суздальском Летописце) — древнефинское название жмуди (в Ипатьевской летописи — Норома, у Нестора — Норова), от финского ма — земля и норо — низменность, болотисто-водянистая низкая местность. Ширрен ("Nachrichten d. Griechen u. Römer", 1852) сопоставляет с Н. Литовское название Вилии — Нерис, Нерунг восточной Пруссии, Геродотовых Неуров и Нурскую землю Шафарика.Э. В.. ..

Нерон

(Claudius Tiberius Germanicus Nero) — римский император (54—68), сын Кнея Домиция Агенобарба и дочери Германика, Агриппины младшей. Сначала назывался Люций Домиций и получил свое позднейшее имя после усыновления императором Клавдием, который женился на его матери. H. Унаследовал властолюбие от матери, наклонность к жестокости — от отца, который однажды собственноручно убил вольноотпущенника за отказ напиться допьяна, нарочно задавил ребенка на улице и за противоречие выколол глаз всаднику. Насле..

Нерпа

Название, даваемое русскими промышленниками на севере двум видам тюленей. Обыкновенному тюленю (Phoca vitulina) и кольчатому тюленю (Phoca annulata s. Foetida. См. Тюлени). На нашем севере промысел на Н. Производится преимущественно весной или осенью, причем либо стреляют зверя, когда он выставляет из воды голову, либо ловят в особые сети — прометы. На Байкале, в марте месяце, производится лов волосяными сетями молодой Н., белые нежные шкурки которой ценятся дорого и идут на дохи (шубы). В апрел..

Нерпи

Река Якутской области, Олекминского округа, берет начало в Делюн-Уранском хребте и впадает с левой стороны в реку Витим. Длина реки 80 верст, ширина до Чаянгро от 10 до 15 саженей, ниже — до 25 саженей.. ..

Дополнительный поиск Неронов Неронов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Неронов" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неронов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 7 символа