Новопифагореизм

64

Философское направление I в. До Р. Хр., с пифагореизмом имеющее столько же общего, сколько и с философией Платона, Аристотеля и стоиков. По существу Н. Есть эклектизм. К древнепифагорейскому учению Н. Близок любовью к мистике чисел и общим религиозно-нравственным характером. Хотя новопифагорейские писатели и желают быть верными истолкователями и учениками самого Пифагора, но и у них чувствуется сознание отличия от учения Пифагора. Порфирий и Ямблих, со слов Никомаха, говорят, что пифагорейское учение утрачено, что оно жило в устном предании и записано лишь для того, чтобы не быть совсем забытым. Действительно, древнее пифагорейское учение исчезает в IV в. До Р. Хр., и только религиозная сторона его продолжает жить в орфической поэзии и в культе Дионисия.

В великой Греции память о Пифагоре продолжала жить еще долго, как доказывают анналы Энния и книги, приписываемые Нуме. Первое историч. Свидетельство о новопифагорейской школе относится к I в. До Р. X. Первый римлянин, принадлежавший к Н., был Нигидий Фигул, друг Цицерона. К нему присоединился Ватиний. Вероятно, около середины I в. До Р. Хр. Составлены псевдоокелловы сочинения (Ocellus Lucanus. Περί της τοΰ πανιτός φύσεως). Возникла новопифагорейская школа, по всей вероятности, в Александрии. Первые писатели предлагали свои воззрения от имени самого Пифагора, вплетая их в его биографию. Так поступали Эвдот, Арий, Апполоний, Модерат, Никомах. Новопифагорейских сочинений, которые выдают себя за древнепифагорейские, в I в. Было весьма много.

Отрывки из них дошли в до настоящего времени. Многие из этих произведений приписываются Архите. Самые видные представители H. — Аполлоний Тианский, Модерат, Никомах и Филострат. Хотя их учение о единице и двоице, по-видимому, и служит лишь повторением древнепифагорейского, но, при ближайшем определении этих принципов, они им присваивают новые признаки. Для них единица есть начало всякого блага, порядка, они отожествляют ее с понятием Божества, двоица же есть начало несовершенства, беспорядка, изменения, вообще — материи, как источника всякого зла. При этом единство первопричины предполагается. Числа отожествляются с идеями. Благодаря числовым отношениям все противоположности в мире соединяются, форма соединяется с материей — но идеи-числа не имеют самостоятельного бытия, они выводятся из единицы, из Божества и рассматриваются как посредствующее звено между Богом и миром.

"Все предметы в мире, — говорит Никомах, — устроены по числовым отношениям разумом, создающим мир". В теоретической части учения новопифагорейцев влияние Аристотеля еще сильнее, чем Платоновское (напр. В логике и вообще в теории познания). Вместе с Аристотелем новопифаогорейцы учат о вечности мира (напр. У Псевдоокелла). На человека новопифагорейцы смотрят как на микрокосм. Душа есть число, и именно самодвижущееся число. Архита называет ее окружностью или шаром. Утверждается божественность и нематериальность души. Вера в демонов очень распространена у новопифагорейских писателей. Очень большое место у них занимает этика, но в их теоретических воззрениях нет ничего оригинального, что отделяло бы их от современных им перипатетиков и платоников.

Более характерного в религиозных воззрениях и нравственных требованиях, основанных на религии. Монотеизм новопифагорейцев, вследствие их веры в одушевленность небесных светил и в демонов, не имеет строгой последовательности. Высшее божество определяется духовными признаками, но подчиненные божества, играющие роль посредников между человеком и высшим Божеством, не поглощены высшим Божественным началом и требуют особого культа. Мистика у новопифагорейцев получает особое значение. Чистота нравов и аскетизм служат подготовкой к общению с Божеством. Очень подробны предписания насчет пищи, питья, омовений, клятвы и т. Д. В Н. Можно отличить два направления. Первое имело в виду практику, т. Е. Религиозное настроение, святость жизни и мистерии, второе — теорию.

Представителем первого служит Апполоний Тианский. Представителями второго — Модерат и Никомах. Биографию Апполония Тианского написал Филострат, по повелению императрицы Юлии Домны. Она переполнена вымыслов. Платоновская школа, по существу, всегда была близка с новопифагорейской, впоследствии обе школы слились совершенно в сочинениях Плутарха из Херонеи, Максима из Тира, Апулея, Нумения и др. Из этого слияния платонизма с новопифагорейцами возникла герметическая литература в конце III в. До Р. Хр. (см. Гермес Трисмегист).Литература. Новицкий, "Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований" (IV т., Киев, 1891). Елпидинский, "Религиозно-нравственное мировоззрение Плутарха Херонейского" (СПб., 1893).

Писарев, "Об Апполонии Тианском".Э. Р..

Значения в других словарях
Новопацкий

(Ян Novopacky) — чешский живописец. Род. В 1821 г. Учился в венской академии художеств у профессора Шейнфельда. Путешествовал по южной Европе, Далмации и Венгрии. Давал уроки в аристократических семьях (между прочим наследному принцу Рудольфу), затем некоторое время служил хранителем королевской картинной галереи в Вене. Большая часть картин Н. — пейзажи и народные типы тех местностей, которые он посещал.. ..

Новопацкий Ян

(Novopacky) — чешский живописец, род. В 1821 г. Учился в венской академии художеств у проф. Шейнфельда. Путешествовал по южной Европе, Далмации и Венгрии. Давал уроки в аристократических семьях (между прочим наследному принцу Рудольфу), затем некоторое время служил хранителем королевской картинной галереи в Вене. Большая часть картин Н. — пейзажи и народные типы тех местностей, которые он посещал.. ..

Новоплатонизм

Н. Называется направление мысли, возникшее в III в. По Р. Хр. И соединяющее в себе восточные элементы с греческой философией. До Гегеля историки смотрели на Н. С некоторым презрением. Гегель впал, может быть, в противоположную крайность, утверждая, что в Н. Греческая философия достигла полной силы, соединив в себе противоположные принципы и односторонние системы. Новоплатоники желали быть лишь истолкователями системы Платона, но несомненно, что лучшие их представители внесли много своеобразного ..

Новопокровская

— станица Кубанской области, Кавказского отдела. Дворов 1264, жителей 9136. 2 церкви, 2 школы, молотилок паровых 12 и конных 3, усовершенствованных плугов 762 и других земледельческих орудий 219, мельниц 25, торгово-промышленных заведений 30, фабрик и заводов 10.. ..

Дополнительный поиск Новопифагореизм Новопифагореизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Новопифагореизм" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Новопифагореизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 15 символа