Обычай

149

В обширном смысле всякая подробность или особенность жизни (кроме чисто физиологической или патологической), повторяемая, постоянно, периодически или при известных случаях, сознательно или бессознательно (по привычке, преданию, и т. Д.), большей или меньшей группой лиц или даже одним лицом, как нечто неизбежное, необходимое, полезное или приятное. В этом смысле можно говорить об обычаях племен и народов, а у отдельного народа — об О. Тех. Или иных его подразделений, сословий, классов, полов, обществ, профессий, лиц, об О. Религиозных, военных, правовых, торговых, промышленных, санитарных, модных и т. Д., соответственно тем категориям, на которые распадаются жизнь и быт. В более тесном смысле О., однако, отличается от закона, обряда, моды и означает, главным образом, такие особенности народного быта, которые, сложившись в более или менее отдаленные времена, переходят от поколения к поколению, как правила жизни, налагаемые силой общественного мнения и часто продолжающие существовать и тогда, когда уже утратилось сознание их первоначального значения и смысла.

С изменением условий быта и с распространением новых воззрений и понятий, старые О. Мало-помалу приходят в упадок, перестают соблюдаться, видоизменяются или заменяются новыми. Во всяком случае, О. Руководит всеми людьми, в большей или меньшей степени, на всех ступенях культуры, начиная с первобытной и кончая высшими. Мы встречаемся с ним как у дикарей, так и в цивилизованных обществах. На низших стадиях культуры О. Является регулятором жизни, умеряющим произвол отдельных лиц в интересах общины. "Давление со стороны общественного мнения, — замечает Тейлор, — принуждает людей действовать согласно О., который дает правила относительно того, что должно и чего не должно делать в большинстве случаев жизни. Исследователи диких стран иногда слишком смело заключали, что дикари живут без стеснений, следуя каждый своему собственному произволу.

На самом деле жизнь у дикарей на каждом шагу скована цепями О.". Во многих случаях очевидно, что О. Возник ради блага общества или того, что считалось благом. Например, в нецивилизованных странах вообще считается похвальным и даже необходимым оказывать гостеприимство всем проходящим, так как каждый знает, что когда-нибудь он сам может иметь в том нужду. У некоторых племен Австралии обычай запрещал молодым охотникам пользоваться известной дичью и лучшими частями крупных зверей, которые предоставлялись старикам. Нет сомнения, что это делалось для общего блага, потому что опытные старики, неспособные к тягостям охоты, могли приносить пользу племени в качестве хранителей народной мудрости и почетных советников.

Однако, при суждении об "общем благе", необходимо иметь в виду соответственную стадию культуры и ближайшие потребности данных условий существования. У бродячих дикарей, например, еще и теперь существует местами обычай убивать стариков, неспособных следовать за племенем в его перекочевках и добывать себе пищу охотой. Предания доказывают, что О. Этот был некогда значительно распространен, даже у предков народов, ставших впоследствии культурными. У дикарей убийство своих сограждан есть преступление, но по отношению к рабам, детям, дряхлым старикам оно теряет это значение, а по отношению к врагам, даже иноплеменникам вообще, является доблестным, хотя бы это были безоружные люди, женщины, дети. У многих дикарей считается позорным красть друг у друга или нарушать данное слово, но похищение чего-либо у чужих вызывает только похвалы, в особенности когда оно сопряжено с трудностями и опасностями.

Весьма распространенный на низших стадиях культуры (а отчасти и на более высоких) О. Кровной мести имел первоначально, по мнению Тейлора, известную разумность и пользу, так как удерживал людей от насилия на той ступени, когда еще не существовало особых судей и палачей. Многие О. Менее культурных народов — например общее владение землей, раздел продуктов охоты или имущества после смерти, перекочевки (у скотоводов), левират (см.), побратимство, экзо— или эндогамия, организация каст, классов, цехов и т. Д. — имели некогда важное значение и были существенно полезны, в том или ином отношении, для племени или его отдельных групп. Польза других обычаев не достаточно ясна, а некоторые даже прямо вредны, но утверждение их объясняется воображаемой их пользой или стоит в связи с общим мировоззрением и религиозными обычаями.

Таковы, например, различные О. Самоуродования и самоистязания, О. Свадебные и погребальные, празднества, имеющие характер вакханалий и сатурналий, и т. П. С течением времени первоначальный смысл многих О. Забывается или они получают иное значение, но, тем не менее, народ часто упорно их держится, чтя в них завет мудрой старины и проявление национальной самобытности. Изучение народных обычаев, часто являющихся пережитками отдаленного прошлого, представляет большой интерес как с точки зрения истории культуры и этнологии, так, отчасти, и в смысле практическом, для уяснения условий и нужд народного быта. См. Право обычное.Д. А..

Значения в других словарях
Обыск

Действие, предпринимаемое с целью обнаружения предметов, могущих служить средством к выяснению события преступления или виновника его, а также подлежащих конфискации. Предметом О. Может также служить личность предполагаемого, скрывающегося от правосудия виновника преступления. У нас, кроме устава уголовного судопроизводства, постановления об О. Встречаются также и в других отделах законодательства. Так например, положения об охране 14 сентября 1881 г. И о полицейском надзоре 12 марта 1882 г. (т...

Обыск церковный

Письменный акт, составляемый причтом церкви перед венчанием каждого брака и удостоверяющий наличность условий, требуемых законом для совершения брака. В существующей для того при каждой церкви (с 1802 г.) шнурозапечатанной книге, выдаваемой из консистории за подписью одного из членов, заносятся сведения. О звании, состоянии, вероисповедании и месте жительства жениха и невесты, о детях и здравом умственном состоянии их, о том, что между ними нет степени родства, препятствующей, по закону, их брак..

Обычное право

См. Право обычное.. ..

Обыщики

Псари, на которых, вместе с подвывалами, возлагается, в правильно организованной псовой охоте, обыск волков, т. Е. Разыскание, по расспросам местных жителей, мест, изобилующих волками, и проверка указанных волчьих гнезд. Во время отъезжих полей О. Служат. В дороге — путеводителями обоза, а на квартире — поставщиками, как припасов для господской кухни, так и всего необходимого для псовой охоты.. ..

Дополнительный поиск Обычай Обычай

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Обычай" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обычай, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 6 символа